Утепление

Шестидесятые годы 19 века. Россия в XIX веке. Вопросы для повторения

Шестидесятые годы 19 века. Россия в XIX веке. Вопросы для повторения

Падение крепостного права означало начало нового, капиталистическогопериода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизньобщества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальныйи духовный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал ростукультурных потребностей. В культуре России ХIХ века произошли перемены огромного значения. Онисоставили культурное наследие страны. Культурное наследие являетсяважнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческомразвитии общества.

Очень долго замалчивался характер русской литературы 19 века. В конце 90-х годов 20 в. Усилиями ученых Петрозаводского, Санкт-Петербургского и Московского университетов выяснен православно-христианский характер русской литературы. Она была пасхальной , поэтому спасительной .

Главная проблема русской литературы – проблема возрождения (воскресения) души человека. Русская литература православна по мировосприятию и миропониманию. Православен образ жизни героев. Писатели стремились разбудить совесть человека, решить философские вопросы. Они думали, как добиться счастья и справедливости для всех, признавали личную ответственность за свою жизнь . Они пытались думать не о насильственном изменении существующего строя. Они думали об очищении своей души.

В русской литературе важен духовный подвиг. На поступке Татьяны Лариной основана вся русская литература. Все русские писатели сознавали свое творчество как пророческое, поэтому и отношение к ним как духовитское, прорицательское. По словам Бердяева, вся русская литература «ранена» христианской темой. Цель нашей жизни заключается в возрождении души. Существование на земле временно, поэтому надо очиститься от грехов. Русскую литературу невозможно понять без христианства.

Сейчас происходит процесс обновленного исторического познания русской литературы. Исследователи переходят к религиозно-философскому анализу, пытаются понять связь русской литературы с православием и христианством в целом.

Мировоззренческой основой для определения конфликта в русской литературе явились слова Христа: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, а воры крадут, но собирайте себе сокровища на небе…» (Евангелие от Матфея, глава 6, страницы 18 – 20).

Существует два понятия смысла жизни: небесный и земной. Два типа культуры: сотериологический (Спаситель) и эвдемологический (путь). Взаимодействие этих двух типов культур и является основой конфликта русской литературы.

Центральный вопрос русской литературы и развития России середины 19 в. – вопрос о путях исторического развития России. Одни верят в постепенные реформы, другие – в революционный путь.


Социально-политическая борьба – это проявление противоборства двух типов мировоззрения: духовного и атеистического (или нигилизма и антинигилизма). Отсюда и социально-философская полемика в обществе.

В 70-е гг. 19 в. концепция бездуховного нигилизма нашла отражение в народничестве (Лавров, Ткачев, Бакунин).

1868 г. – «Исторические письма» П.Л. Лаврова. Он предлагает свой путь изменения России – путь пропагандистской работы (пойти в народ для подготовки революции).

М.А. Бакунин говорит о необходимости анархического бунта («Государственность и анархия»). По его убеждению, народ – бунтарь. Несостоятельность этого пути показала нечаевщина (общество Нечаева называлось «Кровавой расправой»), которая нашла отражение в романе Достоевского «Бесы». Достоевский показывает, что революция – это бесовство.

П.Н. Ткачев разрабатывает заговорщический метод. Он отмечает, что крестьянство еще не готово к революции, следовательно нужен политический террор.

Самое главное в деятельности нигилистов – отрицание, насилие, неверие . В основе всего этого – безбожие.

В 60-е гг. Страхов назвал нигилизм чудовищным извращением души. Его поддержали Соловьев, Корков.

В середине 19 в. начинает формироваться русская религиозная философия: В.С. Соловьев «Критика западно-европейского позитивизма» (1874), Леонтьев, Н.Ф. Федоров. Все они оказали влияние на творчество Достоевского.

Достоевский, Лесков, Писемский противопоставили нигилизму антинигилизм.

Концептуальная основа антинигилизма в России – христианство и православие.

Антинигилистическое движение – выражение национального менталитета России, утверждение позитивных начал. Это исконная суть русской литературы. Главное – не человек с его гордыней, а Творец. Восприятие мира теоцентричное.

Признается дуалистичная природа человека. Основа жизни человека – вера.

Антинигилисты опирались на учения об образе божьем в человеке (православная антропология). Идеал – приблизиться к личности Христа.

Все русские православно-христианские писатели понимали, что человек наделен даром свободы. Он должен проявлять свободную волю. Выбор должен быть свободным.

В своем отношении к обществу антинигилисты были консерваторами. Это мышление, которое оберегает человека от неразумных поступков.

Вся общественная жизнь России была поставлена под строжайший надзор со стороны государства, который осуществлялся силами 3-го отделения, ее разветвленной агентурной сети и доносчиков. Это явилось причиной спада общественного движения.

Продолжить дело декабристов пытались немногочисленные кружки. В 1827 г. в Московском университете братьями Критскими был организован тайный кружок, целями которого было уничтожение царской семьи, а также конституционные преобразования в России.

В 1831 г. царской охраной был раскрыт и разгромлен кружок Н.П. Сунгурова, участники которого готовили вооруженное восстание в Москве. В 1832 г. в Московском университете действовало «Литературное общество 11-го нумера», участником которого был В.Г. Белинский. В 1834 г. был раскрыт кружок А.И. Герцена.

