Проекты из бруса

Внешняя политика первой половины XVII века. В первой половине XVII века "Чёрный континент" - Африка

Внешняя политика первой половины XVII века. В первой половине XVII века

На порок нового 16 века, Франция ступала с полностью завершёнными этапами объединения. Государство Франции получило шанс приобрести контуры географического значения, в основном благодаря тому, то присоединились к домену короля и герцогству Бургундии, а также графствам Бретань и Прованс. Эти географические контуры действовали на всём протяжении 16 века, а также затронули начало 17 века. По территориальным границам и числу проживающих жителей, которое на то время составляло около 15 миллионов человек, Франция была самым большим и могущественным государством на всей территории Европы. Благодаря тому, что страна объединилась, создалась весьма благоприятная почва для дальнейшего развития страны в плане экономики и политики.

В начале 16 века, Франция совершенно не имела должных рынков монопольного сбыта при возникших мануфактурах. В страну был закрыт постоянный приток новых сокровищ, которые можно было награбить в странах, которые находились за океаном. Но тем не менее, Франция постоянно занималась снабжением испанских колоний и многих других. Не территорию Америки, именно через торговые пути Испании отправлялись ткани из шерсти, различные полотна и холсты. Уже к середине 16 века, экспорт Франции в города Америки стал основной частью всей торговли на внешнем рынке.

Довольно стремительно рос интерес к левантийской торговле. Именно тут купцы Франции с давних времён постоянно соперничали с торговцами из Италии. Франция стремилась завладеть восточными рынками и средиземноморскими, чтобы отчасти компенсировать недостаток заокеанских рынков сбыта. Именно из-за интересов в торговле на Средиземном море Франция начала Итальянские войны, которые продлились с 1494 года по 1559 год. Также поводом стал и договор с Османской империей. Благодаря договору заключённому с султаном, Франция стала вести торговлю с Османской империей. Купцы из Франции везли в Османскую империю ткани из шерсти, холсты и различные полотна, а обратно возвращались с полными трюмами различных пряностей, сухофруктов и даже хлопка. В торговле средиземноморья, был заложен весьма огромный капитал. Именно благодаря внешней торговле наряду с действиями финансовых операций, стало возможно накопление капиталов.

Развитие деревень Франции, практически не было связано с рынком внешней торговли. Мешали развитию крупные феодалы. Они не стремились развивать эти рынки сбыта, ведь их капитал постоянно пополнялся за счёт крестьянский налогов.

Король лично занимался содержанием всех дворян. Помимо того, что он постоянно выдавал им различные милостыни и пенсии, они получали прибыль и от армейской службы. Именно дворяне были главной опорой власти королевской семьи. Этот класс людей пользовался своими привилегиями до тех пор, пока власть короля была стабильно крепкой. В конце 16 века и начале 17 века, среди дворян постоянно происходили междоусобные войны.

Дворяне Франции не относились к нестабильным группам людей. Они также не были замкнутыми. На протяжении всего 16 века, рыцарство стало приходить в значительный упадок. В класс господства постепенно стали входить дворяне произошедшие из буржуазии. Оно состояло из верхушек городской общины, которые имели либо власть, либо большие денежные капиталы.

Звание дворянина можно было приобрести за деньги вместе с покупкой земельного участка. Ранг и должность в аппарате бюрократии шла в нагрузку. Родовитое дворянство отличалось от нового только тем, что первые служили в армии, и благодаря этому, имели целый ряд различных привелегии, а вторые были лишены этой милости.

XVII век в Российской истории — это прежде всего начало трёхсотлетнего периода царствования династии Романовых, пришедшей на смену Московской династии Рюриковичей.
Этот период начался в разгар тяжелейшего политического, социального и экономического кризиса. Иван IV оставил после себя ослабленную и обедневшую страну, а прямой наследник Федор и царевич Дмитрий не могли принять бремя правления, поэтому фактическое управление страной взяли на себя бояре. Особенно среди них выделялся Борис Годунов, который посредством интриг и манипуляций избавился от всех кандидатов на престол, а после трагической гибели царевича Дмитрия воцарился единолично. Так окончилась история династии Рюриковичей.

Правление Бориса Годунова характеризовалось как положительными, так и отрицательными моментами. В число положительных можно занести реформаторскую деятельность, внесение определённого успокоения в общественную среду, попытки прекращения бояро-дворянских войн и достижения относительного внешнего спокойствия. При этом, на его царствование выпали одни из самых тяжёлых времён за всю историю России: Сильнейший экономический кризис, многочисленные стихийные бедствия и засуха, приведшие к массовому голоду. Обессиленный народ начинает обвинять в бедствиях «проклятого» царя.

На фоне этого, польский монарх Сигизмунд 3, в обмен на обещание вывести страну под покровительство Речи Посполитой, помогает самозваному «чудом выжившему» царевичу Дмитрию взойти на престол. Но позже вспыхивает мятеж и Лжедмитрия убивают, а польская поданная — Марина Мнишек, которую по договору выдали замуж за самозванца, остаётся “царской вдовой“. Вскоре в Москве объявляется ещё один самозванец, выдающий себя за Дмитрия. Полячка так же признаёт его, однако вскоре его тоже убивают. Сама же Марина, по одним сведениям, была умерщвлена вместе со своими сыном «воренком», а по другим - была заточена в темнице боярами, видевшими в ней политическую угрозу.

Затем власть в руки взял влиятельный боярин Василий Шуйский — но он был свергнут и насильно отправлен в монастырь.
Далее власть некоторое время принадлежала совету бояр, что в народе запомнилось как «семибоярщина».
Наконец, бояре решают обратиться за помощью к польскому королевству. Однако польская армия обманом вторгается в Москву, что приводит к формированию «народного ополчения», организованного Кузьмой Мининым и возглавляемого князем Дмитрием Пожарским. Польская интервенция была отбита, а на царство избрали Михаила Романова.

После воцарения Михаила в стране наступило спокойствие. Проходило снижение налогов, появлялось производство, страна понемногу развивалась.
Сын Михаила — Алексей, был прозван «Тишайшим». Его правление, в частности, запомнилось церковными реформами, благодаря которым церковь была фактически подчинена царю-самодержцу. Однако в то же время был осуществлен т.н. Церковный раскол, во главе которого стоял Патриарх Никон, привнёсший ряд реформ в существовавшую духовную практику, что вызвало серьёзный раскол в духовенстве и способствовало появлению «старообрядцев» (крестившихся двоеперстным образом), не принимавших данные реформы.

В дальнейшем, на протяжении всего семнадцатого века в России, старообрядцы подвергались серьёзным преследованиям, а Никон был лишён своего сана и заточён в темнице.
После смерти Алексея Михайловича началась новая волна политической смуты, которая привела к воцарению дочери Алексея Тишайшего — Софьи, которая успела проявить себя довольно успешной царицей, однако, тем временем, прямой наследник Алексея — царевич Петр, уже достаточно подрос и был готов взять бразды правления на себя.

П.В. Иванов (профессор, доктор исторических наук)

1975

В первой половине XVII столетия Курск является одним из центров феодального землевладения России. Самыми крупными землевладельцами были монастыри, особенно Богородицкий.

Население посада и монастырских слобод, мелкие служилые люди и черкасы (так называли украинцев, переселившихся в Россию из Правобережной Украины) занималось земледелием. Однако это не являлось единственным его занятием. Важной чертой жизни населения было сравнительно быстрое развитие товарного производства и обмена.

Правда, о неземледельческом труде жителей Курска в первой половине XVII века, особенно в первые два десятилетия, у нас очень мало сведений. Но в «Книге приходной пошлинным и судным деньгам» (она относится к 1619 г.) упоминается «судовое дело»: 8 плотников делали суда, на которых перевозили хлеб из Курска в Рыльск и Путивль. Разумеется, названное количество плотников носит случайный характер. «Судовым делом» в Курске занималось значительно больше людей, ибо судоходство по Сейму в ту пору было весьма развитым [ЦГАДА, Разрядный приказ, Безгласный стол, № 16, лл. 2-3, 11-14 ]. В той же «Книге» говорится о колокольном и свечном деле.

