Дом

Что такое система сбалансированных показателей? Коэффициенты финансовой устойчивости Отношение собственного капитала к заемному - это коэффициент покрытия долгов

Что такое система сбалансированных показателей? Коэффициенты финансовой устойчивости Отношение собственного капитала к заемному - это коэффициент покрытия долгов

Относится к коэффициентам финансовой устойчивости предприятия.

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств рассчитывается в программе ФинЭкАнализ в блоке Отчет руководителя федерального государственного унитарного предприятия как Коэффициент соотношения заемных и собственных средств..

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств - что показывает

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств - показывает, сколько приходится заемных средств на 1 руб. собственных средств.

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств - формула

Общая формула для расчета коэффициента:

Формула расчета по данным бухгалтерского баланса:

K сзисс = (стр.590+стр.690)
стр.490

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств - значение

Экономический смысл коэффициента соотношения заемных и собственных средствсостоит в определении, сколько единиц заемных финансовых ресурсов приходится на единицу источников собственных средств.

Уровень данного коэффициента выше 1 свидетельствует о потенциальной опасности возникновения недостатка собственных денежных средств, что может служить причиной затруднений в получении новых кредитов.

Страница была полезной?

Еще найдено про коэффициент соотношения заемных и собственных средств

  1. Нормативы финансовой устойчивости российских предприятий: отраслевые особенности
    Первым коэффициентом взятым для анализа был коэффициент соотношения собственных и заемных средств Ксзс И в данном случае также нет единого мнения
  2. Методический подход к анализу платежеспособности
    Поэтому для удобства анализа рассмотрим обратный показатель - коэффициент соотношения собственных и заемных средств Ксоотн - коэффициент соотношения собственных и заемных средств СК
  3. Анализ структуры капитала и рентабельности ведущих российских нефтегазовых предприятий
    Коэффициент автономии п 1 п 2 0,67 0,66 -0,01 6 Коэффициент соотношения собственных и заемных средств п 3 п 1 0,5 0,52 0,02 7. Коэффициент
  4. Оценка рыночной и финансовой устойчивости предприятия
    При сохранении минимальной финансовой стабильности организации коэффициент соотношения заемных и собственных средств должен быть ограничен сверху значением отношения стоимости мобильных средств
  5. Особенности финансового анализа на предприятиях сельскохозяйственной отрасли
    Сосновка -0,16 2,02 0,20 0,06 -0,004 4 Коэффициент соотношения заемных и собственных средств показывает сколько единиц заемных средств привлекло предприятие на каждую
  6. Актуальные вопросы и современный опыт анализа финансового состояния организаций - часть 4
    Также в исследуемой организации наблюдается превышение заемных средств над собственными о чем свидетельствует коэффициент соотношения собственных и заемных средств Коэффициент финансовой независимости подтверждает предшествующий вывод о том что организация
  7. Оборотные средства и финансовое состояние предприятий
    Минимальное значение коэффициента 0,5 Коэффициент соотношения заемных и собственных средств Кз с П4 П5 П3, 6 где П3, П4,
  8. Как оценить финансовую устойчивость предприятия? Нормативы финансовой устойчивости для предприятий строительной отрасли и сельского хозяйствa
    Для отрасли строительства наибольшей классифицирующей способностью являются коэффициенты соотношения заемных и собственных средств 77,1% и коэффициент маневренности собственных оборотных средств 75,8% 4.
  9. О нормативных значениях коэффициентов при формировании рейтинговой оценки финансово-экономического состояния предприятия
    Показатели финансовой устойчивости &bullet коэффициент соотношения заемных и собственных средств Ксзсс П1 П2 П3 П4 0,04 0,04 0,17 0,75
  10. Финансовая устойчивость организации и критерии структуры пассивов
    Негативным моментом следует считать снижение значения коэффициента маневренности на конец периода на 31,8% Коэффициент соотношения заемных и собственных средств показывает что хозяйствующий субъект в большей мере финансируется за
  11. Финансовый анализ предприятия - часть 5
    Коэффициент автономии в 2005г увеличился по сравнению с 2004г и превышает допустимую норму в 0,5, а это обозначает что предприятие уже не нуждается в заемных средствах По результатам полученных коэффициентов соотношения привлеченных и собственных средств можно увидеть что предприятие
  12. Отбор факторов риска банкротства предприятия на основе метода главных компонент
    Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств 0,881 -0,150 -0,181 -0,145 0,075 Коэффициент соотношения заемных и собственных средств -0,580 0,687 0,057 0,152 0,234 Чистая прибыль -0,551 0,195
  13. Классификация организаций по уровню их финансового состояния
    Коэффициент автономии 0,5 за сокращение показателя на 0,05 снимается по 1 баллу Коэффициент соотношения собственных и заемных средств менее 0 7 за сокращение показателя на 0,07 снимается
  14. Актуальные вопросы и современный опыт анализа финансового состояния организаций - часть 8
    II Коэффициент соотношения собственных и заемных средств К4 Является одной из характеристик финансовой устойчивости предприятия и
  15. Финансовый анализ предприятия - часть 4
    Коэффициент автономии в 2003г уменьшился по сравнению с 2002г а в 2004г немного увеличился по сравнению с 2003г но все равно не достиг допустимой нормы в 0,5, а это обозначает что предприятие нуждается в заемных средствах По результатам полученных коэффициентов соотношения привлеченных и собственных средств 2002 2004 г г
  16. Оценка кредитоспособности заемщика (методика СберБанка России)
    K4 Коэффициент соотношения собственных и заемных средств 0.445 0.625 0.18 1 1 0.2 K5 Рентабельность продукции
  17. Анализ финансового состояния сельскохозяйственных предприятий Алтайского края и пути их финансового оздоровления
    Наиболее важен для оценки финансового состояния сельхозпредприятий коэффициент соотношения заемных и собственных средств так как чем выше его значение тем больше у
  18. Формирование отчета о финансовых результатах как функция управления производственными ресурсами
    Коэффициент соотношения заемных и собственных средств организации 1,601 1,218 1,035 -0,566 -0,183 Коэффициент долгосрочного привлечения заемных
  19. Сравнительный анализ российских и зарубежных подходов к анализу финансового состояния организации
    Коэффициент соотношения заемных и собственных средств коэффициент финансирования ЗК СК 13 Показывает как соотносятся заемный и
  20. Оценка эффективности использования собственного и заемного капитала предприятия
    Коэффициент кредиторской задолженности и прочих пассивов 0,049 0,073 0,064 5 Коэффициент соотношения заемных и собственных средств 2,002 1,794 1,855 6 Коэффициентом соотношения мобильных и иммобилизованных