В 30-40-х гг. выделились три идейно-политических направления: реакционно-охранительное, либеральное, революционно-демократическое.

Принципы реакционно-охранительного направления выразил в своей теории министр просвещения С.С. Уваров. Самодержавие, крепостничество, православие объявлялись важнейшими устоями и гарантией от потрясений и смут в России. Проводниками этой теории были профессора Московского университета М.П. Погодин, С.П. Шевырев.

Либерально-оппозиционное движение было представлено общественными течениями западников и славянофилов.

Центральная идея в концепции славянофилов - убежденность в своеобразном пути развития России. Благодаря православию в стране сложилась гармония между различными слоями общества. Славянофилы призывали вернуться к допетровской патриархальности и истинной православной вере. Особой критике они подвергали реформы Петра 1-го .

Славянофилы оставили многочисленные труды по философии и истории (И.В. и П.В. Кириевские, И.С. и К.С. Аксаковы, Д.А. Валуев), в богословии (А.С. Хомяков), социологии, экономике и политике (Ю.Ф. Самарин). Свои идеи они публиковали в журналах «Московитянин» и «Русская правда».

Западничество возникло в 30-40-х гг. 19-го в. в кругу представителей дворянства и разночинной интеллигенции. Основная идея - концепция общности исторического развития Европы и России. Либеральные западники выступали за конституционную монархию с гарантиями свободы слова, печати, гласного суда и демократии (Т.Н. Грановский, П.Н. Кудрявцев, Е.Ф. Корш, П.В. Анненков, В.П. Боткин). Реформаторскую деятельность Петра 1-го они считали началом обновления старой России и предлагали продолжить ее проведением буржуазных реформ.

Огромную популярность в начале 40-х гг. приобрел литературный кружок М.В. Петрашевского, который за четыре года существования посетили передовые представители общества (М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский, А.Н. Плещеев, А.Н. Майков, П.А. Федотов, М.И. Глинка, П.П. Семенов, А.Г. Рубинштейн, Н.Г. Чернышевский, Л.Н. Толстой).

С зимы 1846 г. произошла радикализация кружка, наиболее умеренные его члены отошли, образовав левое революционное крыло во главе с Н.А. Спешневым. Его члены выступали за революционное преобразование общества, ликвидацию самодержавия, освобождение крестьян.

Отцом «теории русского социализма» был А.И. Герцен, соединивший славянофильство с социалистической доктриной. Основной ячейкой будущего общества он считал крестьянскую общину, с помощью которой можно прийти к социализму, минуя капитализм.

В 1852 г. Герцен выехал в Лондон, где открыл Вольную русскую типографию. Обойдя цензуру, он положил начало русской заграничной прессе.

Зачинателем революционно-демократического движения в России является В.Г. Белинский. Свои взгляды и идеи он опубликовал в «Отечественных записках» и в «Письме к Гоголю», где подверг резкой критике российский царизм и предложил путь демократических преобразований.

"Накануне".

(по юлианскому календарю - 19 февраля) В 6-ю годовщину своего восшествия на престол Александр II подписывает Манифест О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта . Затем последовала серия законодательных актов, важнейшим из которых стало Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости . (См. также О выкупе крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости... ) Подавление войсками бунта крестьян с. Бездна Казанской губернии (см. рапорт Апраксина ), требовавших "полной воли" и немедленного предоставления земли. В последующие месяцы растет разочарование непоследовательностью реформы: появляются статьи А. Герцена и Н. Огарева в «Колоколе» , Н. Чернышевского в "Современнике" . Происходит быстрое распространение революционных ("нигилистических") настроений среди молодежи. Этому способствуют статьи Д. Писарева и Н. Добролюбова , а также призывы к бунту в прокламациях Н. Шелгунова и М. Михайлова ("К молодому поколению") и П. Заичневского ("Молодая Россия"). (по юлианскому календарю - 10 января) Начало Польского восстания 1863-1864 гг. - одновременное нападение на все русские гарнизоны, создание Временного национального правительства, провозглашение национальной независимости Польши , бегствовеликого князя Константина Николаевича из Варшавы Восстание распространяется на Литву, часть Белоруссии и Правобережную Украину, но силы повстанцев явно недостаточны, ослаблены разногласиями между "красными" и "белыми" и лишены поддержки крестьян. Восстание резко враждебно воспринято русским общественным мнением - приветствовавшие его А. Герцен и М. Бакунин сами подверглись общественному остракизму. (по юлианскому календарю - 1 января) Земская реформа в России - Положение о губернских и уездных земельных учреждениях . Органы местного самоуправления - уездные земские собрания избираются на 3 года тремя куриями избирателей (уездными землевладельцами, городскими избирателями и выборными от сельских обществ) и избирают из своей среды губернское земское собрание. В компетенцию земств входят заведование (под опекой администрации) здравоохранением, народным образованием, местными путями сообщения и содействие экономическому развитию. Земства введены только в 34 губерниях. (по юлианскому календарю - 4 апреля) Первое (из восьми) покушение на жизнь Александра II , прогуливавшегося по Летнему саду. Революционер-террорист Д.В. Каракозов , входивший в тайное общество "Ад" во главе с Н. Ишутиным , примыкавшее к "Земле и воле", у Летнего сада стрелял в императора, но промахнулся. Вмешательство крестьянина О. Комиссарова спасло жизнь царя. Благодарственные молебны по всей стране, патриотическая манифестация на Дворцовой площади в Петербурге, аресты всех причастных к покушению. Закрытие журналов "Современник" и "Русское слово". Начало отхода от политики реформ: важные правительственные посты замещаются консерваторами, министром народного просвещения назначен граф Д. Толстой, с 1865 г. - обер-прокурор Священного Синода. Покушавшийся был тут же арестован и помещен в Алексеевский равелин. Студенческие волнения в Петербурге. Арест большинства членов нелегальной группы С. Нечаева и П. Ткачева . Бегство С. Нечаева за границу, встреча в Женеве с идеологом анархизма М. Бакуниным. По возвращении в Россию С. Нечаев создает в Москве тайное общество "Народная расправа" и убивает одного из его участников, студента И. Иванова, по подозрению в предательстве ("нечаевское дело", потрясшее Россию и послужившее сюжетной основой романа Ф.М. Достоевского "Бесы", 1871-1872). После убийства снова бежит за границу. Выдан швейцарским правительством России. Умер в 1882 г. в Петропавловской крепости.

