Дача

Можно ли обвинить генерала в смерти Червякова? «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение Почему червяков решил извиниться перед генералом

Можно ли обвинить генерала в смерти Червякова? «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение Почему червяков решил извиниться перед генералом

Представьте себе, что о смерти Червякова узнал генерал.

Монолог генерала после смерти чиновника.

10.Интерпретация рассказа (мультимедийная презентация).

За анекдотической ситуацией в юмористических рассказах Чехова часто проступает психологический парадокс.

И. Бурдина

Парадокс – неожиданное, непривычное, противоречащее здравому смыслу.

О каком психологическом парадоксе идёт речь в рассказе «Смерть чиновника»?

Традиционная в русской прозе о «маленьком человеке» пара грозный генерал – робкий чиновник в рассказе Чехова перевернулась: скромный чиновник превратился в угнетателя (палача), а превосходительство в угнетаемую жертву. Высокий бюрократический ранг Бризжалова не помешал ему остаться нормальным человеком. Червяков, напротив, и при своём малом чине не личность.

В. Недзвецкий

Вы согласны с такой мыслью М. Рыбниковой?

Это рассказ о страхе. Генерал был крупный чиновник, а Червяков – мелкий чиновник. Такой был строй жизни, такая была система, что младшие до ужаса боялись старших. Он десять раз извинялся, тот на него накричал, Червяков испугался и умер.

Зачем Червяков преследует генерала?

В творчестве Чехова немало персонажей со стереотипным мышлением, которые живут по «программе». Червяков считает, что генерал должен унижать и карать мелкого чиновника за любую оплошность. Здесь показан «сбой» программы: Червяков не понимает, почему генерал не слушает его извинений. вроде бы делает всё правильно, но добивается обратного эффекта.

И. Исакова

Отчего умер Червяков?

Если Червяков и унижен в его человеческом достоинстве, то отнюдь не генералом Бризжаловым. Свое человеческое достоинство Червяков унижает, при этом весьма настойчиво, только сам. Итак, чеховский Червяков – чиновник не по роду службы или должности, но по натуре. Этот тип существует в любой среде и в любом народе. Он, увы, вечен, бессмертен. Герой «Смерти чиновника» помирал оттого, что не был понят и удовлетворён в праве на пресмыкательство.

В. Недзвецкий

Почему Червяков умер, не снимая вицмундира?

Нарушение логики в поступках людей в произведениях Чехова – это отражение алогизма, абсурдности самой действительности. Заглавие предваряет текст, в котором делается намёк на несовместимость каких-то понятий: смерть не человека, а чинуши, раба. Постоянно автор обращает внимание на несоответствие, контрастность причины и следствия (чиновник чихнул – чиновник «помер»).

М. Семанова

Должность Червякова – экзекутор. Какие ещё значения несёт это слово?

Экзекуция – исполнение судебного приговора, телесная кара, наказание.

Незначительный, страдающий комплексом неполноценности чиновник оказывается вдруг страшным для самого генерала; он как червь точит психику Бризжалова, пока не выводит высокопоставленного чиновника из себя. Безобидный Червяков оказывается своего рода тираном, деспотом. Червяков страшен потому, что на нём, на его добровольном пресмыкательстве, держится вся система низкопоклонства, чинопочитания, унижения и самоунижения.

В. Крючков

11.»Маленький человек» Чехова (мультимедийная презентация).

Какие герои в русской литературе – «маленькие люди»?

Приведите примеры.

Червяков – «маленький человек»?

Червякова можно было бы причислить к традиционному в русской литературе типу «маленького человека».

1.Все они занимают одно из низших мест в социальной иерархии.

2.Приниженность, соединённая с ощущением несправедливости, уязвлённой гордостью.

3.»Маленький человек» часто выступает в оппозиции к «значительному лицу», а развитие сюжета строится главным образом как история обиды, оскорбления.

И. Толоконникова

Как Чехов относится к своему герою?

В творческом развитии Чехова его ранние рассказы играют очень важную роль. В частности резко меняется отношение писателя к забитому и приниженному человеку, ставшему таким по собственной вине. Вместо традиционной для предшествующей литературы жалости чувствуется презрение к подобным людям. И прекрасной иллюстрацией этого является рассказ «Смерть чиновника».

И. Толоконникова

В ситуации Червякова нет безысходности, и страдания его надуманны. Он сам себя добровольно загоняет в духовное рабство тем, что постоянно унижается, досаждая генералу своими извинениями. Поэтому вряд ли симпатии Чехова могут быть на стороне такого персонажа. Скорее это «антиидеал» автора.

И. Толоконникова

После чтения. Рефлексия.

12.Виды информации в тексте (мультимедийная презентация).

Определите виды информации в рассказе.

1.Фактуальная информация.

Чиновник Червяков в театре чихнул и обрызгал генерала. Пять раз он извинялся, довёл Бризжалова до нервного срыва и умер.

2.Концептуальная информация.

Червяков уже по натуре чиновник, а не человек.

3.Подтекстовая информация.

«Маленький человек» может быть ещё более страшным тираном, чем крупный начальник.