В 1639 году в Курске имелось 27 кузниц, 86 лавок, 16 полок, 3 харчевни, 5 клетей, 18 дворов («оброчных»). В этом же году был учрежден литейный двор. Кроме того, имелись квасной и соляной промыслы, мельничное дело, изготовлялась селитра. Встречаются упоминания о кирпичном деле, а также о других ремеслах и промыслах.

Ремеслами и промыслами занималось «черное» население, жители монастырских слобод, мелкий служилый люд, а также «курчане переезжие черкасы» (украинцы). Так, в 1641, 1643 и 1646 годах они, обзаведясь домашним строением и прочим имуществом, построили под Курском ряд мельниц. Некоторые из них (С. Яковлев, Я. Васильев, И. Лавренов) ремонтировали государевы мельницы в Курске и постоянно работали на них, получая определенную плату. Причем курские мастеровые-черкасы использовались и для различных поручений в других городах. В 1641-1642 годах в город Вольный посылался М. Долгов, «бочарный и судовой мастер для селитренного дела».

О торговле в Курске в течение первых двух десятилетий XVII века данных тоже почти нет. В «Книге приходной пошлинным и судным деньгам» (1619 г.) говорится, что на городском рынке имелись такие товары, как писчая бумага, воск, свечи, сало, дрова, лубки, железо и др. Бумагой торговали Ф. Сыромятник и Г. Расторгуй, железом - курский пушкарь (артиллерист) М. Погонин, дровами - крестьянин Е. Костиков.

В 1623-1624 годах кроме указанных ранее товаров упоминаются уклад (сталь), металлические изделия (рогачи, сковороды, железные котлы, ковши, кочерги и пр.), сохи, кожи сырые (говяжьи, коневые, медведки), кожи деланные, овчины, юфть (баранья, говяжья, коневая), лапти, сукно «муромское», шубы, лисьи, куньи, бобровые меха, изделия из серебра, соль, рыба сухая и свежая (щука, осетр, белуга, сазан), мед, яблоки, орехи, мыло, деготь, клей, конопля, хмель, лес, скот (лошади, коровы, овцы) и др., причем соль, рыба, железо и некоторые другие товары имелись в большом количестве. Нетрудно видеть, что преобладали не те товары, которыми удовлетворялись потребности «верхов» общества, а те, которые шли массовому потребителю.

В документах 1642 года помимо уже упоминавшихся товаров встречаются рожь, овес, сельди (десятки бочек), масло, чеснок, шубы овчинные, рукавицы, шапки (на овчине), сапоги, шнурки (тысячи штук), зипуны (сермяжные), шелковые сорочки, чулки, гребенки роговые, холсты, попоны, полотна, крашенина, сукна (лазоревое, английское), меха, косы, ножи, котлы медные, лопаты, гвозди, сани, телеги, бочки, краски, селитра, свинец, лес, дрова, хворост, кирпич, ладан, карты и др.

На курском рынке торговали купцы из Севска, Рыльска, Путивля, Белгорода, Валуек, Оскола, Воронежа, Ельца, Ливен, Орла, Кром, Мценска, Волхова, Брянска, Калуги, Тулы, Черни, Серпухова, Москвы и других городов, а также донские казаки и выходцы из Украины.

В 1642 году встречались торговые люди и из других мест России (Скопина, Белова, Карачева, Корочи, Чугуева, Хотмыжска).

Важно отметить, что Курск был одним из пунктов развивавшихся экономических связей между Россией и Украиной, Россией и Белоруссией. Например, в 1642 году торговые дела в Курске вели купцы Могилева, Новгород-Северска, Киева и Луцка. Торговля украинских купцов послужила толчком к постройке в Курске гостиного двора.

Быстро развивавшимся экономическим связям России с Украиной и Белоруссией способствовала экономическая политика русского правительства. Должностным лицам на местах, в том числе должностным лицам Курска, предписывалось обеспечить украинским, белорусским, а также польским купцам «повольную» торговлю. И торговые люди Украины и Белоруссии приезжали в многочисленные города России «беспрестанно» [Воссоединение Украины с Россией, т. I, стр. 18, 153, 153-154, 207 257, 401, 422-423, 482-483 и сл.; т. II, стр. 7, 63-64, 65-66, 135; ЦГАДА, Разрядный приказ, кн. Приказного стола, № 5, л. 102 ].

Экономические связи России с Украиной и Белоруссией становятся еще более значительными в ходе освободительной войны украинского и белорусского народов против польско-литовских феодалов (1648-1654 гг.), особенно после воссоединения Украины с Россией (1654 г.). Так, в 1646-1647 годах в Курске вели торговлю купцы из Глухова, Новгород-Северска, Сосниц, Ромен, Гадяча, Лубен, Луцка, Зычни, Орши, Чашлова, Могилева и других украинских и белорусских городов.

Все это свидетельствует о том, что товарообмен в городе постоянно возрастал. Не случайно в XVII столетии под городом возникла Коренная ярмарка, ставшая в ряд с такими, как Свенская (под Брянском), Макарьевская (под Нижним Новгородом).

Товарообмен Курского края занимал важное место в оформлявшемся всероссийском рынке, который, как известно, был составной частью общеевропейских, а также азиатских экономических связей.

В Курске торговыми делами занимались посадские люди, стрельцы, казаки, пушкари, затинщики (стрелки из укрытий, где стояли орудия), крестьяне светских и духовных феодалов и дети боярские (мелкие землевладельцы, они упоминаются в связи с куплей и продажей лошадей). Торговые обороты были довольно значительными.

В таможенной книге 1623-1624 годов значится, что тулянин (посадский человек) Л. Душкин «явил» (объявил) для продажи в Курске 24 связки железа, 2 кипы хмеля, 2 воза соли, 20 сковород, 20 сох - всего 5 возов, на сумму 45 рублей (если перевести на деньги конца XIX века, то эта сумма равняется примерно 800 золотым рублям); калужанин М. Фомин в течение четырех раз - в общей сложности 38 возов соли, на сумму 114 рублей; курянин М. Мосеев - разных товаров на 56 рублей, а курянин И. Гудков - на 90 рублей [ЦГАДА, Разрядный приказ, Денежный стол, кн. 79, лл. 45, 46 об., 116, 131 об.; 136 ].

Аналогичная картина была и в среде курских стрельцов, казаков, пушкарей. В том же документе говорится, что курский стрелец М. Носков трижды «являл» юфтевые кожи, лисьи и куньи меха, рыбу, мед, орехи (8 возов на 70 рублей); курский казак М. Пузиков - 6 возов соли на 36 рублей, курский пушкарь М. Понин - мыла, сукна и других товаров на 40 рублей.

Совершенно очевидно, что Мосеев и Гудков не были рядовыми посадскими людьми, а Понин - не рядовой пушкарь. Они вели по тому времени крупную торговлю и по существу уже входили в состав курского купечества.

Торговлей, ремеслом занимались и крестьяне, принадлежавшие курским светским и духовным феодалам. В таможенной книге 1623-1624 годов отмечено несколько десятков случаев купли-продажи крестьянами лошадей. В 1639 году крестьянам Троицкого девичьего и Богородицкого мужского монастырей принадлежало 34 торговых места (лазки, полки, скамьи) и 10 кузниц. В 1642 году курянин Константин, портной мастер, «явил» 57 пудов меду, 20 пудов воску, 10 пудов селитры (на 150 рублей), а два крестьянина Никиты Романова - К. Ланин и М. Жеденов - 24 воза соли.

В товарно-денежные отношения непосредственно втягивалось и духовенство. В 1649 году протопоп соборной церкви Григорий держал на откупе перевоз через реку Сейм.

