Расчеты

Как рассчитать процент налоговой нагрузки. Формула расчёта налоговой нагрузки. Уровень нагрузки по налогу на прибыль

Как рассчитать процент налоговой нагрузки. Формула расчёта налоговой нагрузки. Уровень нагрузки по налогу на прибыль

Расчет налоговой нагрузки в 2019 году - это специальная процедура, которая позволяет налогоплательщику самостоятельно контролировать уровень фискального обременения в рамках действующего законодательства. Напомним, что даже незначительное изменение данного показателя может вызвать особый интерес со стороны работников Федеральной инспекции. В статье расскажем, как посчитать налоговую нагрузку предприятия.

Общие положения

Размер фискального обременения экономических субъектов — это не «призрачный» показатель или абстрактное плановое значение. Нет, налоговая нагрузка — это величина налогов, сборов и взносов, которая определяется для экономического субъекта в зависимости от его вида деятельности, масштабов производства и штатной численности.

Иными словами, объем фискальных платежей в бюджет практически для каждого субъекта определен. Точнее, чиновники определили лишь пограничные значения. Отклонение от данных показателей говорит о существенных изменениях в финансово-хозяйственной жизни предпринимателя или организации, что вызывает пристальный интерес со стороны ФНС.

Подробнее о том, какие установлены значения на 2019 год, мы рассказали в статье «Налоговая нагрузка по видам деятельности: к нам едет ФНС» . Далее определим, как рассчитать налоговую нагрузку предприятия на конкретном примере.

Налоговая нагрузка: формула расчета

Итак, размер фискального обременения — это отношение суммы фискальных платежей экономического субъекта, исчисленного в процентном выражении, к сумме полученной выручки, определенной по данным бухгалтерского учета за отчетный период.

Исчислять показатель нужно по формуле:

Для верного подсчета столь важного показателя учитывайте следующие рекомендации:

  1. В расчет включайте все суммы фискальных платежей, которые были начислены налогоплательщиком в отчетном периоде.
  2. Учтите платежи, которые компания уплачивает в качестве налогового агента. Например, НДФЛ по работникам также включайте в расчетные данные.
  3. Исключите суммы ввозного НДС.
  4. Не учитывайте таможенные пошлины, уплачиваемые по действующему законодательству.
  5. Суммы начисленных страховых взносов тоже не включайте в расчет.

Другие методики расчета

Налогоплательщики вправе применять иные методики расчета налоговой нагрузки для проведения самостоятельной проверки. Так, чиновники предусмотрели два способа.

Способ № 1. Исчисление по налогу на прибыль.

  • лист 02, строка 180;
  • лист 02, сумма строк 010 и 020.

В настоящее время значения, по которым ФНС инициирует выездную проверку, не установлены. Показатели прошлых лет были следующими: не менее 1 % — для торговой фирмы, и не менее 3 % — для других организаций, в том числе и для подрядных компаний и производственных предприятий.

Способ № 2. Расчет по налогу на добавленную стоимость.

При таком способе исчисления фискального обременения рассчитывается отношение суммы вычетов НДС к сумме начисленного налога. Если полученное значение равно 89 % и более, то это заинтересует ФНС.

Низкие значения сумм НДС к уплате не могут свидетельствовать о том, что налогоплательщик отклоняется от уплаты налогов и сборов. Такой вывод можно сделать только по результатам проведенной проверки.

Расчет налоговой нагрузки предприятия на примере 2019

Условия для расчетов:

ООО «ВЕСНА» занимается деятельностью в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса. Компания применяет ОСНО. По данным бухгалтерской отчетности, выручка за 2017 год (строка 2110 отчета о финансовых результатах) — 65 миллионов рублей.

Данные налоговой отчетности за 2017 год:

  • декларация по налогу на прибыль — 1 750 000 рублей;
  • НДС — 1 670 000 рублей;
  • транспортный налог — 450 000 рублей;
  • налог на имущество — 780 000 рублей;
  • НДФЛ — 1 200 000 рублей.

Суммы уплаченных страховых взносов в расчете не учитываются.

Пример расчета налоговой нагрузки:

Нал. нагрузка = 65 000 000 / (1 750 000 + 1 670 000 + 450 000 + 780 000 + 1 200 000) × 100 % = 65 000 000 / 5850 × 100 % = 11,11 %.

По данным ФНС: минимальное значение нал. нагрузки для гостиниц и ресторанов в 2017 г. — 9,5 %. 11,11 % по ООО «Весна» больше минимального значения, определенного ФНС (9,5 %).