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств - одна из расчетных характеристик, служащих для оценки финансового положения компании. Расскажем, как его рассчитать и что он покажет, в нашей статье.

Что показывает коэффициент соотношения заемного и собственного капитала?

К расчету коэффициента соотношения заемных и собственных средств прибегают, когда хотят достаточно быстро получить ориентировочные данные о финансовой ситуации в организации. Он служит одним из экономических показателей и дает общее представление о пропорции, которую составляют заемные и собственные средства юрлица.

Преобладание собственных средств свидетельствует о хорошем финансовом положении, а доминирование заемных средств — о вероятной неустойчивости в финансовом плане.

Знать значение данного коэффициента важно лицам, вкладывающим в организацию принадлежащие им средства: инвесторам, банкам, заимодавцам, поставщикам, предоставляющим отсрочки.

Формула по определению коэффициента соотношения заемных и собственных средств?

Расчет коэффициента достаточно прост. Он определяется как отношение величины всех имеющихся долгов по заемным средствам (вне зависимости от срока их погашения) к сумме капитала, числящегося собственным. В условных обозначениях формула выглядит так:

Кзис = ЗаемКап / СобКап = (ДлЗаемОб + КрЗаемОб) / СобКап,

ЗаемКап — имеющиеся долги по заемным средствам;

СобКап — величина капитала, числящегося собственным;

ДлЗаемОб — имеющиеся долгосрочные долги по заемным средствам;

КрЗаемОб— имеющиеся краткосрочные долги по заемным средствам.

