Выбор бруса

Для чего нужен народный контроль. Народный контроль. Под защитой государства

Для чего нужен народный контроль. Народный контроль. Под защитой государства

В Чебоксарах стартовал проект "Народный контроль"

Он предусматривает мониторинг цен на продовольственные товары с участием общественности. А также направлен на обеспечение баланса интересов в цепочке производитель-продавец-потребитель.

Что такое Народный контроль?

Народный контроль – это общественная организация, созданная по инициативе граждан. Главная его цель – реальное улучшение жизни граждан. В целом Народный контроль призван довести проблемы граждан до органов власти и проследить за их разрешением.

Зачем нужен Народный Контроль?

Зачастую для решения той или иной проблемы людям приходиться обивать пороги различных ведомств. При этом теряется много времени, а проблема так и остаётся нерешённой. Но многие проблемы можно разрешить не реформами, а наведением элементарного порядка и установлением дисциплины среди ответственных руководителей. Между властью и гражданами существует очень серьёзная проблема обмена информацией. Руководители любого уровня должны быть в курсе проблем граждан. Только в этом случае можно надеяться на их эффективное решение. Как показывают результаты социологических опросов, проведённых в крупнейших городах России, на сегодня наиболее острыми проблемами для россиян являются: повышение цен на социально-значимые товары, состояние ЖКХ, вопросы здравоохранения и образования. Цель Народного контроля – довести проблемы граждан до органов власти и стать связующим звеном между гражданами и властью на всех её уровнях.

Как работает Народный Контроль?

О росте цен, ассортименте и качестве товаров, других проблемах горожане сообщают по телефону или отправив заявку на электронную почту в «Общественный пресс-центр10.10.10» города Чебоксары.

тел. 8-967-471-03-40 – руководитель «Общественного пресс-центра 10.10.10»

e-mail: info101010@ yandex . ru

Механизм работы Народного Контроля:

  1. Поступающая от горожан информация о росте цен, проблемах, недоработках собирается и анализируется.
  2. Эта информация будет публиковаться в специальном электронном информационном бюллетене
  3. Бюллетень рассылается следующим адресатам:
    • средства массовой информации;
    • депутаты ЧГСД;
    • глава города;
    • главы районных администраций;
    • руководители отраслевых подразделений администрации города.

Каждый представитель того или иного уровня власти решает существующие проблемы должным образом и в надлежащие сроки.

» поступило обращение от маломобильных граждан,в число которых входят граждане с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски о том, что:

В районе ЮВАО детских магазинов немного и у тех нет подъёмного лифта для колясок.
В частности в торговом центре «ДА» на Сормовской улице, на втором этаже есть большой магазин «Детский мир», но к нему нет возможности добраться с коляской. Шахта лифта есть, но лифта нет!
Обращались к администрации торгового центра, но они утверждают, что документы для разрешения на установку лифтов давно лежат в Роспотребнадзоре и не известно, когда там согласуют этот вопрос.
Мамы с колясками поднимаются на экскаваторе рискуя жизни своих же детей, или поднимаются с ними на руках и ходят по магазину.

В МОД поступило обращение следующего характера:
Прошу Вас организовать проверку автомойки, которая является незаконной. Адрес: г. Москва, ул. Кольская, дом 12

МОД " " направил электронное обращения в" Управу Свиблово района г.Москвы".
Получен ответ.


Здраствуйте! г.Москва, ул. Ферганская, 15, кроп.2 стр.3
Строятся парковочные места в 1,5-2-х метрах от забора детского сада, при этом спилили все мешающие деревья. Практически у всех оставшихся деревьях срезана корневая система бульдозером во время выравнивания грунта площадки со стороны парковки. При первом снегопаде или других неблагоприятных условиях - все оставшиеся деревья упадут на машины или прохожих! Про детей - которые во время прогулки будут дышать автомобильными выхлопами которые в разы повышают риск возникновения раковых заболеваний у детей - я вообще молчу!

МОД " " направил электронное обращения в" Выхино-Жулебино района г.Москвы".
Получен ответ.

В Межрегиональное общественное движение « » поступила информация от жителя города Москвы, следующего содержания:

Добрый день!У нашего дома (г. Москва, Каспийская 24к1) убрали все скамейки возле подъездов, кроме одного - подъезд номер 5. В итоге почти каждый вечер там собираются для распития спиртных напитков и посиделок до поздней ночи.
Как можно официально убрать эту скаймейку?

МОД " " направил электронное обращения в" Управу Царицыно района г.Москвы".
Получен ответ.

В МОД « поступила информация о том, что в магазине " Продукты", расположенном по адресу: г. Москва, ул. Хлобыстова дом 8, к.2, осуществляется продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в нарушение Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спирта содержащей продукции и об ограничении потребления (распитие) алкогольной продукции" Статья 16. Особые требования к розничной продаже и потреблению (распитие) алкогольной продукции 2. Не допускается розничная продажа алкогольной продукции: в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях.