Снижение показателя: что будет

Если значение показателя ниже среднего по конкретному виду деятельности, то ФНС вправе:

  1. Вызвать руководителя предприятия для личной беседы. Встречу будет проводить начальник ИФНС по месту регистрации либо его заместители. В ходе беседы представитель ФНС будет выяснять, в чем причина снижения фискального обременения. Основная цель встречи: выявить фирмы-однодневки, недобросовестных налогоплательщиков, незаконные сделки и операции.
  2. Инициировать выездную проверку. Инспекция включит «проблемного» налогоплательщика в план контрольно-ревизионных мероприятий, при которой будет: проведена тщательная проверка данных бухгалтерского и налогового учетов, изучены первичные и учетные документы, подтверждающие факты хозяйственной деятельности.

Если компания уклоняется от выполнения предписаний ФНС, инспекторы вправе применить более эффективные методы воздействия. Причем такие методы могут иметь отрицательное влияние на деятельность субъекта. Например, в исключительных случаях ИФНС может заморозить счета предприятия. То есть любые финансовые операции будут невозможны. Также чиновники могут обратиться в судебные инстанции, чтобы начать административное или даже уголовное преследование по фактам уклонения от уплаты налогов и прочих фискальных платежей.

Налоговая нагрузка – один из основных критериев, влияющий на решение налоговых органов о проведении выездной проверки . Чем ниже налоговая нагрузка, тем больше риск, что налогоплательщик будет включен налоговиками в план проверок . Более подробно о том, как рассчитать налоговую нагрузку предприятия самостоятельно, расскажем в нашей статье.

Налоговая нагрузка

В целом определить налоговую нагрузку можно, как процентное соотношение налогов, уплачиваемых налогоплательщиком, и его дохода. Налоговая нагрузка может рассчитываться для конкретной организации, ИП или физлица, для группы предприятий, для отрасли в целом и т.д.

На сегодня существуют разные методики расчета налоговой нагрузки, отличающиеся перечнем налогов, включаемых в расчет, и показателями, с которыми эти налоги сравнивают. ФНС в рамках налогового контроля применяет официальную методику расчета величины налоговой нагрузки, приведенную в Концепции системы планирования выездных проверок (утв. приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 в ред. от 10.05.2012).

Сделав предварительный расчет налоговой нагрузки, налогоплательщик может сам определить, какому уровню она соответствует, т.е. не является ли более низкой, чем требуется для конкретной предпринимательской отрасли. Для этого ФНС ежегодно публикует на своем официальном сайте средние отраслевые показатели налоговой нагрузки, также они приведены в приложении № 3 к приказу ФНС РФ № ММ-3-06/333. Если полученный показатель ниже среднеотраслевого, то организацию, скорее всего, отметят как кандидата на включение в план выездных проверок.

Чтобы оценить свои шансы на посещение инспекторами ФНС, нужно разобраться с тем, как рассчитать налоговую нагрузку. Сделать расчет можно самостоятельно, воспользовавшись уже названной выше Концепцией, а также письмом ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 (с изм. от 21.03.2017). Эти документы содержат критерии и формулы, по которым налоговики определяют уровень налоговой нагрузки, рассмотрим их подробнее.

Совокупная налоговая нагрузка: формула расчета

В совокупный расчет входят все налоги, уплачиваемые налогоплательщиком, в т.ч. и в качестве налогового агента. Исключаются из расчета: страховые взносы , НДС на ввозимые в РФ товары, таможенные пошлины (письма ФНС РФ от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026 и от 11.01.2017 № 03-01-15/208).

Приведем пример расчета налоговой нагрузки:

ООО «Актив» работает на «упрощенке », занимаясь производством текстильной и швейной продукции. Показатели деятельности компании и исчисленные к уплате налоги в 2016 г., по данным представленных в ИФНС налоговых деклараций и расчетов, были следующими:

  • Выручка 45 млн руб.,
  • Налог, уплачиваемый в связи с применением УСН «доходы минус расходы» - 2,15 млн руб.,
  • Земельный налог – 100 тыс. руб.,
  • Транспортный налог – 150 тыс. руб.,
  • НДФЛ с выплат персоналу – 850 тыс. руб.,
  • Страховые взносы в ПФР, ФОМС, ФСС – 1,7 млн руб.

ООО «Актив» расчет налоговой нагрузки в 2017 году производит, основываясь на собственных показателях за прошедший календарный год (2016), а также с учетом среднеотраслевых показателей, опубликованных на сайте ФНС за 2016 год.

В данном случае в расчет налоговой нагрузки предприятия не включается лишь сумма страховых взносов (1,7 млн руб.), а налоговые начисления по УСН, НДФЛ, земельному и транспортному налогам учесть необходимо:

Для текстильного и швейного производства 2016 г. среднеотраслевой показатель налоговой нагрузки составляет 7,7% (приложение № 3 к приказу ФНС РФ № ММ-3-06/333). В случае «Актива» совокупная нагрузка ниже, чем в среднем по отрасли, а значит, велика вероятность включения компании в план ближайших выездных проверок.