В течение первой половины XVII века были ликвидированы последствия «великого разорения» (интервенции польско-литовских захватчиков) и достигнуты значительные успехи в развитии хозяйства страны. Решающая роль в этом принадлежала не землевладельцам и государству, как пытались утверждать выразители мнений эксплуататорских классов, а широким народным массам: крестьянству, низам городского населения.

Начался новый период истории нашей страны: уходили в прошлое остатки феодальной раздробленности, некоторой изолированности различных районов государства и наступало фактическое слияние их в единое целое.

XVII век в истории России - это время общего подъема производительных сил: в земледелии увеличивался ассортимент сельскохозяйственных культур, обрабатывались целинные земли и т. п.; успехи в промышленности сказывались в развитии ремесла, в увеличении мануфактур (крупных производств), в применении труда наемных работных людей; возрастала товарность хозяйства, рос обмен. Все это привело к тому, что именно в указанное время начался процесс оформления русской нации.

Одной из черт нового периода в истории нашей страны было резкое обострение классовой борьбы. В конце первой половины XVII века произошло несколько городских восстаний.

Как свидетельствуют различные материалы, положение основной массы населения Курска ухудшалось потому, что из десятилетия в десятилетие росли прямые и косвенные налоги. С «черного» населения непрерывно брали деньги на жалованье служилым людям, на выкуп пленных, хлеб для стрелецкого войска и вообще для ратных людей, сборы с ремесел и промыслов, другие подати и поборы. Одной из самых тяжелых повинностей были «городовые поделки»: доставка материалов, постройка и ремонт различных укреплений.

Население монастырских слобод не выполняло отдельных лежавших на «черных» людях повинностей в пользу государства, например «городовых поделок». Решающую роль в материальном положении монастырского населения играли увеличивавшиеся поборы и работы в пользу монастырей. Однако и на эту часть курского населения падало общее налоговое бремя. Подати, поборы, повинности возросли в тридцатых годах, особенно сильно в 1632-1634 годах.

Ухудшалось положение стрельцов, казаков, пушкарей, затинщиков и др. Правда, они за свою службу получали денежное и хлебное жалованье, считались «белым» населением, так как вместе с посадом не платили налогов и сборов, но их экономическое положение мало отличалось от положения низов посада и населения монастырских слобод. Кроме того, правительство неоднократно уменьшало им жалованье и распространило на них некоторые повинности. Все больше и больше времени приходилось отдавать службе, что, конечно, отражалось на личном хозяйстве.

Наконец, необходимо отметить эксплуатацию основной массы населения Курска городской верхушкой, «добрыми прожиточными людьми», а также указать на злоупотребления должностных лиц («поборы», «насильство»).

Наряду с этим ухудшалось и правовое положение низов городского населения: на протяжении всей первой половины XVII века росло закрепощение масс, что нашло свое отражение в Соборном уложении 1649 года.

На развитие борьбы низов населения Курска не могли не оказать влияния такие факты, как постоянный приток сюда протестующего населения из центра России, а также украинцев и белорусов, спасавшихся от гнета польских и литовских феодалов, широкие связи с «мятежным Доном» и т. д.

Протест низов курского населения проявлялся в самых различных формах.

Курск находился в числе тех городов России, население которых активно участвовало в таком выдающемся событии борьбы маос против крепостнического гнета, как крестьянская война 1606-1607 годов под предводительством И.И. Болотникова [Смирнов И. Восстание Болотникова, 1951, стр. 129, 133, 199 ].

«Собрахуся боярские люди и крестьяне, - говорится в источнике по этому поводу, - с ними же пристаху украинные посадские люди, и стрельцы, и казаки, и начата по градам воеводы имати и сажати по темницам... бояр же домы разоряху...» [Сб. Курский край, вып. I, Курск, 1925, стр. 71 ].

Своеобразной формой протеста низших слоев городского населения было закладничество: «худые людишки» уходили из посада «от обиды», «от продажи», «от податей» и признавали зависимость от монастырей и других крупных феодалов [Смирнов П. Посадские люди, 1947, стр. 324 ]. А тот, кто продолжал жить на старом месте, занимался своим прежним делом, например, ремеслом, промыслом, но переставал числиться «черным человеком», то есть лицом, на которое падали определенные подати в пользу государства. Закладчик платил оброк или выполнял какие-то работы в пользу того, эа кого «заложился».

Судя по тому, что закладничество, несмотря на запреты правительства, получило широкое распространение, можно полагать, что оно было выгодно и закладчикам. Очевидно, финансовые тяготы «черного человека» были более тяжелыми. Закладничество было развито и в Курске.

Кроме того, известно бегство из Курска посадских людей, лиц, живших в монастырских слободах, мелких служилых людей.

1646 год отмечен уходам на Дон большой группы жителей Курска. Это произошло в связи с тем, что в феврале указанного года был объявлен набор для поселения «в помощь Войску Донскому всяких охочих вольных людей и их тягла...» [Донские дела, т. III, стр. 492-493 ].

«Охочих вольных людей» в Курске, Рыльске, Севске собралось свыше 1000 человек. В середине апреля этот отряд был уже в Воронеже. Иными словами, быстрота сбора людей для поселения на Дону была поразительная. Среди желающих уйти на Дон имелось много крестьян, стрельцов, казаков, представителей посадского населения.

«Вольные люди» Курска, как и других мест, продолжали прибывать в Воронеж. Это пугало представителей местной власти. Попытки возвратить некоторых из «охочих людей» успеха не имели: все, кто пришел в Воронеж, отправились на Дон.

Иначе говоря, распоряжение правительства использовалось угнетенными крестьянами различных мест России, в том числе и Курска, в качестве средства избежать крепостного гнета.

Совершенно очевидно, что приведенные факты не дают полной картины борьбы угнетенных со своими угнетателями. Но и они показывают, что протест основной части населения Курска проявлялся беспрерывно, в самых различных формах, что классовые противоречия здесь с течением времени приобретали все большую и большую остроту. Именно поэтому крепостники называли Курский край бунтарским. И не случайно на Руси сложилась поговорка: нет у белого царя вора пуще курянина. (Вор - в старинном значении этого слова - мятежник, бунтарь, нарушитель государственных законов).

Важной страницей в истории борьбы населения Курска было восстание 1648 года, стоящее в ряду таких событий, как городские антикрепостнические восстания в России 1648-1650 годов.

Известен ряд фактов, непосредственно предшествующих восстанию и с ним связанных.

Стрелецкий голова К. Теглев, который командовал мелкими служилыми людьми и являлся правой рукой воеводы, производил сыск закладчиков. Ему было велено стрельцов и казаков, которые «разбежались и живут за монастыри и за попы и за дворяны... свести в Курск в стрельцы и казаки по-прежнему» [ЦГАДА, Белгородский стол, стб. 269, л. 1 ]. Несколько закладчиков Теглев возвратил и из вотчин Троицкого девичьего монастыря.

Сыск закладчиков усилил недовольство в низах населения. Действия Теглева наносили удар и по духовным феодалам, которые пользовались определенными привилегиями. Так, вотчины курского духовенства грамотами царя Михаила (1619-1629 гг.) освобождались от всяких государственных повинностей. Монастырские власти ведали и судом в зависимых от них селениях, исключая «разбойные и кровавые дела» [Русская Вивлиофика, т. I, стр. 21-23, 24-27; Памятная книга Курской губернии на 1860 г. Курск, 1860, стр. 60; История о городе Курске. Курск, 1792, стр. 22-23 ].

Эти привилегии духовных землевладельцев вызывали недовольство у дворян и детей боярских, которые делали попытки ограничить, а то и ликвидировать их. Правительство, учитывая желание средних и мелких феодалов, предпринимало в этом направлении кое-какие шаги. В результате был запрещен переход тяглых дворов на посадах в руки беломестцев.