Данные для расчета берутся из бухбаланса. Применительно к его строкам формула будет иметь следующий вид:

Кзис = (1410 + 1510) / 1300,

где: Кзис — коэффициент соотношения заемных и собственных средств;

1410 — номер строки бухбаланса, в которой отражены долгосрочные заемные обязательства;

1510 — номер строки бухбаланса, в которой отражены краткосрочные обязательств по заемным средствам;

1300 — номер строки бухбаланса, в которой указано значение собственного капитала.

О том, какие данные попадают в указанные строки бухбаланса, читайте в статье «Порядок составления бухгалтерского баланса (пример)» .

Отношение собственного капитала к заемному - это коэффициент покрытия долгов

Если взять обратное отношение, то получаемый результат - это не что иное, как коэффициент покрытия обязательств, капиталом, имеющимся в распоряжении компании. Соответственно формула будет выглядеть следующим образом:

Ксиз = СобКап /ЗаемКап = СобКап/(ДлЗаемОб + КрЗаемОб),

Ксиз - коэффициент, показывающий отношение собственных средств к заемному капиталу.

Остальные значения идентичны тем, которые указаны в предыдущей главе.

Когда источников информации служит бухгалтерский баланс, формула будет выглядеть так:

Ксиз = 1300/(1410 + 1510),

Ксиз - коэффициент, показывающий отношение собственных средств к заемному капиталу;

1300 — номер строки бухбаланса, где указано значение собственного капитала;

1510 — номер строки бухбаланса, где отражены краткосрочные обязательств по заемным средствам;

1410 — номер строки бухбаланса, где отражены долгосрочные заемные обязательства.

Каково оптимальное соотношение собственного и заемного капитала?

Коэффициент больше 1 (что свидетельствует о преобладании заемных средств над собственными) служит признаком наличия риска банкротства.

Значение в пределах от 0,7 до 1 указывает на неустойчивость финансового положения и существование признаков неплатежеспособности.

Величина коэффициента соотношения заемного и собственного капитала, находящегося в коридоре от 0,5 до 0,7, считается оптимальной и говорит об устойчивости состояния, отсутствии зависимости в финансовом плане и нормальном функционировании.

Значение менее 0,5, будучи показателем устойчивого финансового положения, одновременно указывает на неэффективность работы предприятия.

Однако не стоит делать окончательных выводов по одному только соотношению собственных и заемных средств. Для правильной оценки нужно анализировать и другие финансово-экономические показатели. Например, рассматриваемый коэффициент может иметь большие значения при высокой скорости оборотов оборотных активов.

Подробнее о данных, появляющихся при анализе оборотных активов, читайте в статье «Оборотные активы предприятия и их показатели (анализ)» .

Итоги

Формула соотношения собственных и заемных средств не сложна в расчете и в первом приближении дает необходимую информацию для оценки финансового состояния юрлица.

Показатели данной группы позволяют определить равномерность и сбалансированность отдельных сторон деятельности страховой компании. К числу таких показателей можно отнести:

1. Отношение не заработанной премии к подписанной страховой премии - определяется следующим образом:

Показатель служит для выявления тенденций равномерности осуществления страховой деятельности и отражения доходов от проведения страхования.

2 Отношение заявленных убытков к оплаченным убыткам.

Указанное соотношение позволяет определить средний период регулирования убытков.

Следующая группа показателей позволяет определить факторы оказавшие определяющее влияние на результаты страховой деятельности.

В состав данной группы показателей включены показатели факторов, отражающих сбалансированность формирования страхового фонда и расходования его средств на выполнение обязательств перед страхователями.

Это показатели уровня выплат.