Здравствуйте! В доме 8, корпус 2, по ул. Хлобыстова, г.Москва торгуют спиртными напитками, вином и разливным пивом. С другой стороны дома вход в детское учреждение! Насколько это правомерно? Когда это закончится?

МОД " " направил электронное обращения в" Управу Рязанского района г. Москвы".
Получен ответ.

В Межрегиональное Общественное Движение « » поступило обращение от сотрудниц клининговой коипании которая предоставляет услугу по уборке магазинов сети "Магнит". Сотрудницам перестали выплачивать заработную плату и срок задолженности превышает более двух месяцев. Все попытки добиться выплаты от компании заканчивались игнором, так как сотрудницы не оформлены должным образом.

Продолжение следует: Обещания менеджеров по пресоналу клининговой фирмы оплатить до 17:00 22/03/19 г. остались похоже лишь обещаниями.

Межрегиональное общественное движение « » поступило обращение жителя многоквартирного дома по адресу г Москва, ул.Яблочкова дом.26,корп.1, по факту нарушения законодательства в сфере ЖКХ.

Здравствуйте! Второй год по адресу г. Москва, ул. Яблочкова, д.26, корп.1, подъезд 2 протекает крыша, вода попадает на электросчетчик и происходит задымление, в прошлом году мы звонили 112, и только тогда пришел электрик и подключил на свет напрямую, что не обеспечивает пожаробезопасность. В этом году ситуация повторяется, крыша так и течет, хотя нам прислали официальный ответ что проблема устранена. Вчера опять залило электросчетчик, мы привели электрика, который просто отключил нас от электричества и ушел. Мы целый день просидели без света, к вечеру, когда мы опять начали звонить, нам сказали ждите когда все высохнет и тогда только мы сможем включить электричество, по срокам ждать нам день, месяц или до весны без света, никто ответить на не смог. на данный момент подъезд в пожароопасном состоянии.

Для проверки и принятия мер по данному факту
МОД "НК" направлено обращение в Прокуратуру г.Москвы.
Получен ответ.

В Межрегиональное общественное движение « » поступила информация о том, что в магазине «Продукты» (г. Москва, Юрловский проезд д. 27Б), осуществляется продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в нарушение Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления и (распития) алкогольной продукции» розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции» статья 16. П. 2.1. ст. 14.16 КоАП РФ (административная ответственность). Ст. 151.1 УК РФ (уголовная ответственность). Согласно закона № 171-ФЗ, продавец обязан попросить покупателя предоставить документ, подтверждающий достижение им совершеннолетия.
За реализацию спиртных напитков предусмотрено наказание для следующих категорий: продавца, при условии предварительного письменного уведомления об ответственности; должностного лица организации, реализовавшей алкоголь несовершеннолетнему (руководитель, директор и т.п.); юридического лица, предприятия, через которое был отпущен алкоголь. Наказание виновных определяется в зависимости от обстоятельств продажи и того, к какому виду ответственности было отнесено действие – уголовной или административной. Ответственность продавца Согласно КоАП (п. 2.1 статьи 14.16) предусмотрено наложение штрафа на продавца: для физического лица – 30-50 тысяч рублей; для должностного лица – 100-200 тысяч рублей; для юрлица – 300-500 тысяч рублей.

За непробитый чек за оказанные услуги либо осуществление коммерческой деятельности ввел Закон №290-ФЗ в июле 2016 года. Для нарушителей - ИП размеры штрафов увеличились в 2-5 раз. В соответствии со статьей 14.5 п.2 КоАП РФ, любая операция получения денежных средств предпринимателем сопровождается пробитием чека на кассовом аппарате, причем в расчет берется выручка как за реализованный товар, так и за оказанную услугу.
Штраф ИП за невыдачу кассового чека в 2018 предусмотрен вышеуказанным законом и поправкой 2 к статье 14.5 КоАП и составляет сумму в размере от ¼ до ½ от стоимости оказанной услуги либо реализованного товара, но не менее 10 000 рублей. На практике это выглядит так: если на сумму 200 000 рублей чек не выдан, то штраф составит от 50 000 до 100 000 рублей, если же сумма покупки будет всего 20 рублей, то штраф за не пробитый по кассе чек составит 10 000 рублей.

Здравствуйте!, Магазин с нарушениями не дают чеки грязь магазине продают алкоголь малолетним по адресу Юрловский проезд д27Б.Прошу помочь решить данную проблему!


Получен ответ.