Столкновения курских землевладельцев происходили довольно часто. Духовенство жаловалось центральным учреждениям и царю на «насильства» дворян, детей боярских и местных властей. Дворяне и дети, боярские обвиняли монастырское начальство и прочее духовенство в том, что они «чинят обиды великие» [ГАКО, ф. 186, оп. 8, сз. 8, д. 12; ЦГАДА, Разрядный приказ, Приказный стол, стб. 559, ч. 1, лл. 226, 284-285. - «Курские Епархиальные Ведомости», 1914, № 1-2, стр. 19 ].

С течением времени эти противоречия становились острее и острее. Трудно сказать, какая из сторон была «нападающей». Правительство при решении споров между курскими землевладельцами длительное время стояло на позиции сохранения основных привилегий духовных феодалов. Когда в Курске был начат сыск закладчиков, игуменья Троицкого девичьего монастыря Феодора отправилась в Москву и привезла оттуда грамоту, запрещавшую производить сыск в монастырских вотчинах.

С Феодорой в столицу ездил монастырский крестьянин Кузьма Воденицын, один из будущих вожаков курского восстания.

О том, что из Москвы привезена грамота, быстро стало известно населению монастырских слобод, а затем и всем жителям Курска.

Обстановка накалялась. Известия о событиях в столице способствовали вспышке народного гнева. Действия Теглева выглядели как «беззаконные». Протест против него казался оправданным. Недовольство угнетенных грозило вылиться в наиболее активную форму, что в конце концов и произошло 5 июля 1648 года.

Однако, если монастырское начальство имело привезенную из Москвы грамоту, то и местные власти действовали по указу. Дело в том, что царское правительство пыталось ограничить привилегии монастырей. Но эти шаги до поры до времени маскировали, и власти делали это весьма своеобразно: на места посылали взаимно исключающие друг друга распоряжения, то есть действенные и недейственные или имеющие и не имеющие силу. Разумеется, должностным лицам было известно, какой документ действительно следовало выполнять, а какой нет. Это получило название «лицемерной системы московской волокиты» [Смирнов П. Посадские люди, т. II, 1948, стр. 43-62, 123-124 ]. Подобные приемы дипломатической «мудрости» не раз имели место в истории.

События в Курске показывают, что для тех, кто руководствовался названными приемами, не всегда все сходило безнаказанно.

Указ, который осуществлял Теглев, и грамота, данная монастырским властям, - яркий пример той системы, о которой идет речь. Последующие события свидетельствуют о том, что имевшим силу документом был указ курскому воеводе, а не грамота, привезенная из Москвы игуменьей Феодорой.

Тем не менее монастырские власти (игуменья Феодора, протопоп Григорий и др.) полагали, что им вновь удалось отстоять свои привилегии. Они попытались закрепить, как им казалось, достигнутую победу, используя недовольство масс. Этим объясняется объявление старцев о сборе к воеводской избе жителей монастырских слобод для слушания грамоты, запрещающей сыск закладчиков.

Утром 5 июля 1648 года у воеводской избы собрался народ. Грамоту зачитали. Игуменья Феодора, протопоп Григорий настаивали перед воеводой Ладыженским, чтобы он вызвал Теглева и чтобы Теглеву прочли «государев указ». Воевода потребовал отсылки «мужиков». Собравшиеся разошлись. Тогда вызвали Теглева. После того как он был ознакомлен с содержанием грамоты, между ним и протопопом Григорием произошла горячая перепалка.

Тем временем у воеводской избы опять собрался народ. Теглев и воевода оказались осажденными. Попытки воеводы уговорить собравшихся результатов не дали. Раздался набат. Людей собиралось все больше и больше. Бревном выбили дверь. Воеводе удалось бежать через окно. Теглев был убит, двор его разгромлен. Гнев масс готов был проявиться открыто и по отношению к монастырским властям.

Восставшие около суток были хозяевами города.

Участники восстания - ремесленный люд монастырских слобод, низы посада, мелкие служилые люди, крестьяне - опирались, по существу, на поддержку всей массы населения Курска. Об этом говорит то, что у воеводы до появления дворян и детей боярских, которые были на покосе, совершенно не имелось сил для подавления народного возмущения.

Среди самых активных участников курского восстания выделяется К. Воденицын. Он, будучи очевидцем событий в Москве, рассказывал о них так, что его слова призывали к самым активным действиям. В Москве, говорил он, восставшие расправились с более знатными лицами, чем Теглев, а наказания за это не было. Кузьма Воденицын был в первых рядах участников движения. Находясь под следствием, он советовал своим товарищам, чтобы они «говорили одне речи, что убили Кастентина (Теглева) всем миром» и т. д.

Нужно оказать, что московские события произвели очень сильное впечатление как на самого Воденицына, так и на других участников восстания в Курске. Даже находясь в тюрьме, К. Воденицын и Б. Иконник продолжали рассуждать о том, что произошло в столице.

Восставшие в Курске выступали не просто против стрелецкого головы Теглева, а против мероприятий местной администрации, которая осуществляла распоряжения правительства. Сыск закладчиков явился только поводом для выражения протеста низов населения против крепостнического гнета.

Духовным феодалам, таким образом, не удалось использовать движение в своих корыстных целях. Оно сохранило свой четко выраженный классовый смысл. На этом стоит остановить внимание еще и потому, что в таком солидном труде, каким являются «Очерки истории СССР», слишком преувеличена роль монастырского начальства, нечетко сказало об истинном существе движения [Очерки истории СССР. XVII в., стр. 244 ].

Курское восстание вызвано глубокими социальными причинами, а не боязнью тревог, связанных со стрелецкой службой, как пытались утверждать некоторые дворянско-буржуазные историки, например, А. Танков. Достаточно вспомнить, что после объявления набора для поселения на Дону (1646 г.), властям, в том числе и курским, пришлось буквально силой удерживать крестьян, посадских людей, мелкий служилый люд, желающий отправиться на Дон.

Некоторые «историки» хотели бы развенчать борьбу масс, доказать свое явно реакционное положение о том, будто массы не играли положительной роли в истории, доказать ненужность борьбы масс.

Непродолжительная, но мощная вспышка народного гнева в Курске сильно напугала царское правительство. Оно, видимо, опасалось нового взрыва возмущения и не рассчитывало на местные силы, имевшиеся в распоряжении воеводы. Именно поэтому, несмотря на подавление восстания, несмотря на тревожность обстановки в столице, после июньских событий в Курск из Москвы были посланы крупные воинские силы во главе со стольником Бутурлиным. Последовали жестокие расправы: «пущие заводчики» были казнены (К. Воденицын, К. Фильшин, К. Анпилогов, Б. Иконник, И. Малик), десятки людей наказаны, сто пятьдесят человек высланы из Курска. Только немногим удалось спастись бегством.

Подавив восстание, беспощадно расправившись с активными его участниками, крепостники стремились всякими путями укрепить свои позиции. В сознание угнетенных всеми средствами внедрялась мысль о том, что «милостию всемогущего бога и... государским счастием смутное время утихает...», что нужно молиться «о победе на враги и одолении, и о смирении, и о тишине всех православных христиан», так как иначе последуют тьма кромешная и вечные мучения.

В целях установления «мира и тишины» и избавления «от всяких находящих зол» по распоряжению царя в Курск был послан животворящий крест.

Чтобы ослабить противоречия между феодалами, монастырские слободки Курска, населенные торгово-ремесленным людом, отписывались на государя. Они становились «черными», на них распространялось посадское тягло. То же делалось и в других городах страны.


Русский народ не на жизнь, а на смерть вел борьбу за независимость своей родины с польско-литовскими интервентами. Врагам казалось, что они близки к победе, однако против поработителей поднялось народное ополчение во главе с К. Мининым и Д. Пожарским.

В 1612 году польско-литовские захватчики послали из Русь многочисленную армию под командованием Жолкевского. Пали Орел, Путивль, Белгород, началась осада Курска.