Как посчитать налоговую нагрузку по налогу

Низкой нагрузкой по налогу на прибыль ФНС считает нагрузку менее 3%, а для торговой деятельности – менее 1% (письмо ФНС РФ № АС-4-2/12722 с изм. от 21.03.2017).

По НДС уровень налоговой нагрузки признается низким, когда вычеты по налогу за определенный период составляют более 89% по отношению к начисленному НДС (п. 2 приложения № 2 к приказу ФНС РФ № ММ-3-06/333). Но это усредненный показатель по стране в целом, а в субъектах РФ, на местных сайтах ФНС, регулярно обновляется информация о допустимом уровне вычетов по НДС, рассчитанная по региональным данным. Перед тем, как посчитать налоговую нагрузку предприятия, нужно учесть, что эти показатели могут быть как выше, так и ниже общероссийского уровня. Например, на 01.05.2017 г. «безопасная» доля вычетов по НДС в Дагестане составляла 86,1%, в Приморском крае – 92,7%, а в Московской области – 90,4%.

Если налоговая нагрузка низкая

Как видим, в интересах налогоплательщика знать, как считать налоговую нагрузку. Обнаружив при самостоятельном расчете отклонения от общепринятых показателей нагрузки в сторону занижения, лучше заранее подготовиться к объяснениям с налоговой инспекцией.

Далеко не всегда низкий уровень налогового бремени указывает на «уход» компании от налогов и наличие нарушений налогового законодательства. Если при расчете налоговой нагрузки формула использована правильно и отсутствуют иные ошибки, то причины могут быть вполне объективными, например, увеличение расходов в связи с ростом цен поставщиков.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2017 году - опубликованые ФНС России данные о налоговой нагрузке, на основании которых налоговая служба определяет, кого будет проверять. Данные налоговой нагрузки публикуются ежегодно в Приложении 3 к .

Здесь приведены данные за 2016 год, которые были опубликованы в мае 2017 года.

Данные по налоговой нагрузке за 2017 год (опубликовано в мае 2018 года) по ссылке:

Комментарий

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности ежегодно рассчитывается Федеральной налоговой службой Российской Федерации (ФНС РФ) и публикуется в Приложении 3 к .

Налоговая нагрузка используется ФНС РФ как один из критериев для назначения выездной налоговой проверки. Так, если фактическая налоговая нагрузка налогоплательщика существенно ниже среднеотраслевой, то налоговый орган считает это как подозрительный признак и может провести налоговую проверку (см. ).

Анализ налоговой нагрузки входит в состав - сравнение налоговых показателей организации (налогоплательщика) с показателями других компаний отрасли или соответствующего рынка.

В 2017 году известна налоговая нагрузка за 2016 год. Дело в том, что налоговая нагрузка рассчитывается после обработки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности за календарный год. Налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность за календарный год ФНС получает к концу марта следующего года. Затем ФНС РФ обрабатывает эти данные и к началу мая следующего года публикует Налоговую нагрузку по видам экономической деятельности за календарный год (например, в мае 2017 года публикуется налоговая нагрузка за 2016 год).

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности за 2016 год *

Вид экономической деятельности 2014 год** 2015 год** 2016 год**
ВСЕГО 9,8 9,7 9,6
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 3,4 3,5 3,5
Рыболовство, рыбоводство 6,2 6,5 7,7
Добыча полезных ископаемых
в том числе:
38,5 37,9 32,3
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 42,6 41,5 35,6
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 8,3 11,3 11,9
Обрабатывающие производства
в том числе:
7,1 7,1 7,9
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 19,4 18,2 19,7
текстильное и швейное производство 8,1 7,8 7,7
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 6,3 6,2 7,3
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели 3,9 2,8 2,2
производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них 2,8 3,5 4,3
издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации 13,3 13,4 11,6
производство кокса и нефтепродуктов 3,4 2,6 4,7
химическое производство 3,2 4,2 3,5
производство резиновых и пластмассовых изделий 5,6 5,6 6,0
производство прочих неметаллических минеральных продуктов 8,0 8,6 8,6
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 3,8 4,5 4,3
производство машин и оборудования 11,7 12,9 13,7
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 10,9 11,2 11,1
производство транспортных средств и оборудования 6,0 6,0 5,2
прочие производства 5,4 4,3 4,0
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
в том числе:
4,8 5,4 6,1
производство, передача и распределение электрической энергии 4,9 5,7 6,4
производство и распределение газообразного топлива 2,7 1,9 3,3
производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) 5,2 5,6 4,7
Строительство 12,3 12,7 10,9
Оптовая и розничная торговля; ремонт авто-транспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
в том числе:
2,6 2,7 2,8
торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт 2,2 2,8 2,4
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 2,4 2,4 2,6
розничная торговля, кроме торговли автотранспортыми средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования 3,6 3,7 3,7
Гостиницы и рестораны 9,0 9,0 9,5
Транспорт и связь
в том числе:
7,8 7,3 7,2
деятельность железнодорожного транспорта 9,5 10,2 8,4
транспортирование по трубопроводам 3,5 1,7 3,2
деятельность водного транспорта 11,1 13,6 13,1
деятельность воздушного транспорта 2,9 1,4 отр.
связь 12,9 12,8 12,6
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 17,5 17,2 15,4
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
в том числе:
25,8 25,6 23,4
деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта 29,1 29,1 25,6