13.Сопоставление «Смерти чиновника» со стихотворением Беранже «Знатный приятель».

Чтение учителя.

Пьер Жан Беранже

ЗНАТНЫЙ ПРИЯТЕЛЬ

Я всей душой к жене привязан

Я в люди вышел... Да чего!

Я дружбой графа ей обязан.

Легко ли! Графа самого!

Делами царства управляя,

Он к нам заходит, как к родным.

Какое счастье! Честь какая!

В сравненье с ним,

С лицом таким -

С его сиятельством самим!

Прошедшей, например, зимою

Назначен у министра бал;

Граф приезжает за женою,-

Как муж, и я туда попал.

Там, руку мне при всех сжимая,

Назвал приятелем своим!..

Какое счастье! Честь какая!

Ведь я червяк в сравненье с ним!

В сравненье с ним,

С лицом таким -

С его сиятельством самим!

Жена случайно захворает -

Ведь он, голубчик, сам не свой:

Со мною в преферанс играет,

А ночью ходит за больной.

Приехал, весь в звездах сияя,

Поздравить с ангелом моим...

Какое счастье! Честь какая!

Ведь я червяк в сравненье с ним!

В сравненье с ним,

С лицом таким -

С его сиятельством самим!

А что за тонкость обращенья!

Приедет вечером, сидит...

- Что вы всё дома... без движенья?..

Вам нужен воздух...- говорит.

- Погода, граф, весьма дурная...

- Да мы карету вам дадим! -

Предупредительность какая!

Ведь я червяк в сравненье с ним!

В сравненье с ним!

С лицом таким -

С его сиятельством самим!

Зазвал к себе в свой дом боярский:

Шампанское лилось рекой...

Жена уснула в спальне дамской...

Я в лучшей комнате мужской.

На мягком ложе засыпая,

Под одеялом парчевым,

Я думал, нежась: честь какая!

Ведь я червяк в сравненье с ним!

В сравненье с ним,

С лицом таким -

С его сиятельством самим!

Крестить назвался непременно,

Когда господь мне сына дал,-

И улыбался умиленно,

Когда младенца восприял.

Теперь умру я, уповая,

Что крестник взыскан будет им...

А счастье-то, а честь какая!

Ведь я червяк в сравненье с ним!

В сравненье с ним,

С лицом таким -

С его сиятельством самим!

А как он мил, когда он в духе!

Ведь я за рюмкою вина

Хватил однажды: - Ходят слухи...

Что будто, граф... моя жена...

Граф,- говорю,- приобретая…

Трудясь... я должен быть слепым...

Да ослепит и честь такая!

Ведь я червяк в сравненье с ним!

В сравненье с ним,

С лицом таким -

С его сиятельством самим!

Что сближает эти произведения?

Инсценировка «Смерть чиновника».

IV Рефлексия

Какое отношение к рассказу Чехова имеют эпиграфы к уроку?

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю;

Я царь – я раб; я червь – я Бог!

Г. Р.Державин

Ничтожество своё сознавай, знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать своё достоинство.

А. Чехов – брату Михаилу

Объясните смысл этих фраз.

V Домашнее задание

Урок-практикум по литературе. Работа над текстом в формате ЕГЭ

А.А. Чехов «Смерть чиновника» (1883)

Цель занятия: Повторить теоретические понятия о сюжете, композиции, жанре.

1. Чтение текста.

В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на "Корневильские колокола". Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг... В рассказах часто встречается это "но вдруг". Авторы правы: жизнь так полна внезапностей! Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось... он отвел от глаз бинокль, нагнулся и... апчхи!!! Чихнул, как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают. Червяков нисколько не сконфузился, утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? Но тут же пришлось сконфузиться. Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в первом ряду кресел, старательно вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то. В старичке Червяков узнал статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения.

"Я его обрызгал! - подумал Червяков. - Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо".

Червяков кашлянул, подался туловищем вперед и зашептал генералу на ухо:

Извините, ваше-ство, я вас обрызгал... я нечаянно...

Ничего, ничего...

Ради бога, извините. Я ведь... я не желал!

Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать!

Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, но уж блаженства больше не чувствовал. Его начало помучивать беспокойство. В антракте он подошел к Бризжалову, походил возле него и, поборовши робость, пробормотал:

Я вас обрызгал, ваше-ство. Простите... Я ведь... не то чтобы...

Ах, полноте... Я уже забыл, а вы все о том же! - сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой.

"Забыл, а у самого ехидство в глазах, - подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала. - И говорить не хочет. Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал... что это закон природы, а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает!.."

Придя домой, Червяков рассказал жене о своем невежестве. Жена, как показалось ему, слишком легкомысленно отнеслась к происшедшему; она только испугалась, а потом, когда узнала, что Бризжалов "чужой", успокоилась.

А все-таки ты сходи, извинись, - сказала она. - Подумает, что ты себя в публике держать не умеешь!

То-то вот и есть! Я извинился, да он как-то странно... Ни одного слова путного не сказал. Да и некогда было разговаривать.