Защитники города в течение месяца геройски отражали врагов. Интервенты захватили и выжгли посад. Оборонявшие город отступили сначала в большой острог, затем в малый.

Несмотря на неравенство сил, недостаток воды, пищи и боеприпасов, куряне отстояли свой город, сорвав планы захватчиков, и этим в известной мере помогли освободителям столицы.

В 1634 гощу польские феодалы решили нанести удар по югу страны, а также и Курску. Захватчики, которыми командовал известный своими жестокостями магнат Вишневецкий, пытались неожиданно, ночью, захватить Курск, но безуспешно. Не имели успеха и многочисленные дальнейшие приступы. Курск устоял. Понеся большие потери, враги отступили. Планы интервентов были сорваны.

Таким образом, куряне своими ратными делами развивали славные традиции Руси в борьбе с внешними врагами. Беспредельную храбрость наших предков при защите родины вынуждены были признать даже противники России. «Русские, - писал польский король Баторий, - при защите городов, не думают о жизни, хладнокровно становятся на места убитых или взорванных действием подкопа и заграждают пролом грудью, день и ночь сражаясь, едят один хлеб, умирают с голода, но не сдаются» [Фриман Л. История крепости в России, ч. I. СПб., 1895. стр. 1 ].

В течение первой половины XVII века курянам часто приходилось бороться с крымскими татарами и ногайцами, которые неоднократно совершали набеги на оскольские, ливенские, елецкие, белгородские и курские места.

Десятки, сотни, а иногда и тысячи людей становились рабами, попадали к туркам на каторгу. Многие там и погибали. Иным удавалось освободиться и бежать на родину. Так, в 1643 году из турецкой неволи бежали 280 русских. На захваченном судне они достигли Западной Егаропы, а затем возвратились в Россию. Среди них были стрельцы из Оскола и Валуек.

Роль заслона от опустошительных набегов ордынцев выполняли донские казаки. Часто вместе с ними выступали запорожцы [Воссоединение Украины с Россией, т. I, стр. 218-219, 222-223, 309 и др. ].

Жизнь Дона была тесно связана с Курском. Здесь донским казакам разрешалось беспошлинно («для своей потребности, а не на продажу») закупать хлебные запасы и другие нужные им товары; через Курск и из Курска для донцов и армии, расположенной на юге, шли хлебные запасы, вооружение. Город посылал донскому казачеству рогатины и другое оружие [Донские дела, кн. I, стр. 736-741; кн. III. стр. 113-114, 168-169 ]. Кроме того, Курск являлся одним из важнейших опорных пунктов обороны южных границ. Это видно из сравнения гарнизонов Курска, Воронежа, Белгорода, Путивля, Рыльска.

В 1616 году гарнизон Курска имел более 1300 человек (в том числе около 600 стрельцов, казаков, пушкарей и других мелких служилых людей). Воронежский гарнизон насчитывал 971, белгородский 313, путивльский 1049, рыльский 773 человека [Беляев И. О сторожевой станичной и полевой службе. М., 1846, стр. 35, 46-49 ]. Следовательно, курский гарнизон был самым многочисленным. Стоит отметить, что в составе гарнизонов многих русских городов, как и в курском, было немало украинцев, бежавших в Россию от гнета польско-литовских феодалов. В 1631 году положение с гарнизонами названных городов несколько изменилось: курский гарнизон насчитывал только 268 человек, воронежский 547, белгородский 335, путивльский 694, рыльский 343 [Богоявленский С. Некоторые статистические данные по истории русского города XVII века. М., 1898, стр. 9-10 ].

Уменьшение указанных гарнизонов объясняется реальной опасностью возникновения Смоленской войны. На курском же, кроме этого, отразилось, по-видимому, завершение в середине века строительства Белгородской укрепленной черты, которая проходила через верховье рак Сулы, Псла, Воркслы, Северного Донца, шла на Тихую Сосну и по ней достигала Дона. Ее центром был Белгород. Курск же все больше и больше становился тыловым городом, что благоприятно сказывалось на его хозяйственном и культурном развитии.


Рассказать о культурном облике Курска первой половины XVII века трудно. Это объясняется тем, что в нашем распоряжении очень мало источников. Но материалы, которыми мы располагаем, показывают, что культурный уровень города по тем временам был достаточно высоким.

В городе длительное время жил А. Мезенцев, выдающийся географ первой половины XVII века. Есть предположение, что он является одним из составителей крупнейшего памятника русской культуры XVII веха - «Книги Большому Чертежу».

После опустошения Курского края монголо-татарами в Курске длительное время, вплоть до конца первой половины XVII века, все строения возводились из дерева. И только в конце первой половины XVII века был построен Знаменский монастырь из камня. Факты свидетельствуют, что «курчане» умели добротно строить. Не случайно интервенты не смогли взять курскую крепость ни в 1612, ни в 1634 году.

В первой половине XVII века Курок был известен народными песнями, играми, плясками. Но все это расценивалось духовными и светскими властями, как «дела бесовские», «сатанинские». Эти «сатанинские» дела категорически запрещались, за них угрожали «великами муками». В непосредственную связь с народными песнями, играми, плясками власти ставили «неблагочиние молящихся» в церквах, то есть ослабление религиозности в народной среде. Видимо, все это в Курске приобрело особую остроту. Один из детей боярских Курска подал челобитную о том, чтобы в Соборном Уложении (1649 г.) были запрещены песни, игры. Когда же он узнал, что его челобитная не нашла своего отражения в Соборном Уложении, то подал вторую, прося царя указом запретить «праздничные игрища, сатанинские песни, скакания и плясания».

Однако, несмотря на запреты и всевозможные угрозы и наказания за несоблюдение благочестия, жизнь брала свое: народное творчество развивалось, подтачивая устои pелигиозной идеологии. В развивавшемся народном творчестве был виден протест масс против крепостнического гнета. Этот протест выражался и в «непотребных», «непригожих словах» по адресу должностных лиц, а то и царя.

Хотя массы и не представляли себе государства без царя, без «великих людей», но на их мнение об общественном государственном строе оказала влияние жизнь Дона «где без бояр живут»; жизнь украинцев и белорусов, которые в борьбе за свое освобождение бояр «повывели», жизнь «людей вольных» - черкас, получивших во многих населенных пунктах России, в том числе и в Курске, убежище от порабощения польско-литовскими феодалами [Воссоединение Украины с Россией, т. 1, стр. XX, 277, 285, 365; АМГ, т. II, стр. 275 ].

("Тишайший"), Федор Алексеевич, царевичи Петр и Иван при регентстве царевны Софьи.

Главной отраслью экономики России оставалось с/х, а основными с/х культурами были рожь и овес. За счет освоения новых земель в Поволжье, в Сибири, на юге России производилось больше с/х продукции, чем в прошлом веке, хотя методы обработки земли оставались прежними, с помощью сохи, бороны; плуг внедрялся медленно.

В 17 веке зародилась первая мануфактура, развивалась торговля, но очень плохо, т.к. Россия не имела выхода к морю.

Русская культура 17 века характеризовалась постепенным отходом от церковных канонов, распространением светских знаний, обмирщением зодчества, живописи, скульптуры. Происходило это из-за ослабления влияния церкви, подчинения ее государству.

В конце 16 века после смерти остался его сын Федор, который был слабоумным, и малолетний царевич Дмитрий. Федор не мог править, т.к. из-за своего слабоумия он "не мог держать выражения лица", поэтому вместо него стали править бояре, среди которых выделился . Он имел большую известность, т.к. был татарским ханом, шурином Федора и зятем Малюты Скуратова, т.е. имел богатые родовые связи.

Борис Годунов все делал тихо, но "по смыслу", поэтому получил прозвище "Хитрый Бес". За несколько лет он уничтожил всех своих противников и стал единоличным правителем при Федоре. Когда в Угличе в 1591 г. погиб царевич Дмитрий (по официальной версии он сам напоролся на нож), а в 1598 г. умер царь Федор, на царство был венчан Борис Годунов. Народ поверил ему и крикнул: "Бориса на царство!" С воцарением Бориса на престоле династия Рюриковичей пресеклась.