В Межрегиональное общественное движение « » поступило обращение жителя многоквартирного дома по адресу г Москва, ул. Рязанский проспект дом 31, кв. 41 по факту нарушения законодательства в сфере ЖКХ.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста! Как себя вести и как действовать, если уже более года управляющая компания ГБУ "Жилищник" Нижегородского р-на не производит никаких мер по выявлению причины течи стояка и его устранению. Страдают две муниципальные коммунальные квартиры на втором этаже по обе стороны от стояка. Проживаем по адресу рязанский проспект дом 31, кв. 41. На наши письма и устные обращения одни отписки. Префект Юго-Восточной округа взял нашу проблему под особый контроль о чем и написано в письме, но движения никакого. Стена мокрая, в плесени, сырость в комнате. Проживание превратилось в ад, самостоятельно сделать ремонт не можем, по причине мокрой стены и ожидания очередного залива. А оплата коммунальных услуг в графе содержание и ремонт жилого помещения за 1 КВ.м. у меня такая же, как и у людей проживающих в комфортных условиях. Хочется понять, справедливость отменили или ещё это понятие живо???? Спасибо за внимание и поблагодарю за обратную связь. С уважение, Марина Колобкова.

Для проверки и принятия мер по данному факту МОД "НК" направлено обращение в Прокуратуру г.Москвы.
Получен ответ

В Межрегиональное общественное движение « » поступила информация о том, что по адресу: г Москва, Новочеркасский бульвар, д.13 круглосуточно осуществляется продажа контрафактной алкогольной и спиртосодержащей продукции:
"Здравствуйте, очень рассчитываем на вашу помощь, пишу от имени всех неравнодушных жителей, (Марьино). У нас уже много лет работает круглосуточный минимаркет, который из под прилавка торгует контрафактным алкоголем, и днём и ночью. Мы неоднократно сами устраивали рейды на этот магазин, тайно записывали покупки на видео, обращались в полицию и к местному участковому, писали жалобы и заявления, а им всё как с гуся вода, мы не представляем чтобы у них было столько денег, на все штрафы. Боюсь, что полиция просто равнодушна к нашим просьбам и ничего не делает для закрытия этого заведения. Мы очень просим вас помочь нам закрыть этих гадов, которые травят наших жителей палёной водкой! Магазин расположен по адресу: г. Москва, Новочеркасский бульвар, д. 13, "Минимаркет продукты 24 часа "


Что может «Народный контроль»?

23-06-2011


- Алексей Евгеньевич, сейчас все чаще звучат словосочетания - народный контроль, гражданский контроль. Поясните, что это за явление?