1. Показатели уровня выплат:

ð по страхованию жизни - рассчитываются следующим образом:

Показатель позволяет сопоставить расходы на страховые выплаты и доходы, полученные от проведения страхования жизни в рассматриваемом периоде, и отражает степень достаточности доходов от проведения страхования жизни для покрытия расходов на выплаты по данному виду страховой деятельности. Данный показатель может сравниваться с долей нетто-ставки в брутто-ставке по страхованию жизни, при этом может наблюдаться превышение норматива в связи с наличием в страховых выплатах части, которая должна покрываться за счет инвестиционного дохода. Отрицательной тенденцией является значительный рост показателей (более 10% в год).

ð по видам страхования иным, чем страхование жизни показатель уровня выплат рассчитывается следующим образом:

Показатель позволяет сопоставить величину расходов, отражающих обязательства по выплатам страхового возмещения с величиной доходов по страхованию иному, чем страхование жизни. Показатель, может быть сравнен с усредненной величиной доли нетто-ставки в брутто-ставке. Отрицательным качеством фактором является значительное превышение доли нетто-­ставки над величиной полученного показателя и рост показателя (более 10% в год).

Показатель уровня выплат по видам страхования иным, чем страхование жизни определяется в целом и с учетом доли перестраховщиков:

Показатель рассчитывается с целью определения эффективности проводимых компанией операций по передаче рисков в перестраховании. Показатель уровня выплат за вычетом доли перестраховщиков, превышающий показатель уровня выплат в целом свидетельствует о возможной неэффективности перестраховочной зашиты.

ð при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни и страхования жизни рассчитывается общий показатель уровня выплат:

Данный показатель позволяет сопоставить расходы, отражающие обязательства по страховым выплатам по страхованию в целом с суммой доходов по всем видам страхования, проводимым компанией.

На результаты страховой деятельности оказывает влияние также уровень расходования средств на покрытие расходов на ведение дела.

2 Показатели уровня расхода на ведение дела

ð при проведении только страхования жизни, либо только видов страхования иных, чем страхование жизни уровень расходов па ведение дела определяется следующим образом:

Показатель служит для определения доли расходов на веление дела (затрат по заключению договоров страхования управленческих расходов) в сумме доходов по рассматриваемому виду страховой деятельности. Показатель сравнивается с усредненной долей нагрузки в брутто-ставке по страхованию жизни, либо по вилам страхования иным, нем страхование жизни. Значительное превышение полученного показателя над величиной доли нагрузки указывает на перерасход средств, возможных для использования на ведение дела отрицательной тенденцией является значительный рост показателя (более 10% в год).

При одновременном проведении страхования жизни и видов страхования иных, чем страхование жизни показатель уровня расходов по видам страховой деятельности определяется следующим образом:

Показатели уровня расходов на ведение дела рассчитываются в целом и с учетом участия перестраховщиков. Показатели с учетом участия перестраховщиков определяются следующим образом:

Таким образом, показатели уровня расходов за вычетом доли перестраховщиков служат для сопоставления расходов на ведение дела, частично покрытых комиссионным вознаграждением и тантьемами по рискам, переданным в перестрахование с суммой доходов, полученных по рассматриваемым видам страховой деятельности.

Дополнительным показателем уровня расходов является торговая форма уровня расходов по видам страхования иным, чем страхование жизни:

Данный показатель отражает уровень расходов на ведение дела по отношению к объему продаж и служит вспомогательным инструментом для оценки эффективности деятельности по распространению страховых продуктов.

Дополнительным показателем уровня расходов также является уровень затрат по заключению договоров страхования. Показатель определяется по видам страховой деятельности и рассчитывается следующим образом:

Показатель позволяет определить уровень расходования средств на заключение договоров страхования по отношению к поступившей (начисленной) страховой премии. Данный показатель можно сравнить с нормативной долей комиссионного вознаграждения в брутто-ставке. Отрицательным фактором является значительное превышение норматива, так как оно может предполагать завышение расходов на приобретение компанией договоров страхования.

Для анализа относительного размера расходов по урегулированию убытков возможно применять показатель уровня данного вида расходов, определяемый следующим образом:

Полученное значение показателя сравнивается с нормативной величиной расходов на урегулирование, заложенной при расчете резерва заявленных, но неурегулированных убытков.