Многие мероприятия, проведенные в период его царствования, были реформаторскими и напоминали правление . К положительным преобразованиям царя относятся следующие:

  1. Он первым пригласил на иностранных специалистов, при этом всех иностранцев стали называть немцами не только потому, что германцев среди них было больше всех, но и потому,что они не говорили по-русски, т.е. были "немыми".
  2. Постарался успокоить общество, объединив правящий класс. Для этого он перестал преследовать бояр и возносить дворян, тем самым прекратил гражданскую войну в России.
  3. Установил внешний мир за столом переговоров, т.к. практически не вел войн.
  4. Отправил несколько сот молодых дворян учиться за границу и попытался первый сбрить бороды боярам (хотя удалось это только Петру I).
  5. Начал освоение Поволжья, в его царствование были построены города Самара, Царицын, Саратов.

Отрицательным было ужесточение крепостного права - он ввел пятилетний срок сыска беглых крестьян. Тяжелое положение народа усугубляется голодом 1601-1603 гг., который начался из-за того, что в 1601 г. все лето шли дожди, и рано ударил мороз, а в 1602 г. наступила засуха. Это подорвало экономику России, люди умирали от голода, а в Москве началось людоедство.


Василий Шуйский фото

Борис Годунов пытается подавить социальный взрыв. Он начал раздачу хлеба даром из государственных запасов, установил твердые цены на хлеб. Но эти меры не имели успеха, т.к. раздатчики хлеба стали им спекулировать, к тому же, запасов не могло хватить на всех голодных, а ограничение цен на хлеб привело к тому, что его просто перестали продавать.

В Москве за время голода умерло около 127 тыс. человек, хоронить успевали не всех, и тела умерших подолгу оставались на улицах. Народ решает, что голод - это проклятие Господа, а Борис - сатана. Постепенно поползли слухи, что приказал убить царевича Дмитрия, потом вспомнили, что царь-татарин. Эта обстановка была благоприятной для дальнейших событий, которые произошли в .

В 1603 г. появляется Григорий Отрепьев - монах Саввино-Сторожевского монастыря, заявивший, что он "чудесно спасшийся" царевич Дмитрий. Люди ему поверили, Борис Годунов прозвал его , но доказать ничего не смог. Попасть на российский престол помог польский король Сигизмунд III . Лжедмитрий заключил с ним сделку, согласно которой Сигизмунд дает деньги и войско, а Григорий после воцарения на российском троне должен был жениться на польке, Марине Мнишек. Кроме этого, Лжедмитрий обещал отдать полякам западные русские земли со Смоленском и ввести на Руси католичество.

Поход Лжедмития на Москву продлился два года, но в 1605 г. он терпит поражение под Добрыничами. В июне 1605 г. умирает Борис Годунов, его 16-летнего сына Федора выкинули из окна четвертого этажа. Весь род Бориса Годунова убили, в живых оставили только дочь Бориса, Ксению, но ей была уготована участь любовницы Лжедмитрия.

Алексей Михайлович фото

Царевич Лжедмитрий был избран на царство всем народом, и в июне 1605 г. в Москву торжественно въехал царь и великий князь Дмитрий Иванович. Лжедмитрий был очень независим, он не собирался выполнять обещания, данные польскому королю (кроме женитьбы на Марине Мнишек). Попытался ввести в русских столовых этикет, вилку и сам очень ловко ею пользовался за обедом.

Наблюдая за этим, его приближенные решили, что он - Лжедмитрий, т.к. русские цари не умели пользоваться вилкой. В мае 1606 г. во время восстания, вспыхнувшего в Москве, Лжедмитрий был убит.

На Земском соборе 1606 г. царем был избран боярин . Именно в его правление появился - польский наемник, который собрал войско из крестьян и двинулся на Москву. При этом он говорил, что ведет на трон Дмитрия. В 1607 г. восстание было подавлено, но скоро в Стародубе появился новый самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия. Марина Мнишек (за 3 тыс. рублей) даже "признала" в нем мужа, но взойти на трон ему не удалось, в 1610 г. был убит в Калуге.

В стране росло недовольство Шуйским. Дворяне во главе с Прокопием Ляпуновым свергли Шуйского, и он был пострижен в монахи. Власть перешла к олигархии семи бояр, получившей название " ". Бояре во главе с Федором Мстиславским стали править Россией, но они не имели народного доверия и не могли решить, кто же из них, будет править.

патриарх Никон фото

В итоге, на престол позвали польского королевича Владислава, сына Сигизмунда III. Владиславу нужно было перейти в православие, но он был католиком и менять веру не собирался. Бояре упросили его приехать "посмотреть", но сопровождало его польское войско, захватившее Москву. Сохранить независимость русского государства можно было только, опираясь на народ. Осенью 1611 г. в Рязани было образовано первое народное ополчение, которое возглавил Прокопий Ляпунов. Но ему не удалось договориться с казаками и его убили на казачьем кругу.

В конце 1611 года в Кузьма Минин пожертвовал деньги на создание . Возглавил его князь Дмитрий Пожарский. В октябре 1612 года польский гарнизон в Москве пал.

В начале 1613 года состоялся Земский собор, на котором должны были избрать царя. На нем были представлены все социальные сословия, были даже казаки. На царство был избран с подачи громкого крика казаков. Казаки думали, что царем можно будет легко манипулировать, т.к. ему было всего 16 лет, и он не знал ни одной буквы. Отец Михаила, митрополит Филарет, находился в польском плену, мать в монастыре. Первой женой Ивана Грозного был Романова, к тому же Романовы не были "замазаны" опричниной, что тоже играло немаловажную роль при избрании царем Михаила.

После восшествия его на престол между боярами начинается борьба. Решали, на ком женить юного монарха. Однако когда невесту подбирали, она умирала. Михаил женился только через 13 лет на Евдокии Стрешневой, и бояре так и смогли приобрести на него влияния.

В 1619 г. из плена вернулся отец Михаила, в результате в стране установилось двоевластие. Формально правил Михаил, официально - Филарет, и продолжалось это до смерти Филарета в 1633 г. Правление Михаила было справедливым и мудрым. Были снижены налоги, русский человек платил в казну так называемую "пятую деньгу", 4/5 оставлял себе. Иноземцам были предоставлены права на строительство заводов в России, началось развитие металлургической и металлообрабатывающей промышленности.


Петр 1 фото

Михаил Федорович почти не вел войн, в России наступило успокоение. В 1645 г. он тихо умер, и на престол взошел его сын, Алексей. За свою доброту и мягкость был прозван "Тишайшим". У него было две жены, от первой, Марии Милославской, родился сын Федор, от второй, Натальи Нарышкиной,- сыновья Петр и Иван, и дочь Софья.

Во время своего правления Алексей Михайлович проводил умеренные преобразования, а также провел церковную реформу и реформу городов. Важное деяние - издание Соборного Уложения 1649 г. Оно представляло собой свод законов по всем вопросам от хозяйства до государственного устройства (самодержавия).

Самой важной частью были статьи "О чести государевой". Никто не мог посягнуть на власть царя, но царь должен был советоваться с боярами. Устанавливалось наказание за покушение на государя "словом и делом" - смертная казнь.

Главы, посвященные крестьянскому вопросу - "Суд о крестьянах". Произошло оформление крепостного права, крестьяне являлись собственностью владельца, могли покупаться и продаваться. Судьей над крепостными был их помещик. Крепостной крестьянин имел только одно право жаловаться государю.

Согласно главе "О поместьях", поместья было разрешено передавать по наследству, лишить дворянина поместья не могли, т.е. роль дворянства усилилась.