* - Расчет произведен с учетом поступлений по налогу на доходы физических лиц

** - Расчет за 2006 г., 2010-2016 гг. произведен без учета поступлений по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование

Понятие налоговой нагрузки на сегодня является центральным показателем для отбора налоговой инспекцией кандидата на выездную Поэтому исследование данной категории и ее расчет в отношении предприятия является очень важным и значимым элементом анализа.

Общее представление

Совокупная налоговая нагрузка представляет собой общий объем финансовых средств, которые подлежат уплате в виде ввозных таможенных по-шлин (за исключением особых видов пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами в соответствии с законодательст-вом Российской Федерации), федеральных налогов (за исключением акци-зов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на тер-ритории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюд-жетные фонды на день начала финансирования инвестиционного проекта.

В настоящее время понятие налоговой нагрузки может быть рассмотрено в двух аспектах:

  • В абсолютном значении. Сумма конкретных значений налогов, которую нужно уплатить. Данная сумма интересна непосредственно для предприятия - плательщика налогов.
  • В относительном значении. Как доля (процентное содержание) от суммы налогов, которые необходимо уплатить в бюджет, к определенной базе. Данный показатель часто используется для различных расчетов, анализов и прогнозов компании.

База расчета

В основе базы расчета нагрузки лежат такие показатели, с которыми необходимо сопоставить налоговые платежи и оценить степень влияния на доходность компании и ее рентабельность за определенный период. Среди таких значений выделим:

  • выручку (с НДС или без него);
  • доходы от реализации;
  • налоговая база для конкретного налога;
  • бухгалтерскую или налоговую прибыль;
  • плановую сумму выручки.

При этом следует учесть, что доля налогов может быть определена не только по отношению к их общей сумме, но и по отношению к отдельным определенным налогам. В таком случае она рассчитывается как за один налоговый период, так и за несколько. При расчете за несколько периодов данные необходимо суммировать.

Следует отдельно обратить внимание на ситуацию, когда налоги у компании отсутствуют. В таком случае налоговая нагрузка стремится к нулю. То же самое - и в отношении отдельных налогов.

Значение и роль понятия

Сущность значения налоговой нагрузки в отношении конкретного налогоплательщика определена в нормативном документе. Это Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, который рассматривает понятие совокупной налоговой нагрузки, рассчитанной как доля всех налогов к уплате в бухгалтерской величине (без НДС) к сумме выручки. В нем же представлена формула и инструкция, как рассчитать налоговую нагрузку.

Роль исследуемого параметра нагрузки можно кратко выделить в следующих аспектах:

  • Для государства - с целью планирования и разработки налоговой политики как по регионам, так и в целом по стране. Изменяя состав налогов и их виды, изменяя ставки и льготы, государство определяет возможные допустимые уровни давления на бизнес и компании. Кроме того, данный показатель на макроуровне необходим для прогнозирования доходов бюджета, развития налоговых поступлений в целом по стране.
  • Расчет данного параметра на уровне государства помогает провести сравнение с аналогичными параметрами других стран и сделать соответствующие корректировку в области налоговой политики.
  • Данный показатель также оказывает влияние на формирование социальной политики в стране.

Формула расчета

Для определения необходимого равновесия, учитывая интересы каждой из сторон, необходимо выяснить, каким образом должна рассчитываться налоговая нагрузка на предприятия и какие ее показатели будут оптимальными для стратегии налоговой политики государства.

По мнению многих авторов, наиболее полным показателем налоговой нагрузки может быть соотношение абсолютной налоговой нагрузки к добавленной стоимости. Один из таких вариантов расчета дает в своей работе Сухетский С.П. Он показывает также отношение налоговой нагрузки и инвестиционной составляющей добавленной стоимости.

Представим формулу и инструкцию более наглядно:

НН = Н *100 / НБ,

НБ - налоговая база, т.р., Н - сумма налога, т.р.