На другой день Червяков надел новый вицмундир, подстригся и пошел к Бризжалову объяснить... Войдя в приемную генерала, он увидел там много просителей, а между просителями и самого генерала, который уже начал прием прошений. Опросив несколько просителей, генерал поднял глаза и на Червякова.

Вчера в "Аркадии", ежели припомните, ваше-ство, - начал докладывать экзекутор, - я чихнул-с и... нечаянно обрызгал... Изв...

Какие пустяки... Бог знает что! Вам что угодно? - обратился генерал к следующему просителю.

"Говорить не хочет! - подумал Червяков, бледнея. - Сердится, значит... Нет, этого нельзя так оставить... Я ему объясню..."

Когда генерал кончил беседу с последним просителем и направился во внутренние апартаменты, Червяков шагнул за ним и забормотал:

Ваше-ство! Ежели я осмеливаюсь беспокоить ваше-ство, то именно из чувства, могу сказать, раскаяния!.. Не нарочно, сами изволите знать-с!

Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой.

Да вы просто смеетесь, милостисдарь! - сказал он, скрываясь за дверью.

"Какие же тут насмешки? - подумал Червяков. - Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять! Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Черт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!"

Так думал Червяков, идя домой. Письма генералу он не написал. Думал, думал, и никак не выдумал этого письма. Пришлось на другой день идти самому объяснять.

Я вчера приходил беспокоить ваше-ство, - забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, - не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с... а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам... не будет...

Пошел вон!!! - гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.

Что-с? - спросил шепотом Червяков, млея от ужаса.

Пошел вон!! - повторил генерал, затопав ногами.

В животе Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся... Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер.

Впервые напечатано в журнале "Осколки", 1883, 30, с подзаголовком "Случай"

2. Словарь к рассказу Чехова (по Далю) .

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля

Чиновник - служащий государю и жалованный чином.

Сановник - высший чиновник.

Экзекутор (лат.) - исполнитель, чиновник при канцелярии и присутственном месте, на котором лежат полицейские и хозяйственные обязанности.

Экзекуция - исполнение судебного приговора, телесная кара, наказание.

«Корневильские колокола» - оперетта французского композитора 17 века Робера Планкета.

Блаженство - счастье, благополучие, благоденствие.

Полицеймейстер (нем.) - начальник полиции города.

Тайный советник - чин гражданской службы 3 класса (всего 14 классов).

Конфузиться - совеститься, быть в замешательстве.

Статский (нем.) - гражданский, противоположный военному.

Генерал - чин 4 класса.

Ведомство - отрасль, часть государственного управления.

Ваше-ство - Ваше Превосходительство - титул сановников 4 и 3 классов.

Ехидство - злоба, злость, лукавство.

Вицмундир - парадная служебная одежда.

«Аркадия» театр - мифическая страна счастья.

Апартаменты (фр.) - палаты, покои.

Милостисдарь - милостивый государь - вежливое обращение к кому-либо.

Фанфарон - бахвал, хвастун, лгун, пускающий пыль в глаза.

Персона (фр.) - человек, лицо, особа.

Млеть - цепенеть, обмирать, лишаться памяти, сознательности.

3. Жанр «Смерти чиновника»

1)Дайте определение рассказа.

Рассказ - эпический жанр малого объёма, требующий не менее двух событий и ударной концовки. Для рассказа характерен режим экономии.
2)Докажите, что это рассказ.

В рассказе «Смерть чиновника» очень небольшой объём, три героя, минимум событий, экономное повествование, неожиданный финал.

3)Филологи утверждают, что чеховский рассказ - это сплав анекдота и притчи.

Анекдот (греч.) - короткий занимательный рассказ о неожиданном событии с непредсказуемой концовкой.
Притча - небольшой рассказ в назидательной форме, претендующий на общечеловеческое обобщение.

Вы согласны с мнением филологов? Докажите.

4.Сюжет

Что такое сюжет? Ход событий в художественном тексте.

Назовите сюжетные элементы. Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Найдите сюжетные элементы в рассказе.

1.Экспозиция. Иван Червяков в театре.
2.Завязка. Чиновник чихнул и обрызгал генерала.
3.Развитие действия. Червяков ходит извиняться к генералу.
4.Кульминация. Генерал закричал и затопал ногами.
5.Развязка. Чиновник умер.

Почему кульминация и развязка почти совпадают?

В жанре рассказа необходим режим экономии.

Назовите внесюжетные элементы.

Описание:

Задание

Есть ли в тексте внесюжетные элементы?

Филологи считают, что у чеховского сюжета есть особенность.

Сюжет «Смерти чиновника» строится кумулятивно.

Кумуляция - нанизывание, присоединение друг к другу однородных событий и персонажей. (С.Бройтман)

Докажите. (История «Смерти чиновника» развёртывается путём присоединения - нарастания попыток извинения, причём финальная катастрофа связана с резкой сменой точки зрения одного из персонажей, а вместе с тем и читателя: меняется позиция и роль генерала, благодаря чему в новом освещении предстаёт исходная сюжетная ситуация.)

5. Композиция

1)Дайте определение композиции.

Композиция - это состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности.
2)Назовите композиционные приёмы.