Церковная реформа


До Алексея Михайловича церковь была независима от государства. Царь подчинил церковь государству с помощью следующих мер:

  • церковь стала платить государству налоги, т.е. была лишена финансовых привилегий;
  • судьей над церковью стал царь;
  • монастыри были лишены права покупать землю.

Предложил свою реформу: креститься не двумя пальцами, а тремя; отдавать поясные поклоны в церкви. Это вызвало недовольство части духовенства и светской знати. Произошел церковный раскол, появилось движение старообрядцев, во главе которых стоял протопоп Аваакум.

Алексею Михайловичу удалось сломить церковь и подчинить ее себе. В 1666 г. патриарх Никон был лишен своего сана и заключен в монастырскую тюрьму, а протопоп Аваакум - расстрижен и проклят на церковном соборе. После этого начались жестокие преследования старообрядцев.

Реформа городов

Горожане были признаны особым, независимым сословием, но они были прикреплены к городам. Защищались права горожан на торговлю: крестьянин должен был продать горожанину свою продукцию оптом, а горожане могли продавать в розницу.

В конце 17 века после смерти Алексея Михайловича на престоле началась чехарда, т.к. у него было три сына и дочь. В 1676 г.на престол взошел его старший сын, 14-летний Федор, но он был болен, не мог самостоятельно ходить и власть была в руках его родственников со стороны матери. В 1682 г. Федор умирает, и при малолетнем Иване и Петре стала править царевна Софья. Правила она до 1689 г. и успела совершить немало полезного:

  • дала свободу городам;
  • осознала необходимость прорыва к морю для развития торговли, для этого были предприняты два (правда, неудачных) крымских похода, в 1687 и 1689гг.

Софья пыталась захватить всю власть, но 17-летний царь уже был готов принять власть на себя.

Итоги

Итак, 17 век в - это не только " ", смутный век, но и век противоречий. В экономике России господствующее положение занимал феодальный уклад, и в то же время возникает капиталистический уклад хозяйства. Несмотря на то, что положение народа было крайне тяжелым, произошло оформление крепостного права, тем не менее, именно народ мог помочь стать царем тому или иному претенденту на российский престол, поверить ему и пойти за ним.

История основания храма. Печатная слобода
(причт и прихожане в первой половине 17 века)

История Печатной слободы, где в начале 17 века была построена деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, начинается раньше и связана с историей возникновения самого печатного дела на Руси. Как известно, еще в 1553 году Иван Грозный по совету митрополита Макария решил устроить в Москве книгопечатню, для чего и повелел построить особый дом на Никольской улице, в Китай-городе, получивший название Печатный двор. Руководителями государевого дела были поставлены Петр Тимофеев (Мстиславец) и диакон Николо-Гостунского собора в Кремле Иван Федоров. Новое предприятие потребовало многих рабочих рук, таковые наемные мастеровые явились в Москву из разных мест обучиться печатному делу. Жили многие печатники первоначально на Никольской улице, близ самой Печатни, а частью в Кремле, недалеко от . У печатников была и еше одна приходская церковь – Успения Божией Матери на Чижевском подворье. Первоначально она была устроена как придельная к церкви святых Жен Мироносиц одноименного монастырька на «Никольском крестце» (перекрестке) против Печатного двора. Еще в начале 17 века вплотную к Мироносицкой церкви вплотную стояла церковь св.Михаила Малеина (вероятно, прежде тоже монастырская). Обе церкви были деревянными и в 1626 году сгорели, а в 1647 г. новый владелец усадьбы М.М.Салтыков строит каменную Мироносицкую церковь с приделом Успения Пресвятой Богородицы. При этом Успенская церковь считается домовым храмом, а Мироносицкая – приходским храмом Печатного двора, здесь освящаются книги.

Но в это время уже существует и деревянная церковь за каменными Сретенскими воротами Белого города, где в конце 16 века печатникам была пожалована земля. Первое упоминание о ней относится к 1631-32 гг.

Печатники поселились на земле , где уже существовали поселения с середины 16 века. Издревле улица, получившая затем название Устретенская (Встретенская) или Сретенская была частью большой дороги в северные города Ростово-Суздальской Руси. С 14 века она стала дорогой в Троице-Сергиев монастырь, а со второй половины 16 – дорогой к Белому морю и его главному порту городу Архангельску, построенному в 1584 году. Именно этой дорогой ехал в Москву сын холмогорского крестьянина – Михайло Ломоносов.

Интересно, что вблизи этих мест, далее по Лубянке, которая до 19 века целиком именовалась Сретенкой, в 16 веке жили новгородцы и псковичи, выведенные Василием III с родины в 1510 году. События этого времени переплетены с историей некоторых храмов. Так, церковь архидиакона Евпла построена Иваном III в память заключения мира с новгородцами (1471 г.), а церковь Сретения на поле, построили в 1482 году псковские мастера.

Дорога, ставшая впоследствии Сретенской улицей, приводила к каменным воротам, построенным как и стены Белого города в 1586-1593 гг. До набега на Москву крымского хана Довлет-Гирея и пожара в 1571 году некоторые улицы Белого города завершались решетками, которые запирались на ночь, и возле которых в дежурили «объезжие головы». На Лубянке такая решетка стояла у церкви Введения Богородицы, в Псковичах, на пересечении современных улиц Большой Лубянки и Кузнецкого моста, где находилось имение князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Здесь, у «введенской решетки», возле своего приходского храма, 19 марта 1611 года вместе с пушкарями Пушечного двора Пожарский отбил поляков, наступающих из Китай-города и, как сказано о нем, «изнемогши от ран, паде на землю». На этих улицах преимущественно жила знать – бояре и дворяне, находящиеся на царской службе, почему и вся земля называлась белой, т.е свободной от налогов. В целях лучшей защиты города от набегов неприятеля и от пожаров при царе Федоре Иоанновиче знаменитым зодчим Федором Савельичем Конем была построена массивная крепостная стена с десятью воротами и многими башнями. В Москве на то время было очень много мелких речек и безымянных ручьев. (см. Фрагмент Сигизмундова плана, торг на реке Неглинной, 1610 г.). Все они (например, притоки Неглинной со стороны будущего Рождественского бульвара) были пущены в ров, устроенный подле стен Белого города. За стенами его располагался Деревянный город или Скородом , здесь все постройки были деревянные и строились наскоро, т.к. чаще были подвержены пожарам и первые страдали от нападения неприятеля. Деревянным город назывался еще и потому, что в 1592-1593 гг. Борис Годунов построил вокруг него земляной вал с деревянной стеной и со рвом впереди. В стене было устроено 34 башни с воротами и более сотни глухих башен. Стены земляного вала много раз горели. Первый раз – в 1571 году, затем – в 1611 году, во время польской интервенции, еще до упоминания храма в Печатниках. В 1638-1641 году, когда уже существовала деревянная церковь, вал укреплялся, а в 1659 году была выстроена новая стена – «острог» из ряда толстых заостренных бревен. С 1683 года при воротах взималась пошлина с привозимых в город дров и сена. В отличие от жителей Белого города население Скородома именовалось черным, т.к. было обложено налогами с земельной собственности, а слободы, располагавшиеся здесь – черными сотнями. ( см. План Скородома. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова, 1613 г.)

К моменту возникновения Печатной слободы в начале Сретенской улицы здесь существовали дворы многих ремесленников и торговцев, еще ранее переселившихся за Сретенские ворота. Вся местность между будущей Трубной улицей и Костянским переулком именовалась – «за Устретенскими вороты в Деревянном городе Новая слобода». Земля в районе Костянского переулка в начале 17 века принадлежала кн.Дмитрию Михайловичу Пожарскому, жившему неподалеку, на Лубянке, вообще многие дворы слободы, «лежащие впусте» после пожара 1611 года, отдавались правительством под огороды знатным придворным людям.