Налоговая нагрузка по НДС

Основными объектами налогообложения по данному виду налога являются следующие категории:

  • продажа услуг и работ;
  • ввоз на территорию страны товаров.

В соответствии с действующим Налоговым Кодексом, размеры ставок НДС регламентированы следующим образом:

  • для экспортеров - 0%;
  • для основной части продовольственных товаров - 10%;
  • для основной части объектов налогообложения- 18%.

При расчете налоговой базы по НДС используют льготы, которые зафиксированы в НК РФ.

Рассмотрим формулу расчета налоговой нагрузки по НДС более подробно.

Следует иметь в виду одну особенность: налоговая база для НДС может быть рассчитана двумя способами.

При первом способе налоговой базой является внутренний рынок по формуле:

ННндс = Нндс * 100 / НБрф,

где ННндс - налоговая нагрузка по НДС; Нндс - сумма НДМ, причитающаяся к уплате согласно строке 040 раздела 1 декларации; НБрф - налоговая база, рассчитанная по данным 3 разд. декларации по российскому рынку.

Налоговая база по рынку РФ определяется как результат сложения строк 010-070 графы 3, где суммируются:

  • база по продаже товаров по всем ставкам;
  • продажа предприятия как комплекса имущества;
  • авансы полученные.

При втором способе налоговая база определяется как сумма значений по внутреннему и внешнему рынку по формуле:

ННндс = Нндс * 100 / (НБрф + НБ эксп),

где ННндс - налоговая нагрузка по НДС; Нндс - сумма НДМ, причитающаяся к уплате согласно строке 040 раздела I декларации; НБрф - налоговая база определяется по III разделу декларации по российскому рынку; НБэксп - налоговая база, определяется суммой строк 020 IV разд. экспортной декларации.

Приведем пример расчета показателя.

Компания ООО «Ростра» находится на ОСНО. В I кв. 2017 года она осуществляла следующие операции.

22 января был отгружен товар на сумму 112000 рублей, в том числе НДС - 17084,75 руб. Оплаты была получена еще в декабре 2016 года при оформлении счета- фактуры на аванс и уплате налога.

4 февраля взята предоплата в размере 50% в счет будущей поставки в размере 40000 рублей при выставлении счета-фактуры на аванс. Отгрузка была произведена на сумму 80000 рублей, в том числе НДС - 12203,39 руб. Дата отгрузки - 24 февраля, остаток денег был перечислен в марте.

9 марта оказаны услуги по стоимости 100000 руб., в том числе НДС - 15254,20 руб. Подписан акт с поставщиком, выставлен счет-фактура. Оплата прошла в апреле.

В 1 квартале ООО «Ростра» оплатила товаров на сумму 65800 рублей, в том числе НДС - 10037,29 руб., а также сумму без НДС в размере 42560 руб.

Определим налоговую базу по налогу на прибыль:

(112000-17084,75)+ (80000-12203,39) + (100000 - 15254,20) = 247457,70 руб.

Расходы компании:

(65800-10037,29) + 42560 + 64560 = 162882,71 руб.

Налог на прибыль:

(247457,70-162882,71) * 0,2 = 16914,98 руб.

Налоговая база по НДС:

40000*18/118 + 12203,39+15254,24 = 33559,32 руб.

Сумма НДС для вычета:

17084,75 + 40000*18/ 118 +10037,29 = 33223,73 руб.

НДС к уплате:

33559,32 - 33223,73 = 335,59 руб.

Показатель налоговой нагрузки (по налогу на прибыль и НДС вместе):

(16914,98 +335,59) / 247457,70 * 100 = 6,97%

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль

Как рассчитывается налоговая нагрузка по налогу на прибыль, рассмотрим с помощью формулы ниже.

Формула может быть представлена в следующем виде:

ННприб = (Нприб * 100) / Д,

где ННприб - налоговая нагрузка на прибыль, %; Нприб - налог на прибыль до декларации, т.р.; Д- общая сумма доходов, указанных в декларации, т.р .

В знаменателе данной формулы достаточно часто указывается выручка от реализации и прочих доходов, в том числе проценты.

Рассмотрим, какие основные факторы оказывают влияние на данный показатель. Среди них можно указать:

  • Сумму рассчитанного налога, а точнее, его ставку. Обычно это значение составляет 20%, но есть и исключения, когда ставка понижается в соответствии со ст. 284 НК РФ. Соответственно, чем ниже сумма налога, тем ниже налоговая нагрузка на прибыль.
  • Доход от реализации, указанный в декларации. Чем выше указный доход в декларации, тем ниже нагрузка.
  • Объем расходов по реализации. Чем выше расходы, тем ниже налог.
  • Наличие убытков прошлых лет при их учете снижает налоговую базу, а значит, сводят и сам налог к нулю.
  • Налоговые льготы снижают сумму налога.