- Думаю, что правильнее будет говорить об общественном контроле, хотя словосочетания равнозначны. Общественный контроль - это деятельность граждан и общественных организаций, направленная на пресечение неправомерных действий как со стороны должностных лиц, так и предпринимателей. Такая правозащитная деятельность активных неправительственных объединений и частных лиц необходима любому обществу как фактор сдерживания доминирования бюрократии, роста коррупции, увеличения нарушений прав граждан. Правильнее будет использовать термин «общественный контроль» еще и потому, что президентом России Дмитрием Медведевым в целом поддержана идея разработки закона об общественном контроле, а в изменениях в законе «О защите прав потребителей», которые вступили в силу с первого августа, как раз использован термин «общественный контроль». Так, новая редакция статьи 45 закона предоставляет общественным организациям потребителей «осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в органы государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушения прав потребителей для проведения проверки этих фактов».
- В чем же отличие новой редакции этой статьи закона?
- В частности в том, что общественные объединения потребителей теперь не имеют права «проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях». Проще говоря, нас, общественные организации потребителей, лишили возможности проводить проверки.
- Не ослабило ли это позиции общественных организаций?
- Нисколько. Объединение потребителей России всегда высказывалось за отмену таких проверок. Дело в том, что за последние годы появилось большое количество лжеобщественных организаций, которые под видом проверок занимались вымогательством средств у предпринимателей. Такие мошенники, работающие исключительно в своих корыстных интересах, дискредитировали потребительское движение в целом. Сейчас прав для защиты граждан у общественных организаций достаточно. Главное, что у нас есть право обращаться в суд для защиты потребителей. Мы - Объединение потребителей России - этим правом активно пользуемся. Тем более в новой редакции усилены функции государственного контроля на потребительском рынке, то есть Роспотребнадзора, с которым мы всегда работаем в тесном взаимодействии. И, например, теперь должностное лицо Роспотребнадзора может обратиться в суд с заявлением о ликвидации организации или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное нарушение прав потребителя. В нашем бизнесе, как понимаете, могут нарушать права потребителей по несколько раз за день.
- В чем же тогда отличие проверок от общественного контроля?
- Проверки - это просто действие, которое может быть ограничено, например, только составлением акта, а общественный контроль - это система, имеющая организационно-правовые формы. Цель общественного контроля - предотвращение или устранение нарушений прав и интересов потребителей. Сама же идея общественного контроля и принцип привлечения к участию в нем наиболее широкого круга рядовых, но неравнодушных граждан, лежат в основе деятельности Объединения потребителей России и нашего базового проекта по защите потребительских интересов граждан «Народный контроль».
- Объединение потребителей России участвует в проекте партии «Единая Россия» «Народный контроль». Можно ли назвать реализацию такого проекта именно системной?
- Безусловно. Проект «Народный контроль», которым руководит депутат Мосгордумы Александр Семенников, - хороший пример сотрудничества партии «Единая Россия» как общественно-политической структуры, городских органов власти и общественности. «Народный контроль» - проект общероссийский, но именно в Москве он реализуется наиболее эффективно и общенародно. Городская партийная организация «Единой России» постоянно держит проект в своей «повестке дня», проводит методическую учебу для участников, общественных контролеров. Работает интернет-сайт проекта, издается газета «Голос за потребителя», спектр направлений проекта увеличивается. Нашими первыми шагами были борьба с контрафактом, контроль за ценами и соблюдением прав потребителей в сетевых магазинах и реализации алкогольной продукции. Здесь мы добились определенных результатов. Например, выиграны иски к магазинам таких торговых сетей, как «Магнолия» и «Копейка», которые нарушали права потребителей. Сейчас мы подготовили правовую базу для защиты потребителей в сфере ЖКХ и уже начали мониторинг соблюдения законодательства управляющими компаниями. То есть «Народный контроль» - это системная и целенаправленная работа. Главной же задачей «Народного контроля» сейчас и на ближайшие месяцы является налаживание совместно с Департаментом торговли и услуг Москвы работы ярмарок выходного дня. Это решение важнейшей социально-экономической задачи, поставленной мэром столицы.
- Объединение потребителей России присоединилось к Общероссийскому народному фронту. Сейчас идут общенародные праймериз. Вы внесли свои предложения в Народную программу?
- В этом году мы подготовили впервые в России общественный доклад «Легко ли быть потребителем в России ?» и сформулировали в нем выводы о положении нашего потребителя.
Объединение потребителей России включилось в работу Народного фронта на всех уровнях, потому что наши принципы и идейные установки идентичны. Владимир Путин сказал о Народной программе, что «ее центральным, сквозным приоритетом должны стать проекты, направленные на улучшение качества жизни». Как раз реализация проекта «Народный контроль» позволила нам подготовить хорошо проработанные предложения в Народную программу. Если говорить конспективно, то наши предложения на федеральном уровне заключаются в принятии на государственном уровне стратегии потребительской политики, реформе потребительского законодательства и модернизации национальной системы защиты прав потребителей. Наши предложения - это целый пакет мер по обеспечению безопасности потребителей и надежной защите их интересов. В частности, мы предлагаем расширить полномочия органов местной власти по защите потребителей, ввести институт уполномоченного по правам потребителей, сделать нормы общественного контроля сквозными для всех отраслевых законов, разработать потребительский кодекс. На региональном уровне мы предлагаем подготовить и реализовать городскую программу защиты потребителей. К сожалению, в Москве в отличие от ряда других регионов такой программы нет. А ее актуальность обусловлена еще и теми изменениями в законе «О защите прав потребителей», о которых мы уже говорили, - общественные объединения потребителей будут участвовать в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг). Могу сказать, что все основные предложения Объединения потребителей России были учтены при внесении новых изменений. Надеюсь, что наше мнение будет востребовано и при составлении Народной программы Общероссийского народного фронта, а в Москве появится своя городская программа по защите потребителей.

С целью развития системы информационного взаимодействия между гражданами, исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в Республике Татарстан с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обеспечения учета мнения граждан при совершенствовании деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления с апреля 2012 г. запущена и функционирует государственная информационная система Республики Татарстан "Народный контроль" (далее - система "Народный контроль").
Система "Народный контроль" - это сервис, направленный на решение актуальных и социально значимых проблем граждан по направлениям: социальная сфера, связь, бизнес, экология, дороги, автомобили, благоустройство и инфраструктура, жилищно-коммунальные услуги, сельское хозяйство, незаконные азартные игры, ошибки в названиях и надписях, которые требуют незамедлительного решения со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов. Любой житель республики может сообщать о волнующей его проблеме, указав ее местонахождение и приложив фотодоказательства.

В совокупности в системе "Народный контроль" рассматриваются обращения по 28 категориям, перечень которых установлен Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.08.2012 N 676 . Путем направления уведомления любой житель республики может внести свой вклад в улучшение благоустройства населенного пункта, качества дорог и связи, медицинского и социального обслуживания и т.д.
Основная цель системы - придать гласность проблемам населения на общедоступном ресурсе, а также создать механизм оценки гражданами эффективности деятельности органов исполнительной власти.
Функционирование системы "Народный контроль" регламентируется Указом Президента Республики Татарстан от 01.06.2012 N УП-408 "О государственной информационной системе Республики Татарстан "Народный контроль" , Постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.08.2012 N 676 "Об электронном взаимодействии граждан, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Татарстан в рамках функционирования государственной информационной системы Республики Татарстан "Народный контроль", от 29.07.2013 N 528 и от 05.08.2013 N 548 "О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.08.2012 N 676" , распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.08.2013 N 1559-р "О создании Межведомственной комиссии по функционированию системы "Народный контроль" и ее составе" .
Основные участники системы.