Повтор, усиление, противопоставление, монтаж.

3)Какие композиционные приёмы применяет Чехов?

Противопоставление: чихнул - помер.
Повтор: 5 раз извиняется.

6. Говорящие имена

Обратите внимание на фамилии и имена главных действующих лиц рассказа. Как они называются в литературе? (Говорящие имена)

Зачем писатели используют в своих произведениях говорящие имена? (Чтобы можно было сразу увидеть характер человека, его сущность)

Объясните значения говорящих имён в этом рассказе.

Посмотрите на значения имён.

Иван (др.евр.) - Бог даровал, милость Божия.
Дмитрий (др.греч.) - посвящённый Деметре, богине плодородия и земледелия.
Червяков - червь, червяк, кольчатое, безногое животное, которое ползает, пресмыкается (Даль).
Бризжалов - брезжать - бренчать, звенеть дрожью, болтать; брезготать - кричать резким голосом, ворчать (Даль).

Почему такой выбор?

Иван. Бог даровал жизнь герою.

Дмитрий. Связь с землёй, по которой ползает.

Червяк. Животное, которое ползает по земле, пресмыкается.

Герою сам Бог подарил жизнь человека, а он превратил её в жизнь животного.

7.Ответьте на вопросы:

Как вы думаете, почему у героя фамилия Червяков?

Прочитайте первое предложение рассказа: «В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор Иван Дмитрич Червяков сидел в театре во втором ряду кресел и глядел в бинокль на сцену». В каком случае слово «прекрасный» использовано в ироническом значении?

Прочитайте еще раз этот эпизод: «Я его обрызгал! - подумал Червяков. - Не мой начальник, чужой, но все-таки нехорошо. Извиниться надо». Как вы думаете, почему автор использует слово «все-таки»? Почему герой считает, что получилась некрасивая ситуация?

Прочитайте еще раз следующее предложение: «Придя домой, не снимая мундира, он лег на диван и… умер». Как вы думаете, почему Чехов обращает внимание на то, что герой умер, не снимая мундира?

8. Сквозные темы

Чехов продолжает тему «маленького человека», которую развивали Пушкин и Гоголь. Но маленький человек Чехова отличается от героев предшественников. Заполните сравнительную таблицу и, пользуясь ею, опишите маленького человека Чехова, используя материал рассказа «Смерть чиновника».

9. Блиц-опрос

Выберите правильный вариант ответа

1.В один прекрасный вечер Червяков сидел …

а) в театре

б) в ресторане

2.Когда Червяков чихнул, он огляделся по сторонам и увидел, что нечаянно обрызгал

а) своего генерала Брызжалова

б) Брызжалова, который был «чужим» генералом

3.Когда в антракте Червяков извинился перед Брызжаловым, Брызжалов …

а) сказал, что ему трудно простить Червякова

б) сказал, что он уже забыл о случившемся

4.Узнав о случившемся, жена Червякова …

а) сначала волновалась, но, узнав, что это «чужой» генерал, успокоилась и посоветовала извиниться перед ним.

б) сказала, что не стоит ни о чем беспокоиться и извиняться, так как это «чужой» генерал.

5.После неудачной попытки извиниться, Червяков …

а) написал и отправил генералу письмо с объяснениями

б) хотел написать письмо, но у него не получилось

6.При последней попытке Червякова извиниться генерал …

а) вежливо объяснил ему, что он его извинил

б) прогнал чиновника

10.Творческое задание (к рассказу «Смерть чиновника»)

1.По-че-му Чер-вя-ков так на-стой-чи-во из-ви-ня-ет-ся перед ге-не-ра-лом Бриз-жа-ло-вым?

2. Представьте себе, что о смерти Червякова узнал генерал. Его поведение, действия, поступки.