Рассмотрим расчет налога на прибыль на конкретном примере.

Предположим, что выручка от реализации товаров (без НДС) составила 112 643 080 руб., прочие доходы - 41 006 руб.

Прямые расходы компании составили 76 303 701 руб., косвенные расходы - 34 197 987 руб.

Итого расходов: 76 303 701 + 34 197 987 = 110 501 688 руб.

Прочие расходы составили - 115 953 руб.

Налоговая база по налогу на прибыль составила:

112 643 080 + 41 006 - 110 501 688 - 115 953 = 2 066 445 руб.

Сумма исчисленного налога:

2 066 445 * 20/100 = 413 289 руб.

Сумма начисленных авансовых платежей - 183 813 руб.

Сумма налога на прибыль к доплате:

413 289 - 183 813 = 229 476 руб.

Налоговая нагрузка при УСН

Рассмотрим формулу расчета налоговой нагрузки при УСН более подробно.

С этой целью может быть применена формула:

ННусн = Нусн * 100/ Д усн,

где ННусн - налоговая нагрузка при УСН, %; Нусн - УСН-налог по декларации, т.р.;

Дусн - до ходы по УСН-декларации, т.р.

Приведем конкретный пример налоговой нагрузки по формуле расчета при УСН.

В таблице представлены доходы и расходы, применяемые при расчете налогооблагаемой базы в ООО «ХХХ». Доходы и расходы связаны с реализацией услуг по организации общественного питания.

Анализ динамики доходов и расходов отражает ежегодный рост показателей практически по всем составным элементам.

Анализ доходов и расходов по услугам ООО «ХХХ» за 2014-2016 гг., тыс.руб. представлен в таблице ниже.

Наименование показателей

2014 г.

2015 г.

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение, %

Доходы

Выручка от оказания услуг

Расходы

Заработная плата

Обязательные страховые взносы

Ремонт объектов ОС

Иные налоги и сборы

Прочие расходы

Итого расходов

Прибыль от оказания услуг

Расходы в целом продемонстрировали тенденцию к увеличению на сумму 2117 тыс. руб., их рост составил 138,6 %. В частности, проведённое сравнение доходов и расходов по услугам показывает, что выручка от оказания услуг увеличилась в 2016 году по сравнению с 2014-м на 2285 тыс. руб., ее рост составил 135 %.

Основной причиной роста показателей является рост цен на потребляемые материалы и услуги, и как следствие повышение собственных цен, с целью покрытия расходов. За счет того, что сумма расходов меньше получаемых доходов на 7,4 % ООО получило прибыль на 168 тыс. руб. больше в 2016 году, чем в 2014 году.

Рассмотрим динамику начисленного налога по ООО «ХХХ» за период с 2014 по 2016 годы по данным таблицы ниже.

Показатели

Сумма, т.р.

Относительное отклонение,

2015 год 2016 год

Абсолютное отклонение, т.р.

Доходы, полученные

от деятельности

Начисленный налог

по ставке 6%

Страховые взносы по пенсионному,

социальному и медицинскому

страхованию

Больничные

Итого страховых взносов

по пенсионному,

социальному и медицинскому

страхованию и больничных

Сумма уменьшающая налог (50%)

Налог к оплате в бюджет

(Отрицательный

денежный поток по платежам

в бюджет)

Отрицательный денежный поток

по платежам во внебюджетные фонды

Таким образом, ООО «ХХХ» в течение рассматриваемого периода можно было зачесть в счет уменьшения суммы единого налога не всю сумму страховых взносов по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию, а только 50% от суммы налога, начисленного в бюджет. Рассмотрим пример расчета налоговой нагрузки по методике Минфина РФ. Налоговая нагрузка на доходы ООО «ХХХ» составила:

в 2014 году (196+581) /6534 = 0,12 руб./руб.,

в 2015 году (655+216) / 7181 = 0,12 руб./руб.,

в 2016 году (750+265) / 8819 = 0,12 руб./руб.

Из расчетов видим, что налоговая нагрузка зависит от суммы дохода и суммы налога и начисленных страховых взносов.

Налоговая нагрузка для общей системы налогообложения

Как рассчитывается налоговая нагрузка при ОСНО, рассмотрено ниже с использованием формулы:

ННосно = (Нндс + Нп) * 100 / В,

где ННосно - налоговая нагрузка по ОСНО, %; Нндс - сумма НДС к уплате по декларации, т.р.; Нп - сумма налога на прибыль по декларации, т.р.; В - выручка из отчета о финансовых результатах (без НДС), т.р.