В целях определения общего соотношения расходов и доходов по страховой деятельности компании рассчитывается комбинированный показатель уровня расходов, показывающий сумму расходов на 100 рублей доходов. Комбинированный показатель определяется с.о.:

3 Комбинированный показатель уровня расходов - рассчитывается следующим образом:

ð при проведении только страхования жизни

ð при проведении только видов страхования иных, чем страхование жизни

Уровень других расходов рассчитывается как отношение изменения других технических резервов, отчислении в резерв предупредительных мероприятии и фонды пожарной безопасности к заработанной страховой премии.

При проведении страхования жизни и иных видов возможен расчет комбинированного показателя по следующей схеме:

Показатель позволяет сопоставить общую сумму расходов по страховой деятельности с суммой доходов по страхованию, относящихся к рассматриваемому периоду. Значение данного показателя менее 100% свидетельствует о превышении доходов по страховой деятельности над расходами. Данный показатель рассчитывается на основании данных в целом по страховой деятельности, проводимой компанией, и с учетом участия перестраховщиков. Превышение значения показателя, рассчитанного с учетом участия перестраховщиков, над значением общего показателя может свидетельствовать о неэффективности перестраховочной зашиты.

Для сравнения размеров доходов от инвестиционной и страховой деятельности служит.

Одной из характеристик стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость.

Нижеприведенные коэффициенты финансовой устойчивости , характеризуют независимость по каждому элементу активов предприятия и по имуществу в целом, дают возможность измерить, достаточно ли устойчива компания в финансовом отношении.

Наиболее простые коэффициенты финансовой устойчивости характеризуют соотношения между активами и обязательствами в целом, без учета их структуры. Важнейшим показателем данной группы является коэффициент автономии (или финансовой независимости , или концентрации собственного капитала в активах ).

Устойчивое финансовое положение предприятия - это результат умелого управления всей совокупностью производственных и хозяйственных факторов, определяющих результаты деятельности предприятия. Финансовая устойчивость обусловлена как стабильностью экономической среды, в рамках которой осуществляется деятельность предприятия, так и от результатов его функционирования, его активного и эффективного реагирования на изменения внутренних и внешних факторов.

1

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТЕНДЕМ». Издательство ЭКМОС. – 2013. – 128 с.

2. Программа социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2009 – 2012 годы и на период до 2016 года. – Йошкар-Ола, 2009 г.

3. Кaрчeвский. В.В. Oргaнизaция испoлнeния бюджeтa: учeб. пoсoбиe для вузoв / В.В. Кaрчeвский. – М: Вузoвский учeбник, 2009. – 242 с.

4. Марченко Г.Н. Проблемы сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации в условиях финансово-экономического кризиса // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. – 2013. – № 01. С. 36-38.

В настоящее время все большую актуальность приобретает проблема обеспечения сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. По настоящее время сохраняется проблема стабильности функционирования бюджетной системы, так как продолжается увеличение внутреннего долга, в бюджет будущих периодов закладывается уменьшение доходной части налоговых поступлений и увеличение налогового бремени .

Согласно одному из важнейших принципов Бюджетного кодекса Российской Федерации сбалансированность бюджета - это соответствие объема предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных услуг, к сбоям в системе бюджетного финансирования, порождая неплатежи в экономике страны. Действующая система межбюджетных отношений ориентирована на поддержание сбалансированности бюджетной системы РФ, прежде всего, в краткосрочном периоде, что решается в основном за счет роста количества и объема межбюджетных трансфертов, предоставляемых региональным бюджетам из федерального бюджета.

Как показывает практика, установленные Бюджетным кодексом РФ ограничения размера госдолга субъекта РФ не позволяют избежать риска неплатежеспособности региона и, как следствие, необходимости решения данных проблем федеральным центром за счет предоставления дополнительной финансовой помощи.