Антон Чехов

Смерть чиновника

В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг... В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей! Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось... он отвел от глаз бинокль, нагнулся и.. апчхи!!! Чихнул, как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают. Червяков нисколько не сконфузился, утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? Но тут уж пришлось сконфузиться. Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в первом ряду кресел, старательно вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то. В старичке Червяков узнал статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения. «Я его обрызгал! — подумал Червяков. — Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо». Червяков кашлянул, подался туловищем вперед и зашептал генералу на ухо: — Извините, ваше — ство, я вас обрызгал... я нечаянно... — Ничего, ничего... — Ради бога, извините. Я ведь... я не желал! — Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать! Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, но уж блаженства больше не чувствовал. Его начало помучивать беспокойство. В антракте он подошел к Бризжалову, походил возле него и, поборовши робость, пробормотал: — Я вас обрызгал, ваше — ство... Простите... Я ведь... не то чтобы... — Ах, полноте... Я уж забыл, а вы всё о том же! — сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой. «Забыл, а у самого ехидство в глазах, — подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала. — И говорить не хочет. Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал... что это закон природы, а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает!..» Придя домой, Червяков рассказал жене о своем невежестве. Жена, как показалось ему, слишком легкомысленно отнеслась к происшедшему; она только испугалась, а потом, когда узнала, что Бризжалов «чужой», успокоилась. — А все-таки ты сходи, извинись, — сказала она. — Подумает, что ты себя в публике держать не умеешь! — То-то вот и есть! Я извинялся, да он как-то странно... Ни одного слова путного не сказал. Да и некогда было разговаривать. На другой день Червяков надел новый вицмундир, постригся и пошел к Бризжалову объяснить... Войдя в приемную генерала, он увидел там много просителей, а между просителями и самого генерала, который уже начал прием прошений. Опросив несколько просителей, генерал поднял глаза и на Червякова. — Вчера в «Аркадии», ежели припомните, ваше — ство, — начал докладывать экзекутор, — я чихнул-с и... нечаянно обрызгал... Изв... — Какие пустяки... Бог знает что! Вам что угодно? — обратился генерал к следующему просителю. «Говорить не хочет! — подумал Червяков, бледнея. — Сердится, значит... Нет, этого нельзя так оставить... Я ему объясню...» Когда генерал кончил беседу с последним просителем и направился во внутренние апартаменты, Червяков шагнул за ним и забормотал: — Ваше — ство! Ежели я осмеливаюсь беспокоить ваше — ство, то именно из чувства, могу сказать, раскаяния!.. Не нарочно, сами изволите знать-с! Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой. — Да вы просто смеетесь, милостисдарь! — сказал он, скрываясь за дверью. «Какие же тут насмешки? — подумал Червяков. — Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять! Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Чёрт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!» Так думал Червяков, идя домой. Письма генералу он не написал. Думал, думал, и никак не выдумал этого письма. Пришлось на другой день идти самому объяснять. — Я вчера приходил беспокоить ваше — ство, — забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, — не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с..., а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам... не будет... — Пошел вон!! — гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал. — Что-с? — спросил шёпотом Червяков, млея от ужаса. — Пошел вон!! — повторил генерал, затопав ногами. В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся... Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер.

В русской литературе Чехов считается “Пушкиным в прозе”, благодаря масштабности и непревзойдённой художественной манере. В рассказе Чехова “Смерть чиновника” раскрывается тема “маленького человека”, но не так, как у Гоголя или Пушкина. В произведении “Смерть чиновника” анализ предусматривает ознакомление с историей создания, проблематикой, особенностями жанра и композиции – всё это есть в нашей статье. Она будет полезна для учащихся 9 классов при изучении творчества Чехова на уроках литературы.

Краткий анализ

Тема – тема маленького человека, самоуничижения и чинопреклонения.

Композиция – чёткая, свойственная жанру рассказа. Личность повествователя просматривается, привнося оценку и эмоциональную окраску происходящему.

Жанр – рассказ. Чеховский рассказ похож на форму “сценки”, поэтому его произведения особенно хороши при постановке в театрах и экранизации.

Направление – реализм, свойственный второй половине 19 века.

История создания

Существует несколько версий создания рассказа “Смерть чиновника”. Одна из них говорит о том, что история произошла в реальности, в Большом театре, о чём автор узнал у управляющего императорскими театрами.

По другой версии – источником вдохновения для Чехова стал Жемчужников Алексей, известный юморист и любитель розыгрышей. Ходили слухи о том, что шутник специально наступил на ногу одному высокопоставленному лицу, а после изводил его извинениями и визитами вежливости.

Третья версия появления чеховского сюжета: случай, который произошёл в Таганроге (родине писателя) в 1882 году. Некий работник почты после конфликта с начальством пытался принести свои извинения, но его не приняли и не поняли. В отчаянии служащий покончил жизнь самоубийством. Как бы то ни было, художественно переосмысленный сюжет получил у Чехова воплощение в гениальном рассказе, написанном менее, чем за два дня. Впервые опубликовано произведение было в 1883 году в журнале “Осколки” под псевдонимом А. Чехонте.

Тема

В рассказе Чехова “Смерть чиновника” поднимается тема маленького человека, раболепского сознания, уничижительного отношения к себе перед лицом высших чинов.

Идея рассказа в том, чтобы увидеть в себе симптом чинопочитания и извести его на корню – именно для этого Чехов преувеличивает многие важные детали в повествовании, использует иронию с гротеском. Проблемы общества, современного автору, выплыли наружу, остро и злободневно, в коротком жанре рассказа.

Конфликт Червякова с генералом Бризжаловым – это конфликт персонажа с собой . Смысл его поступков непонятен и необъясним для морально “здоровой” личности. Проблематика рассказа обусловлена болезнью общества – привычкой пресмыкаться перед теми, кто занимает более высокое положение в обществе, что достаточно актуально и в наше время.

Червяков и Бризжалов – герои-противоположности : именно генерал должен был стать отрицательным персонажем, но у Чехова они поменялись ролями. Генерал на редкость положительный, адекватный персонаж, а младший чин – труслив, не уверен в себе, назойлив, непоследователен и, по меньшей мере, странен в своих поступках и стремлениях. Основная мысль произведения – потеря нравственных основ, идеалов, на которых держится “здоровая” личность.