Допустимый уровень

При расчете налоговой нагрузки налогоплательщик должен иметь в виду следующие моменты:

  • необходимо определить данный показатель и сравнить его с данными за прошлые периоды;
  • при расчете показателя стоит отметить, что низким показателем для производственных предприятий является значение 3 %;
  • необходимо проверить долю вычетов по НДС, так как она не должна быть выше 89 %.

В случае если будут выявлены существенные отклонения от данных цифр в сторону, которая невыгодна для налогоплательщика, необходимо готовить документы для аргументации факта низкой налоговой нагрузки. Например:

  • неправильно определен код деятельности;
  • проблемы с реализацией продукции;
  • рост затрат в связи с ростом цен у поставщиков;
  • инвестирование;
  • создание запасов товаров;
  • экспортные операции.

Выводы

Налоговая нагрузка, формула расчета которой представлена в рамках статьи, является необходимым элементом при определении уровня затрат компании перед бюджетом. Наиболее часто используют значение в процентном отношении, что обеспечивает сопоставимость значений при финансовом прогнозировании. Результаты анализа данного показателя необходимы в следующих случаях:

  • получение информации о затратах компании по исполнению бюджетных обязательств;
  • выявление неблагоприятных тенденций в колебаниях данного параметра;
  • построение этапов процедур контроля.

В целом, исследование данного параметра должно стать обязательной процедурой для самого предприятия, а также регулярно исполняемой функцией для инспекции. Полученные результаты лежат в основе формирования рабочих баз данных, выявления подозрительных компаний и проведения проверки.

для организаций, работающих на общем режиме, занимает большую часть налогового бремени. Соответственно, и внимание к этой сфере со стороны ФНС повышенное. В материале пойдет речь о том, что собой представляет это понятие, можно ли его оценить с помощью числового показателя и как его рассчитать.

Налоговая нагрузка по НДС - критерий для назначения проверок

Оценка нагрузки по НДС нужна и налогоплательщику, и налоговой инспекции. Организация с помощью этого показателя определяет величину риска назначения налоговой проверки; ФНС через него удаленно анализирует по своему направлению работу компании и определяет, нужна ли проверка.

Подробнее этот аспект работы налоговиков раскрыт в письме ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722@, в котором описывается, с помощью каких методик следует анализировать отчетность налогоплательщиков.

    Удельный вес, который занимают вычеты в общей сумме НДС. По регионам этот показатель колеблется в пределах от 80 до 100%, но в среднем по стране не должен быть больше 89%.

    Налоговая нагрузка по НДС. Данный показатель - это результат деления суммы налога, отраженной в декларации к уплате, на величину налоговой базы.

К этому письму есть приложение № 4, в котором содержатся расчетные формулы для обоих показателей.

Приведенные показатели в комплексе используются Федеральной налоговой службой в качестве критериев для отбора кандидатов для налоговой проверки. Сначала проводится предпроверочный анализ, где нагрузка по НДС вместе с размером удельного веса данного налога - это главные оценочные показатели. Если их размер не вписывается в рамки дозволенного, сначала непременно будет назначена камеральная проверка, затем от налогоплательщика затребуют пояснений, а напоследок, если оправдания не приняты, назначается выездная проверка.

При всей открытости ФНС для налогоплательщиков специалисты службы нигде не публикуют, какую нагрузку по НДС следует считать низкой, а какую - высокой. Однако можно ориентироваться по налогу на прибыль. Если действовать аналогично, то низкой нагрузкой следует считать показатель в 3% и менее, если это компании - производители товаров, и менее 1%, если это торговые компании.

Для того чтобы произвести расчет налоговой нагрузки, используются данные из декларации. Мы будем ориентироваться на форму декларации для 2015 года и показатели, взятые из этого отчета.

Для определения нагрузки применяются 2 вида формул:

    Первая показывает, сколько составляет НДС относительно налоговой базы по внутреннему рынку. Исчисление производится в процентах:

НУ / БВ × 100,

НУ - суммарный НДС, предназначенный к внесению в казну; в декларации это сумма данных в строке 040 раздела 1;

БВ - налоговая база, соответствующая внутреннему рынку; в декларации это сумма данных, содержащихся в следующих строках: 010, 020, 030, 040, 050, 060, 070 (все строки из 3-го раздела).

    Вторая формула тоже показывает, насколько велика сумма налога, но уже по отношению к сумме 2 налоговых баз - по внутреннему рынку и по тем операциям, у которых нулевая налоговая ставка.

НУ / (БЭ + БВ) × 100,

БЭ - налоговая база, формирующаяся для операций с нулевой ставкой НДС; в декларации это сумма 020-х строк 4-го раздела по всем кодам.

При рассмотрении этих формул становится понятно, что:

    если налог к уплате в декларации отсутствует (строка 040), то и нагрузка по НДС равна нулю;

    если во 2-й формуле БЭ равно нулю (налоговой базы для таких операций нет), то эта формула превращается в первую.