Пользователь - зарегистрированный в установленном порядке пользователь портала государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан, представивший уведомления по вопросам совершенствования социально-экономического потенциала республики, государственного и муниципального управления, качества оказания государственных, муниципальных и социально значимых услуг, направленные с использованием системы "Народный контроль".
Модератор категории - орган государственной власти Республики Татарстан, осуществляющий предварительную экспертизу и мониторинг хода рассмотрения уведомлений по соответствующей категории в лице ответственных должностных лиц.
Исполнитель - исполнительный орган государственной власти Республики Татарстан, территориальный орган федерального органа исполнительной власти по Республике Татарстан, орган местного самоуправления Республики Татарстан, а также иные организации и учреждения, ответственные за рассмотрение уведомлений в лице ответственных должностных лиц.
Главный модератор - Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан, осуществляющий модерацию в части мониторинга хода рассмотрения уведомлений независимо от категории в лице ответственных должностных лиц, а также обеспечивающий координацию взаимодействия пользователей системы "Народный контроль", исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Татарстан.
В 2013 г. запущена новая категория в системе "Народный контроль" - "Жилищно-коммунальное хозяйство", в которой рассматриваются обращения граждан по вопросам состояния дома и его инженерных систем, содержания подъездов, проведения текущего ремонта дома, качества услуг ЖКХ (сервис пилотируется на 14 управляющих компаниях г. Казани).
Согласно Положению о системе "Народный контроль", заявка должна быть решена по существу в течение 10 рабочих дней (ранее срок составлял 30 дней), заявка по категории "Жилищно-коммунальные услуги" - в течение трех рабочих дней.