Композиция

Комическое и трагическое слилось в единое, благодаря мастерски подобранным художественным средствам в рассказе Чехова. Анализ произведения позволяет сделать вывод, что его композиция традиционна для малого жанра. На это указывает монолог повествователя, который вносит свою ноту в восприятие происходящего.

Личность рассказчика иногда всплывает достаточно ярко с комментариями и эмоциональной оценкой событий. В структуре рассказа просто выделить завязку, кульминацию и другие составляющие сюжета. Он динамичен и ярок, благодаря чеховскому лаконизму и точности. Каждое слово (фамилии персонажей, описание внешности) каждый звук, каждая фраза точны и выверены – они служат единой цели в творчестве Чехова. Мастер ситуативных зарисовок, он умело подаёт содержание в рамках традиционной композиции. Возможно, именно поэтому, практически все произведения Чехова экранизированы, ставятся на сцене театров и имеют большой успех у зрителей.

Главные герои

Жанр

Чехов достиг небывалых высот в жанре рассказа. Особенностью его рассказа можно считать сходство со сценкой. Автор даёт оригинально обрисованную картинку события, будто бы наблюдая за происходящим со стороны. Жанр рассказа до Чехова был невзрачной эпической малой формой, которая считалась осколком романа или повести. Именно благодаря Антону Павловичу этот жанр приобрёл популярность, известность и полноценное воплощение в литературе.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 183.

История создания

«...В русской литературе блеснул и исчез удивительный ум, потому что ведь выдумать и сказать хорошую нелепость, хорошую шутку могут только очень умные люди, те, у которых ум «по всем жилушкам переливается», - писал о таланте Чехова И.А. Бунин. Л.Н. Толстой говорил о нем: «Чехов - это Пушкин в прозе». Под этими словами подразумевалось сильнейшее художественное впечатление, какое оставляла чеховская проза, удивлявшая своей краткостью и простотой.

По воспоминаниям Чехова, сюжет рассказа «Смерть чиновника» сообщил Антону Павловичу Бегичев. Он был прост: какой-то человек, неосторожно чихнувший в театре, на следующий день пришел к незнакомому человеку и стал просить извинения за то, что причинил ему в театре беспокойство. Забавный анекдотический случай.

«Смерть чиновника» относится к так называемым ранним рассказам писателя. Опубликован в 1883 году с подзаголовком - «Случай». «Смерть чиновника», как и другие рассказы писателя, включены автором в сборник 1886 года «Пестрые рассказы». Все эти произведения раскрывают тему маленького человека.

Род, жанр, творческий метод

До прихода в русскую литературу А.П. Чехова считалось, что малая эпическая форма является «осколком» большой (романной) формы: «глава, вырванная из романа», как сказал В.Г. Белинский о повести. Различия между романом и повестью (так называли рассказ) определялись лишь количеством страниц. Чехов же, по словам Л.H. Толстого, «создал новые, совершенно новые... для всего мира формы писания...».

Рассказ «Смерть чиновника» написан в жанре «сценки». Это короткий юмористический рассказ, картина с натуры, комизм которого состоит в передаче разговора персонажей. Чехов поднял сценку до уровня большой литературы. Главное в сценке - речь персонажей, правдоподобно-бытовая и смешная одновременно. Важную роль играет заглавие и говорящие фамилии персонажей.

Так, проблема рассказа «Смерть чиновника» заявлена в самом заголовке, представляющем сочетание противоположных понятий. Чиновник - это должностное лицо, в мундире, застегнутом на все пуговицы (это относится и к его чувствам); он как бы лишен живых движений души, и вдруг - смерть, хотя и печальное, но все-таки чисто человеческое свойство, что чиновнику, такое уж сложилось о нем представление, противопоказано. Произведение Чехова, заранее можно предположить, -- это рассказ не об исчезновении человеческой индивидуальности, а о прекращении функционирования чиновника, некоего бездушного механизма. В рассказе умирает не столько человек, сколько его внешняя оболочка.

Рассказ в целом написан в рамках критического реализма. Однако во второй половине рассказа поведение Червякова переходит пределы бытового правдоподобия: слишком он труслив, слишком назойлив, так в жизни не бывает. В концовке Чехов совсем резок, открыт. Этим «помер» он выводит рассказ за рамки бытового реализма. Поэтому рассказ этот ощущается как вполне юмористический: смерть воспринимается как несерьезность, условность, обнажение приема, ход. Писатель смеется, играет, само слово «смерть» не берет всерьез. В столкновении смеха и смерти торжествует смех. Он и определяет общую тональность произведения. Так смешное у Чехова переходит в обличительное.

Тематика

Переосмысливая традиционную тему «маленького человека», идущую еще от Пушкина, Гоголя, Тургенева и раннего Достоевского, Чехов в то же время продолжает и развивает в новых условиях гуманистический пафос этого направления. Как и «Станционный смотритель» Пушкина, «Шинель» Гоголя, «Бедные люди» Достоевского, чеховские произведения исполнены протеста против подавления и искажения человеческой личности, в новых исторических условиях еще более беспощадного и изощренного. Вместе с тем в рассказе предметом осмеяния представлен мелкий чиновник, который подличает и пресмыкается, когда его никто не принуждает.