К моменту поселения здесь печатников в слободе числилось более 60-ти дворов, а в них – множество людей, представителей самых разнообразных профессий. Среди них: ветошники, плотники, скорняки, сапожники, кафтанники, седельники, дегтяри, сабельники, рыбники, сусальники, серебряники… В центре Сретенки находилась обширная Пушкарская слобода, где жили пушкари - артиллеристы. Слобода, располагавшаяся ближе к стенам земляного вала, по обе стороны Сретенки, называлась Панкратьевской черной слободой, по существовавшему там одноименному храму. При царе Алексее Михайловиче в Панкратьевской слободе были поставлены дворы стрельцов поселенного здесь приказа (полка) . В 1698 году Петр ликвидировал стрелецкое войско и выселил из москвы всех стрельцов с их семьями.

У Сретенских ворот в 17 веке было много мясных лавок, которые позднее были переведены ближе к Сухаревской площади, а переулок долго еще сохранял название Мясной. В районе будущаго Колокольникова переулка с 1680 года находился колокольный завод Ф.Д.Моторина (с 1730 года отливавшего Царь-колокол). Вообще вся местность долгое время сохраняла торгово-ремесленный характер пригорода, определивший и будущую планировку Сретенки – чрезвычайную изрезанность переулками, типичную для слобод 16-17 веков, и мелкие домовладения. Вплоть до конца 18 века здесь устраивались «базары», на которые съезжались окрестные крестьяне, в иные дни народ так стеснял улицу, что по ней было ни проехать, ни пройти, пока наконец по представлению полиции торг не перенесли за Земляной вал, к Сухаревой башне.

Печатники, поселились вдоль ручья, протекавшего между Сретенкой и Трубной улицей, во Рву, под стенами Белого города, т.е. в 17 веке слобода занимала и территорию Рождественского бульвара. Около 1630 года в слободе уже существовала деревянная церковь, именуемая с этого времени «в Земляном городе», «в Печатной слободе у Сретенских ворот», «за Устретенскими воротами Белого города, в Печатниках» и т. д., а рядом – в Пушкарской слободе – уже значатся церковь преп.Сергия и Спаса Преображения (обе «в Пушкарях»), далее по Сретенке – Троицы в Листах (или «на Листах» и Панкратиевская.

В Архиве Приказа Печатного двора сохранились документы, позволяющие составить представление о первых священнослужителях и прихожанах Успенского храма. О первом настоятеле храма известно лишь то, что он был вместе с успенским же диаконом одним из покупателей Учебной Псалтири (издания 1632 г.) Имена этих священнослужителей: священник Иосиф и диакон Ерофей . Книгораспространение шло разными способами: через лавку Печатного двора и через книжные торги. Обычно книги отдавались в торговые ряды (житные, крупяные...) по нескольку экземпляров. В Белом городе было 18 таких рядов, причем, самым «книжным» считалось место на Сретенке. В 40-е годы 17 века Успенский храм упоминается неоднократно в числе приходов, покупающих книги Печатного двора. И неудивительно, что из московских церквей, приобретающих особенно большое количество книг, выделяется наш храм и церковь Николы Гостунского, это - храмы первопечатников, и здесь живут мастеровые типографии.

Печатники были люди уважаемые, многие спецальности требовали подлинного мастерства и достаточной грамотности, но было среди них и много людей пришлых, прибывших в Москву на заработки, не справлявшихся с работой, впавших, как про них тогда говорилось, в «скорбь» (в известный русскому человеку недуг) и от дела быстро отставших. Из Переписной книги 1638 года и из документов Печатного приказа (РГАДА) известны имена печатников, живших в Печатной слободе, в приходе церкви Успения Пресвятой Богородицы, что в Печатниках. Сама по себе эта Переписная книга интересна тем, что особенной задачей переписи являлось выявить наличие оружия у населения на случай возможного нападения неприятеля. Выясняется, что из ста двух человек (мужского населения) 63 держат при себе пищали или рогатины и лишь у 39 не имеют ружья и впредь готовить не хотят. Про печатников говорится, что они «ружья у себя никакого не сказали». В слободе на 1638 год значится 27 дворов печатных мастеров (35 человек) и три церковных двора, из которых один принадлежит уже упоминавшемуся попу Иосифу. Значатся в приходе и два дьячка – Фрол Осипов и Афанасий . Среди упоминаемых здесь печатников – мастеровые самых разных специальностей: наборщики (самые квалифицированные), торедорщики, батыйщики (или батырщики), переплетчики; есть также столяры и сторожа.

В Печатной слободе жили не только печатники. Переписная книга упоминает в успенском приходе и другие дворы:

    государевых мастеровых людей разных чинов (например, Ямского Приказу подъячего Данила Васильева, Поместного Приказу подъячего Микиты Головнина, Казенного Двора подъячего Федора Антипина, Челобитного Приказу сторожа Ивашка Иванова, Каменного Приказу сторожа Климка Кондратьева, сытника Афанасия Вильяшева и других);

    дворян московских (князей Петра и Бориса Вяземских, Гаврилы Островского);

    жильцов иноземных («греченинов», «немчинов», «иноземцев»), а также двор греческого толмача (переводчика) – Дементия Чарнцова.

В 1654 году, при царе Алексее Михайловиче, Москву постигла страшная моровая язва. Неизвестно, в какой степени коснулась она Успенского храма, но хроника тех лет донесла до нас сведения, что почти все население в Москве вымерло. В соборах Кремля осталось: в Успенском – 1 священник, 1 диакон, в Благовещенском – 1 священник, из Архангельского собора протопоп «сбежал в деревню». В Чудовом монастыре умерло 182 монаха (осталось 16), в Вознесенском монастыре умерло 90 монахинь (осталось 38).

Известно, что к 1659 году прежняя деревянная церковь сильно обветшала, и вместо нее на старом месте была воздвигнута . Упоминается и священник, служивший здесь в 1679 году – Пимен Миронов .

Наконец, на исходе 17 века (как говорится в Клировых ведомостях, около 1695 года) жители Печатной слободы соорудили одноглавую каменную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы без приделов, с трапезою и шатрообразною колокольнею. Событие это произошло в царствование Петра Первого, при патриархе Адриане (ум. в 1700 г.). К сожалению, Храмозданной грамоты на каменную церковь не сохранилось. Клировые ведомости сообщают, что до 18 века рядом с Успенскою, за Сретенскими воротами существовала еще и другая, Знаменская церковь, тоже деревянная, но в 1722 году ее уже нет, и судьба ее неизвестна.

На вторую половину 17 века сохранились и другие Переписные книги. Например, Переписная книга 1665 – 76 гг. (Перепись, судя по всему необходима была для некоторого контроля населения, особенно среди слобожан, для чего избирались специальные десяцкие – «объезжие головы», следившие за бережением огня и за воровством. В Печатниках такие десяцкие: кружевник Симонка Степанов, батыйщик Юрька Алексеев, наборщик Сенка Гаврилов. Печатники живут не только в Печатной, но и в соседней Панкратиевской слободе, ближе к Земляному валу, который до нач. 18 века еще существует в целостном виде, хотя роль укрепления уже не играет. Из других чинов, живущих в Приходе Успенского храма назову несколько имен: знаменщик Федор Анкидинов, иконнго дела чертещик (чертежник) Афонька Фомин, боярин князь Иван Петрович Пронский, боярин князь Иван Алексеевич Воротынский, князь Никита Васильевич Елецкий, стольник князь Моисей Григорьевич Львов, стольник Афанасий Денисович Фонбисин .

На конец века близлежащие храмы тоже уже каменные:

    Троицы в Листах – 1661 г.

    Спаса Преображения в Пушкарях – 1683 г.

    Сергия в Пушкарях – 1689 г.

    Мученика Панкратия – 1700 г.

К сожалению, на момент построения каменного храма и первое десятилетие 18 века нам ничего неизвестно о священнослужителях и о причте.

Храм св.Николая Гостунского в Кремле построен в 1506 году, до перенесения в него чудотворной икон из села Гостунь именовался - храм Николая Льняного. Был снесен в 1816 году.