Статистика.
По состоянию на 1 января 2014 г. всего в системе "Народный контроль" поступило 17594 уведомления, из них 9565 уведомлений решено (54%), по 2083 уведомлениям запланированы работы (12%), по 5049 - дан мотивированный отказ (29%), 897 уведомлений находятся в работе (5%).
За весь период функционирования системы "Народный контроль" пользователи системы активнее всего подавали уведомления по категориям "Благоустройство территории", "Организация дорожного движения", "Автомобили вне дорог, препятствующие проходу и/или проезду", "Общественный транспорт", "Жилищно-коммунальные услуги", "Мобильная связь" и "Свалки".
Показатели эффективности системы.
Оценка гражданами эффективности деятельности руководителей органов и организаций, рассматривающих заявки в Системе, оценивается следующими показателями:
- своевременность решения заявок пользователей;
- количество заявок, решенных по существу;
- количество положительных оценок пользователей решений органов исполнительной власти и местного самоуправления, а при негативной оценке таких решений - своевременная и адекватная реакция вышестоящих органов на бездействие и отписки.
Система "Народный контроль" обеспечивает реализацию механизма оценки гражданами эффективности деятельности должностных лиц, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления". Рассмотрение заявки прекращается присвоением статусов "Заявка решена" - при решении вопроса по существу либо "Мотивированный отказ" - при отсутствии финансирования или нормативных оснований для решения заявки по существу. Для снижения количества отказов в решении вышеуказанных вопросов зачастую необходимо не выделение дополнительных средств бюджета, а организация рационального использования текущего финансирования.
Главный модератор системы "Народный контроль".
С 5 августа 2013 г. Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан определен главным модератором системы "Народный контроль", осуществляющим модерацию в части мониторинга хода рассмотрения уведомлений независимо от категории, а также обеспечивающим координацию взаимодействия пользователей системы "Народный контроль", исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Татарстан.
Необходимость определения Главного модератора системы "Народный контроль" назрела давно, поскольку отсутствие координирующего органа негативно отражалось на работе системы. Зачастую уведомления необоснованно перенаправлялись между различными ведомствами и не находили своего решения, а отсутствие контроля за качеством рассмотрения уведомлений приводило к большому количеству формальных ответов без решения поставленных вопросов по существу. Кроме того, имелись многочисленные нарушения регламентных сроков рассмотрения уведомлений. Возложение функций Главного модератора системы "Народный контроль" на Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан является неслучайным, поскольку в целях реализации своих основных задач Уполномоченный вправе проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами Республики Татарстан, должностными лицами, государственными гражданскими служащими Республики Татарстан, муниципальными служащими проверку деятельности государственных органов Республики Татарстан, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. При этом Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан не заменяет функции того или иного органа власти, а дополняет существующие средства защиты прав и свобод, что повышает эффективность координации деятельности участников системы "Народный контроль" и позволяет осуществлять мониторинг качества рассмотрения уведомлений.
Помимо установленных законодательством полномочий Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, главный модератор обладает целым рядом инструментов, предусмотренных Положением о государственной информационной системе Республики Татарстан "Народный контроль". Это право возврата любого уведомления на повторное рассмотрение в случаях ненадлежащего исполнения, постановка уведомлений на "Особый контроль", установка сокращенного срока рассмотрения уведомления исполнителем, если это целесообразно.
В ходе ежедневного мониторинга факты "отписок" отбираются и в целях повышения качества рассмотрения уведомлений, а также исключения случаев "отписок" в Аппарате Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан с привлечением средств массовой информации регулярно проводятся совещания с ответственными исполнителями, в первую очередь по тем уведомлениям, где наблюдается негативная реакция пользователей системы.
По результатам совещаний вырабатываются способы положительного решения уведомлений, которым необоснованно присвоен статус "Мотивированный отказ", и способы ускорения решения уведомлений, которым присвоен статус "Запланировано".
В целях надлежащего исполнения Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.08.2012 N 676 "Об электронном взаимодействии граждан, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Татарстан в рамках функционирования государственной информационной системы Республики Татарстан "Народный контроль" Уполномоченным по правам человека в Республике Татарстан осуществляются проверки качества рассмотрения уведомлений с выездом по месту нахождения объектов, проводятся выездные совещания в муниципальных районах республики, а также ежемесячно проводятся заседания Межведомственной комиссии по функционированию системы "Народный контроль".
Межведомственное взаимодействие.
В целях создания механизма общественного контроля, изучения мнения и создания обратной связи с гражданами, мониторинга актуальных проблем населения и формирования единого информационного поля для обсуждения вопросов общественно-политической жизни распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан создана Межведомственная комиссия по функционированию информационной системы "Народный контроль" в составе представителей Главного модератора и модераторов категорий. Комиссия является постоянно действующим органом, работающим на общественных началах.
С августа 2013 г., с момента возложения функций главного модератора системы "Народный контроль" на Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, по декабрь 2013 г. проведено 2 заседания Межведомственной комиссии по функционированию системы "Народный контроль", 6 совещаний с модераторами категорий и ответственными исполнителями системы "Народный контроль" в режиме видеоконференции, осуществлено 14 выездов в муниципальные образования по месту нахождения объектов, проведено 14 совещаний в муниципальных районах по уведомлениям, поступившим в систему "Народный контроль", и 7 зональных обучающих семинаров с ответственными исполнителями всех муниципальных районов республики.