В связи с этим целесообразно было бы проводить оценку качества сбалансированности бюджетов субъектов РФ. Для этого необходимо выделить следующие виды сбалансированности:

Общая сбалансированность бюджета, достигаемая с привлечением возвратных финансовых ресурсов;

Базовая сбалансированность, обеспечиваемая за счет общей суммы доходов бюджета субъекта РФ, включая межбюджетные трансферты;

Собственная сбалансированность, оцениваемая только на основе показателя доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений.

Для количественной оценки качества могут рассчитываться коэффициенты, характеризующие соотношение источников финансового обеспечения расходов и общей суммы расходов региональных бюджетов, в разрезе выделенных видов сбалансированности. Эти коэффициенты могут также использоваться для сравнения показателей финансового состояния отдельных субъектов РФ с аналогичным показателем других публично-правовых образований, выявления динамики их развития и тенденций изменения финансового состояния.

В связи с этим предлагается использовать следующие коэффициенты:

1) коэффициент общей сбалансированности бюджета, отражающий соотношение расходов бюджета и всех источников их финансирования:

где Д - доходы бюджета; ИФДБ - источники финансирования дефицита бюджета; Р - расходы бюджета.

В соответствии с трактовкой в Бюджетном кодексе РФ принципа сбалансированности бюджета коэффициент общей сбалансированности любого бюджета равен 1, при этом в случае, если на протяжении длительного периода времени сбалансированность достигается в значительной мере за счет источников финансирования дефицита бюджета, существует риск возникновения проблем с финансовым обеспечением расходных обязательств соответствующего публично-правового образования. В связи с этим анализ качества сбалансированности бюджетов субъектов РФ целесообразно проводить с использованием дополнительных коэффициентов.

2) коэффициент базовой сбалансированности бюджета, отражающий соотношение расходов и доходов бюджета:

Он показывает, в какой степени общая сумма расходов бюджета покрывается за счет доходов, при этом из расчета исключаются источники финансирования дефицита бюджета. Это позволяет оценить бюджетную сбалансированность, достигаемую без привлечения заемных инструментов. Таким образом, если данный коэффициент принимает значение, близкое к 1, бюджет можно считать сбалансированным при низком уровне риска возникновения проблем финансового обеспечения расходных обязательств.

3) коэффициент собственной сбалансированности бюджета, отражающий соотношение расходов бюджета на реализацию собственных полномочий публично-правового образования и доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений:

где БП - безвозмездные поступления в бюджет; С - субвенции.

Он показывает, в какой степени общая сумма расходов бюджета на реализацию собственных полномочий публично-правового образования покрывается за счет доходов без учета безвозмездных поступлений, объем которых, по сути, не зависит от деятельности органов власти публично-правового образования, имеет непостоянный характер и в любой момент может существенно сократиться.

При расчете коэффициента собственной сбалансированности бюджета следовало бы из знаменателя исключить объем расходов, осуществляемых в рамках исполнения переданных полномочий, а из числителя - объем субвенций. Однако достаточно трудно выделить из общего объема расходов региональных бюджетов те расходы, которые осуществляются в рамках исполнения переданных полномочий. Поэтому, при расчете коэффициента собственной сбалансированности бюджета указанные расходы условно принимаются равными объему субвенций, хотя на практике они могут незначительно различаться.

Это позволяет оценить собственную бюджетную сбалансированность, достигаемую без привлечения источников финансирования дефицита бюджета и безвозмездных поступлений: если данный коэффициент принимает значение близкое к 1, бюджет можно считать сбалансированным за счет собственных источников поступлений с несущественным риском возникновения проблем финансового обеспечения расходных обязательств.

Расчет и анализ значений коэффициентов общей, базовой и собственной сбалансированности в разрезе субъектов РФ повышает степень объективности оценки состояния региональных бюджетов, способствует выявлению факторов, влияющих на такое состояние .

Проведем оценку качества сбалансированности консолидированного бюджета Республики Марий Эл за 2008-2012 гг., представив необходимые сведения в табл. 1.

Таблица 1

Данные для проведения оценки качества сбалансированности консолидированного бюджета РМЭ за 2008-2012 гг., млн. руб.

Таблица 2

Оценка качества сбалансированности консолидированного бюджета РМЭ за 2008-2012 гг.