Для расчета нагрузки не критично, какой временной промежуток берется для подсчета показателя. Это может быть как 1 налоговый период, так и несколько (год). Просто в последнем случае складываются все декларационные показатели.

Что влияет на величину нагрузки по НДС?

Из этих формул видно, что оказывает влияние на величину нагрузки. Это 2 фактора: сама налоговая база и НДС в сумме, указанной в декларации.

Рассмотрим, какие факторы, в свою очередь, влияют на составляющие формул.

Итак, на налоговую нагрузку оказывают влияние:

    Реализационный оборот предприятия. Налоговая база здесь тем выше, чем больше оборот компании.

    Присутствие в общем объеме реализационных оборотов операций по реализации, на которые не начисляется НДС или освобожденных от этого налога. Список таких операций приведен в п. 2 ст. 146, ст. 147 и 148, а также ст. 149 и 150 НК РФ. Наличие данных операций снижает налоговую базу.

    Присутствие в обороте реализационных операций, облагаемых по нулевой ставке. Тогда налоговая база тоже меняется, но за счет другого фактора: образуется несоответствие отгрузочных периодов с необходимостью своевременно подтвердить право на нулевую ставку.

    Присутствие в обороте операций, связанных со строительством для своих нужд. Здесь налоговая база, наоборот, увеличивается.

    Присутствие операций, в ходе совершения которых приходят авансовые платежи. Средства, полученные в рамках таких транзакций, тоже увеличивают размер налоговой базы.

Что влияет на сумму НДС?

Размер НДС, который вводится в формулу для определения нагрузки, - это уже начисленная сумма, которая должна попасть в бюджет. Это число берется из строки 040 1-го раздела декларации и обозначает, сколько денег налогоплательщик должен внести в бюджет в качестве НДС.

На величину этой суммы могут оказать влияние следующие налоговые события:

    Размер налоговой базы, определяемый по отдельным налогооблагаемым объектам, увеличивает величину НДС к уплате.

    Размер НДС, который начислен на суммы налогооблагаемых объектов, также увеличивает размер налога к уплате.

    Налоговые вычеты, которые компания вправе оформить по документам, пришедшим от поставщика, снижают размер налога.

    Налог, внесенный в бюджет с авансовых платежей, отправленных поставщикам, снижает размер выплачиваемого налога. При оформлении вычета должны быть выполнены все условия, предусмотренные законом.

    Сумма налога, которая начислялась при выполнении строительных и монтажных работ для внутренних нужд, снижает размер НДС к уплате.

    Сумма НДС, который переведен таможенным органам при оформлении пересечения товаром таможенной территории РФ, способна снизить размер налога к уплате.

    Аналогично снижает размер налога к уплате и сумма НДС, которая перечислена налоговым органам при оформлении пересечения таможенной территории РФ товаром, проследовавшим из страны - члена ЕАЭС.

    НДС, который выплачен по авансам, закрытым в течение налогового периода, снижает размер НДС, предназначенного к уплате.

    НДС, который внесен в казну налоговым агентом, снижает величину налога к уплате.

Отдельно следует сказать, что на размер итогового НДС оказывает существенное влияние способ, который выберет налогоплательщик для распределения вычетов по операциям, подлежащим и не подлежащим налогообложению. Естественно, надо принять в расчет и различные ставки, и присутствие операций, освобожденных от НДС. Распределяются при этом не только суммы вычетов по рядовым операциям, но и те суммы, которые вносились в бюджет при пересечении товарами границы РФ.

Обычно компания создает алгоритм распределения, из которого непременно следует исключить налог со всех (перечисленных и поступивших) авансов; налог, уплаченный налоговым агентом; НДС на операции по проведению для себя строительно-монтажных работ. Причина исключения этих сумм из распределения проста - они принимаются к вычету исключительно в периоде образования права на вычет.

Помимо этого, распределение следует рассчитывать таким образом, чтобы учесть те остатки НДС, которые образовались в результате реализации с нулевой ставкой, но по которым право на применение такой ставки в начале расчетного периода еще не было получено. Остатки этого налога записываются в бухучете на отдельный субсчет 19-го счета. Полученный в результате расчета НДС, относящийся к операциям, освобожденным от этого налога, вносится в состав затрат. Правила для такого отнесения в расходы содержатся в ст. 179 НК РФ.

* * *

Механизм расчета налоговой нагрузки по НДС весьма сложен, и влияние на конечный результат оказывает множество факторов. Поэтому специалистам следует внимательно подходить к расчету и качественно обосновывать применение того или иного способа распределения вычетов. Это позволит избежать в дальнейшем претензий со стороны налоговых органов.