Для организации мониторинга и координации хода рассмотрения уведомлений привлекались депутаты Государственного Совета Республики Татарстан и общественные помощники Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан.
По фактам выявленных нарушений в деятельности должностных лиц в адрес их руководителей направлялись письма о применении в отношении лиц, допустивших нарушения при рассмотрении уведомлений, поступивших в систему "Народный контроль", мер дисциплинарного воздействия.
Ежемесячно информация о работе системы "Народный контроль" доводится до Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова.
Кроме того, с ноября 2013 г. активную помощь в продвижении системы "Народный контроль" оказывает Управление по работе с территориями Президента Республики Татарстан Аппарата Президента Республики Татарстан, куда главным модератором еженедельно направляется информация о нарушениях исполнительными комитетами муниципальных образований республики сроков рассмотрения уведомлений.
Противодействие коррупции.
Одним из преимуществ системы "Народный контроль" является ее прозрачность и открытость. Любой пользователь может в реальном времени отслеживать рассмотрение любой заявки, что практически исключает коррупционные риски и вызывает доверие пользователей.
Анализ показал, что в ряде уведомлений, поступивших в систему, можно усмотреть коррупционную составляющую.
Прослеживаются признаки коррупции в уведомлениях по категориям "Детские сады" и "Поликлиники и больницы". Так, например, в систему поступило два уведомления о том, что в детском саду N 351 Кировского района г. Казани с родителей собирают деньги на покупку мебели. Автор "Оксана Г." обратилась в "Народный контроль" в октябре текущего года (уведомление N 415830). Управлением образования г. Казани в указанном детском саду проведено служебное расследование, приняты меры. Однако поборы не прекратились, и уведомление автором было возвращено в работу.
По фактам, изложенным в уведомлении, специалистами отдела образования по Кировскому району г. Казани в детском саду N 351 г. Казани повторно проведена проверка с выездом на место. Изучены протоколы заседаний педагогического совета, инструкции, приказы, с исполняющего обязанности заведующего взята объяснительная. Установлено, что, по данным протоколов родительских собраний, вопрос о сборе фиксированных денежных средств на покупку мебели воспитателями не ставился. Вместе с тем родителями группы N 1 было принято решение о приобретении детских стульчиков для группы. В настоящее время родительским комитетом произведен возврат денежных средств. Исполняющему обязанности заведующего рекомендовано взять на контроль работу родительских комитетов групп в части недопустимости нарушения принципа добровольности при привлечении внебюджетных средств на развитие материально-технической базы детского сада.
Однако уже в ноябре 2013 г. обратился пользователь "Руслан Г." (уведомление N 448015) с сообщением, что в детском саду N 351 г. Казани вновь с родителей требуют деньги. В настоящее время уведомление (N 448015) находится в работе и взято на особый контроль.
Кроме того, информация по указанным уведомлениям направлена в Министерство образования и науки Республики Татарстан и прокуратуру Республики Татарстан для проведения соответствующих проверок. По результатам проверки, проведенной Министерством образования и науки Республики Татарстан, факты, изложенные в уведомлениях, поступивших в систему "Народный контроль", частично подтвердились. Установлено, что родительским комитетом группы раннего возраста детского сада было принято решение о сборе денежных средств на приобретение новой детской мебели (стульев) в группу и для подарков детям на дни рождения. Собранные денежные средства родительским комитетом возвращены родителям. Руководителем детского сада Т.М. Енакай издан Приказ по детскому саду от 18.11.2013 N 122 "О недопущении незаконных сборов средств с родителей (законных представителей) воспитанников". Проведены родительские собрания в группах по вопросам привлечения внебюджетных средств на развитие материально-технической базы учреждения, в т.ч. о прекращении сборов денежных средств родительскими комитетами групп. В настоящее время проект постановления Исполнительного комитета г. Казани о наложении дисциплинарного взыскания за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей на заведующего детским садом N 351 г. Казани Т.М. Енакай проходит согласование в установленном порядке. Прокуратурой Республики Татарстан проверка продолжается.
Аналогичные уведомления о поборах в детских садах содержатся в уведомлениях N 408810 (детский сад N 141 г. Казани), N 376877 (детский сад N 38 г. Набережные Челны), N 351495 (детский сад N 352 г. Казани), N 91187 (детский сад N 320 г. Казани).
По результатам рассмотрения ответственными исполнителями уведомлений по категории "Детские сады" Уполномоченным по правам человека были осуществлены выездные проверки. Проверки показали, что не все уведомления рассмотрены должным образом.
Так, например, по уведомлению N 135895 (отсутствие тепла в детском саду N 62 г. Казани) проверка показала, что здание детского сада нуждается в ремонте. Денежные средства на ремонт выделялись и частичный ремонт проводился, однако по материалам прокурорской проверки по факту проведения ремонта было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159 УК РФ ("Мошенничество") в отношении неустановленного лица. В настоящее время ведется следствие.
Также присутствует коррупционная составляющая в уведомлениях по категории "Поликлиники и больницы". В качестве примера можно привести уведомление N 367291. Автор заявки "Рамзиль Г." указывает, что в ГАУЗ "Городская клиническая больница N 16" за выдачу справки требуют деньги. Из комментариев пользователей следует, что сумма, взимаемая сотрудниками больницы за выдачу справок, всегда разная, подтверждающие оплату документы не выдаются. Министерством здравоохранения Республики Татарстан дан ответ, что администрацией больницы пересмотрен вопрос выдачи справок и дубликатов результатов обследования на платной основе.
Эти и другие примеры свидетельствуют о возможных коррупционных действиях со стороны ответственных работников данных организаций.
Таким образом, благодаря реализованному в системе "Народный контроль" функционалу (открытость, возможность оценки работы исполнителей, возможность возврата уведомления в работу и т.д.) система является не только механизмом широчайшего участия граждан в управлении экономикой и общественном развитии, но и может стать эффективным и действенным инструментом в предотвращении коррупции.