Идея

У Чехова обычно в центре рассказа не характер и не идея, а ситуация - необычный случай, анекдот. Причем случай далеко не случаен - он высвечивает определенные закономерности жизни, суть характера. Чехов обладал гениальным даром замечать в действительности такие ситуации, в которых персонажи раскрывались бы не просто с максимальной, но с исчерпывающей полнотой и как социально-этические типы, и как люди со свойственной только им психологией, манерой поведения.

В рассказе «Смерть чиновника» писатель показал, как мелкий чиновник Червяков, находясь в униженном положении, не только не стремится выйти из него, но сам провозглашает рабское поведение. Что и стало предметом осмеяния в рассказе. Чехов ратовал за высокие нравственные идеалы.

Основные герои

В рассказе два основных персонажа. Один из них генерал, который играет второстепенную роль и лишь реагирует на действия героя. Генерал лишен имени и отчества, и это естественно, потому что мы видим его глазами Червякова, а тот видит только мундир (это слово часто повторяется в тексте) важной персоны. О генерале мы ничего существенного не узнаем, но очевидно, что он, тоже в нарушение традиции, человечнее «униженного и оскорбленного» Червякова. Ясно одно: персонажи рассказа говорят на разных языках, у них различные логика и понимание - диалог между ними невозможен.

Второй персонаж - чиновник Червяков - объект насмешки в рассказе. Традиционно в русской литературе это был «маленький», бедный, «униженный и оскорбленный» человек, вызывающий сочувствие у читателя. Чехов, с его неистребимым чувством свободы, стремился преодолеть этот штамп. Он писал брату Александру в 1885 году (уже после создания рассказа «Смерть чиновника») о «маленьких» людях: «Брось ты, сделай милость, своих угнетенных коллежских регистраторов! Неужели ты нюхом не чуешь, что эта тема уже отжила и нагоняет зевоту? И где ты там у себя в Азии находишь те муки, которые переживают в твоих рассказах чино-ши? Истинно тебе говорю, даже читать жутко! Реальнее теперь изображать коллежских регистраторов, не дающих жить их превосходительствам». Маленький человек Червяков здесь и смешон, и жалок одновременно: смешон своей нелепой настойчивостью, жалок потому, что унижает себя, отрекаясь от собственной человеческой личности, человеческого достоинства.

Сюжет и композиция

В рассказе Чехова один из участников событий оказывается мелким чиновником, другой - генералом. Фамилия чиновника - Червяков - говорит сама за себя, подчеркивая приниженность экзекутора1 Ивана Дмитриевича. Эта исходная ситуация порождает традиционный конфликт. Гаркнул генерал на маленького, беззащитного, зависимого человека - и убил его. У Чехова генерал действительно крикнул на чиновника, в результате чего: «В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся... Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер».

Таким образом, предстает как будто привычная сюжетная схема. Однако имеют место и существенные сдвиги. Начать с того, что генерал рявкнул на своего посетителя лишь тогда, когда тот довел его все новыми и новыми посещениями, все новыми и новыми объяснениями, и все на одну и ту же тему, до полного изнеможения, а потом и до остервенения.

Не похож на жалкое, зависимое лицо и чиновник. Ведь он докучает своими извинениями генералу не потому, что зависит от него. Вовсе нет. Извиняется он, так сказать, по принципиальным соображениям, считая, что уважение к персонам есть священная основа общественного бытия, и он глубоко обескуражен тем, что извинения его не принимаются. Когда генерал в очередной раз отмахнулся от него, заметив: «Да вы просто смеетесь, милостисдарь!..» - Червяков не на шутку рассердился. «Какие же тут насмешки? - подумал Червяков. - Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять!» Таким образом, Червяков в корне отличается от предыдущих литературных собратьев. В мировосприятии Червякова и заключается неожиданный, комический поворот традиционной темы и сюжетной схемы. Получается, что Червяков умирает вовсе не от испуга. Драма человека в том, что он не вынес попрания святых для него принципов, да еще не кем-нибудь, а сиятельным лицом, генералом. Этого вынести Червяков не смог. Так безобидный анекдот перерастает под пером Чехова в сатиру на господствующие нравы и обычаи.

Художественное своеобразие

В историю русской литературы А.П. Чехов вошел как мастер малого жанра. С именем писателя связано становление сатирического рассказа, определяющими чертами которого явились лаконизм и афористичность.

В самом названии «Смерть чиновника» заложена главная мысль произведения: противопоставление чина и человека, единство комического и трагического. Содержание рассказа производит сильное художественное впечатление благодаря краткости и простоте. Известно, что Чехов придерживался мысли: «писать талантливо - то есть коротко». Малый объем произведения, его придельная лаконичность определяют и особый динамизм рассказа. Эту особую динамичность заключают в себе глаголы и их формы. Именно через глагольную лексику идет развитие сюжета, а также дается характеристика героев; хотя, конечно, писатель применяет и другие художественные приемы.