Показатели

Согласно данным табл. 2, значение коэффициента общей сбалансированности в течение анализируемого периода превышает значение 1. Это свидетельствует о том, что на протяжении последних лет сбалансированность достигается за счет источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к ежегодному возрастанию государственного долга, и как следствие существует риск возникновения проблем с финансовым обеспечением расходных обязательств.

Так, бюджетная политика в области расходов направлена на ограничение принятия новых обязательств, приостановление роста расходов. В 2012 году наблюдается сокращение расходов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, культуры, и средств массовой информации. Наблюдается незначительное снижение базовой сбалансированности бюджета в период с 2010 по 2012 г. по сравнению с кризисным периодом 2008-2009 гг., но в целом значение этого коэффициента близко к 1, и бюджет может считаться сбалансированным .

Что касается коэффициента собственной сбалансированности, то он находится на низком уровне в течение всего рассматриваемого периода. Менее 60 % расходов регионального бюджета на реализацию собственных полномочий покрывается за счет доходов без учета безвозмездных поступлений. Это вызвано недостатком налоговых поступлений, возросшими потребностями в расходах.

Необходимо отметить, что, несмотря на снижение коэффициента собственной сбалансированности регионального бюджета, благодаря реализации Программы антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г. и оперативной работе Минфина России по оказанию финансовой поддержки субъектам РФ удалось сохранить показатель базовой сбалансированности регионального бюджета на достаточно высоком уровне.

Коэффициент собственной сбалансированности бюджета по сравнению с коэффициентом базовой сбалансированности бюджета позволяет более точно оценить качество сбалансированности с учетом возможных рисков снижения источников финансирования расходов, поскольку налоговые и неналоговые доходы в меньшей степени подвержены влиянию различных факторов, в результате которых может произойти их сокращение, в том числе и непредвиденное. В такой ситуации важнейшим инструментом достижения сбалансированности бюджетов субъектов РФ являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

Так, в 2009 г. при существенном снижении налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджета РМЭ (на 7,3 % к 2008 г.) за счет предоставления дополнительных дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов (соответствующие бюджетные ассигнования из федерального бюджета были увеличены на 470 млн. руб.) удалось сохранить позиции. В 2009 г. впервые была разработана формализованная методика распределения указанных дотаций, что позволило более эффективно использовать данный инструмент обеспечения сбалансированности бюджетов в условиях кризиса.

Соблюдение баланса бюджета - сложная задача на любом уровне управления. Для стабилизации экономики и поддержания баланса бюджета следует экономно расходовать оставшиеся накопленные средства и рационально строить не только систему доходов, но и систему расходов средств регионального бюджета.

Предлагаем определить четыре основных направления, по которым должна осуществляться работа по увеличению доходов бюджетов субъектов РФ. Это - совершенствование бюджетной системы и межбюджетных отношений; увеличение доходной базы (доходного потенциала); совершенствование региональной нормативно - правовой базы; совершенствование системы администрирования и контроля.

В рамках указанных направлений необходимо выделить ряд мероприятий, способствующих росту доходов субъектов РФ:

Создать благоприятные условия для инвестиций;

Разработать и внедрить политику поддержки инноваций;

Применить фискальные стимулирующие механизмов с целью увеличения поступлений в региональные бюджеты;

Разграничить доходы между уровнями бюджетной системы, что максимально способствовало бы увеличению их поступлений и при этом обеспечивало бы справедливое распределение бюджетных ресурсов;

Снижение недоимки по налогам и сборам за счет совершенствования системы администрирования и контроля, в том числе с использованием современных методов с целью мобилизации дополнительных доходов.

Траты на перестроение системы покроются экономическим ростом и развитием производства, что в свою очередь наполнит доходную часть бюджета.

Библиографическая ссылка

Кожанов Т.В., Романова М.Н., Смирнов А.А. ПРОБЛЕМА СБАЛАНСИРОВАННОСТИ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 1. – С. 101-104;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=4591 (дата обращения: 27.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»