Литература

1. Указ Президента Республики Татарстан от 1 июня 2012 г. N УП-408 "О Государственной информационной системе Республики Татарстан "Народный контроль" // СПС "КонсультантПлюс".
2. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 августа 2012 г. N 676 "Об электронном взаимодействии граждан, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Татарстан в рамках функционирования государственной информационной Республики Татарстан "Народный контроль" (в ред. Постановлений от 29.07.2013 N 528 и от 05.08.2013 N 548) // СПС "КонсультантПлюс".
3. Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 августа 2013 г. N 1559-р // СПС "КонсультантПлюс".

ПОЛОЖЕНИЕ

о народном контроле ЭНИО России

(контроль энергоинформационного обмена в России)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Народный контроль – общественный орган, созданный в целях зашиты конституционных и социальных прав граждан и борьбы с нарушениями прав потребителей товаров и услуг.

1.2. Настоящее Положение разработано на основании действующего законодательства в соответствии с законом РФ «О защите прав потребителей». ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации. постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Всемирной Лиги специалистов ЭНИО. общественной организации народного контроля ЭНИО России.

1.3. Положение устанавливает единый порядок энергоинформационного контроля социальной и природной среды, состояния человека, сферы обслуживания населения:

За качеством товаров и соблюдением правил торговли и цен на предприятиях торговли,

общественного питания:

За качеством коммунального, бытового, медицинского, транспортного обслуживания

населения;

За качеством любой помощи населению;

форм собственности;

За качеством обслуживания в сфере здравоохранения;

За благоустройством территории жилой и производственной;

За соблюдением ГОСТов и стандартов, технологических процессов.

1.4. Работа народного контролера - эниоэксперта осуществляется на общественных началах.

1.5. Работа народного контролера может осуществляться индивидуально, в составе группы или группы народного контроля местного самоуправления, в контакте с органами власти, надзора и контроля, МВД, ФСБ, Прокуратуры. Судов.

1.6. Удостоверение народного контролера (эниоэксперта эксперта энергоинформационного обмена) утверждено Президиумом общественной организации контроля ЭНИО в России и выдастся Председателем организации контроля ЭНИО России.

1.7. Эниоконтролер имеет удостоверение. Сертификат Эниоэксперта. бланки Уведомления, нагрудный Знак.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАРОДНОГО КОНТРОЛЯ.

Группа народного контроля (народный контролер ЭНИО) представляет собой добровольную общественную организацию, основной задачей которой является:

2.1. Оказание помощи контролирующим органам и службам в организации действенного контроля за работой предприятий торговли, общественного питания, независимо от форм собственности, осуществляющих деятельность на потребительском рынке, коммунального, бытового, медицинского, транспортного обслуживания, в сфере здравоохранения, социальной и природной среды, содержанием жилищного фонда н благоустройством территории.

2.2. Проверка предприятий и учреждений торговли, общественного питания, здравоохранения, других объектов социально-бытового назначения на отсутствие отрицательной энергии и информации в реализуемой (изготавливаемой) продукции, технологии, в оказываемых услугах, могущих негативно влиять на человека и среду окружения, и которые должны быть направлены на защиту социальных прав населения,

защиту прав потребителей товаров и услуг, а также технологий, не работающих на положительную перспективу.

III. ПРАВА СПЕЦИАЛИСТОВ-ЭНИОЭКСПЕРТОВ.

3.1. Специалистам - эниоэкспертам предоставлено право в рамках действующего законодательства принимать участие в проверках, проводимых контролирующими органами администрации. налоговыми органами. МВД, ФСБ, Прокуратуры, другими контролирующими организациями или самостоятельно.

3.2. Участвовать в проведении контрольных закупок товаров.

3.3. Рассматривать по поручению администрации населенных пунктов, жалобы и обращения жителей на неудовлетворительную работу учреждений в сфере обслуживания и факты нарушения административного и общественного порядка.

3.5. Своевременно извещать руководителей соответствующих служб, администрации о недостатках, вскрытых на предприятиях и в учреждениях, обслуживающих население.

IV. ОБЯЗАННОСТИ ИНСПЕКТОРА НАРОДНОГО КОНТРОЛЯ – СПЕЦИАЛИСТА – ЭНИОЭКСПЕРТА.

4.1. Специалисты – энноэкснерты обязаны:

Соблюдать действующее законодательство и нормативные акты;

Квалифицированно, честно, принципиально проводить проверки предприятий, учреждений и организаций, отдельных лиц. независимо от форм собственности.

4.2. Специалист – эниоэксперт, народный контролер составляет Уведомление (Акт) проверки в нескольких экземплярах. Один экземпляр Уведомления (Акта) остается у специалиста – эниоэксперта (народного контролера), другие передаются в соответствующие службы, администрации для принятия соответствующих мер.

4.3. Специалист – энноэкспсрт должен потребовать от лиц. допустивших нарушения, – письменное объяснение, которое прилагается к уведомлению (акту) проверки. В случае отказа от дачи объяснения, специалист – эниоэксперт (народный контролер) должен сделать об этом отметку в Уведомлении (акте) проверки.

4.4. Подготовить предложение по дополнительной проверке государственными контролирующими органами предприятий, учреждений, неоднократно совершивших нарушения.

4.5. При проведении проверок, контролер обязан предъявить Удостоверение специалиста – эниоэксперта.

4.6. Проверку проводить в составе не менее двух специалистов.

4.7. Обеспечить гласность работы в средствах местной массовой информации.

V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА-ЭНИОЭКСПЕРТА.

5.1. Эниоэксперт несет личную ответственность:

За нарушение действующего законодательства и нормативных документов;

За некачественное выполнение задания и сокрытие нарушений, выявленных в ходе проверки, вплоть до отстранения от исполнения обязанностей народного контролера, специалиста – эниоэксперта