В рассказе у персонажей говорящие фамилии: Червяков и Бризжалов. Чиновник Червяков служит экзекутором. О значении этого слова сказано выше. Вторым значением этого слова (оно помечено в словарях как устаревшее) является следующее: экзекутор - тот, кто производил экзекуцию, то есть наказание или руководил им. Сегодня это значение воспринимается как основное, так как прежнее (младший чиновник в канцелярии) уже забыто. Словосочетание экзекутор Червяков тоже выбрано по принципу комического контраста, характерного для Чехова: экзекутор (то есть осуществляющий наказание) и вдруг «смешная» фамилия... Червяков.

По словам писателя, литературное произведение «должно давать не только мысль, но и звук, ...звуковое впечатление». В рассказе это в прямом смысле звуковое впечатление - «Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось... он отвел от глаз бинокль, нагнулся и... апчхи!!! Чихнул, как видите» - вызывает комический эффект.

В маленьком рассказе невозможны пространные описания, внутренние монологи, поэтому и выступает на первый план художественная деталь. Именно детали несут у Чехова огромную смысловую нагрузку. Буквально одна фраза может сказать все о человеке. В последней фразе рассказ «Смерть чиновника» автор дает практически объяснение всему: чиновник, «придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер». Вицмундир, эта чиновничья униформа, как будто прирос к нему. Страх перед вышестоящим чином убил человека.

В рассказе «Смерть чиновника» авторская позиция явно не выражается. Создается впечатление объективности, равнодушия Чехова к происходящему. Повествователь не оценивает поступки героя. Он высмеивает их, предоставляя читателю возможность сделать свои выводы.

Значение произведения

Антон Павлович Чехов - один из величайших русских писателей-классиков. Он известен как мастер реалистического рассказа. Сам писатель говорил так: «Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такой, какова она есть на самом деле». Правда жизни привлекала его прежде всего. Главной темой творчества Чехова (как Толстого и Достоевского) стал внутренний мир человека. Но художественные методы, художественные приемы, которые использовали в своем творчестве писатели, различны. Чехов по праву считается мастером короткого рассказа, новеллы-миниатюры. За долгие годы работы в юмористических журналах Чехов отточил мастерство рассказчика, научился в небольшой объем вмещать максимум содержания.

После появления рассказа «Смерть чиновника» многие критики говорили о том, что Чехов сочинил какую-то абсурдную историю, не имеющую отношения к жизни. Ситуация, действительно, доведена писателем до абсурда, однако именно это и позволяет лучше увидеть нелепости самой жизни, в которой царят низкопоклонство, чинопочитание, обожествление начальства и панический страх перед ним. По свидетельству М.П. Чехова, брата писателя, в Большом театре произошел действительный случай, близкий описанному, однако неясно, был ли он известен Чехову. Известно другое: в январе 1882 г. Чехов получил письмо от своего таганрогского знакомого А.В. Петрова, в котором говорилось: «Накануне Рождества... наш почтмейстер (известнейший изверг и педант) пригрозил одному чиновнику (старшему сортировщику К.Д. Щетинскому) отдать его под суд, кажется, за нарушение дисциплины, словом, за личное оскорбление; а тот сдуру после попытки попросить прощение ушел из конторы да в городском саду... за несколько часов до утрени и повесился...». Другими словами, Чехову удалось воссоздать типичную, хотя и абсурдную ситуацию.

«Русские критики писали, что ни стиль Чехова, ни выбор слов, ни все прочее не свидетельствует о той особой писательской тщательности, которой были одержимы Гоголь, Флобер или Генри Джеймс. Словарь его беден, сочетания слов банальны; сочный глагол, оранжерейное прилагательное, мятносливочный эпитет, внесенные на серебряном подносе, - все это ему чуждо. Он не был словесным виртуозом, как Гоголь; его Муза была одета в будничное платье. Поэтому Чехова хорошо приводить в пример того, что можно быть безупречным художником и без исключительного блеска словесной техники, без исключительной заботы об изящных изгибах предложений. Когда Тургенев принимается говорить о пейзаже, видно, как он озабочен отглаженностью брючных складок своей фразы; закинув ногу на ногу, он украдкой поглядывает на цвет носков. Чехову это безразлично - не потому, что детали эти не имеют значения, для писателей определенного склада они естественны и очень важны, - но Чехову все равно оттого, что по своему складу он был чужд всякой словесной изобретательности. Даже легкая грамматическая неправильность или газетный штамп совершенно его не беспокоили. Волшебство его искусства в том, что, несмотря на терпимость к промахам, которых легко избежал бы блестящий новичок, несмотря на готовность довольствоваться первым встречным словом, Чехов умел передать ощущение красоты, совершенно недоступное многим писателям, считавшим, будто им-то доподлинно известно, что такое роскошная, пышная проза. Добивается он этого, освещая все слова одинаковым тусклым светом, придавая им одинаковый серый оттенок - средний между"цветом ветхой изгороди и нависшего облака. Разнообразие интонаций, мерцание прелестной иронии, подлинно художественная скупость характеристик, красочность деталей, замирание человеческой жизни - все это чисто чеховские черты заливает и обступает радужно-расплывчатое словесное марево» (В.В. Набоков).