Примечания

* Для сопоставления событий, происходивших в России и в Западной Европе, во всех хронологических таблицах, начиная с 1582 года (года введения Григорианского календаря в восьми странах Европы) и кончая 1918 годом (годом перехода Советской России с Юлианского на Григорианский календарь), в графе ДАТЫ указывается дата только по Григорианскому календарю , а дата по юлианскому календарю указывается в скобках вместе с описанием события. В хронологических таблицах, описывающих периоды до введения нового стиля папой римским Григорием XIII, (в графе ДАТЫ) даты указаны только по Юлианскому календарю . При этом перевод на Григорианский календарь не делается, потому что таковой не существовал.

Вторая половина XIX века стала временем серьезных перемен в общественной жизни России, периодом небыва­лого расцвета и мирового признания русской националь­ной культуры. Переломными в этом процессе явились 60-е и 70-е годы. Тяжелое экономическое положение и пораже­ние России в Крымской войне (1856) остро поставили во­прос о необходимости коренных изменений в устройстве го­сударства.

Начало «эпохе великих реформ» положила отмена кре­постного права (1861) при Александре II, вошедшем в рус­скую историю под именем «царя-освободителя». Реформы коснулись органов самоуправления и системы судопроиз­водства, введения всеобщей воинской повинности и народ­ного образования, ослабления цензуры и развития печати. Они сопровождались мощным общественным подъемом, охватившим все слои населения. Особую роль в нем играла разночинная (недворянская) интеллигенция, которая объ­единяла учителей и ремесленников, врачей и агрономов, чи­новников и выходцев из крестьян и духовенства, студентов и литераторов.

Важное значение в распространении демократических и революционных идей имела деятельность Герцена и его га­зеты «Колокол», а также сочинения Чернышевского и Доб­ролюбова, которые вместе с Некрасовым сотрудничали в журнале «Современник». Позже традиции «Современника» Некрасов продолжил и развил в журнале «Отечественные записки».

Происходившие перемены оказали огромное влияние на развитие отечественной литературы, науки и искусства. Гор­достью русской культуры стало творчество Тургенева, Гон­чарова, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Островского, Льва Толстого, а также работы выдающихся историков Соловье­ва, Костомарова, Ключевского. Стремительному прогрессу естественных наук способствовали труды биологов Мечни­кова и Тимирязева, химиков Зинина, Менделеева и Бутлеро­ва, физика Столетова, физиолога Сеченова и других ученых.

В эти годы расцветает театральное искусство. Помимо государственных («казенных») театров в столице и провин­ции появляются многочисленные частные труппы; в их ре­пертуар все чаще включается современная реалистическая драма. Глубокие психологические образы в спектаклях со­здают такие корифеи русской сцены, как Пров Садовский, Федотова, Ермолова, Савина, Варламов.

Обновляется и изобразительное искусство. В 1870 году группа художников организовала «Товарищество передвиж­ных художественных выставок», которое начало устраивать выставки картин в различных городах России. В число «пе­редвижников» вошли Крамской, Перов, Суриков, братья Вас­нецовы, Репин, Шишкин, Поленов, Саврасов, Ге, Васильев, Куинджи, Маковский, Ярошенко, а в 80-е годы к ним при­соединились Левитан и В. Серов. В своих пейзажах, порт­ретах, бытовых и исторических картинах художники стре­мились воплотить реальную жизнь во всей сложности ее социальных и нравственных проблем, раскрыть судьбу от­дельного человека и всего народа. Начиная с середины 50-х годов их лучшие произведения приобретал московский ку­пец П. М. Третьяков, задумавший составить коллекцию рус­ской живописи. Его собрание стало основой первой русской национальной галереи, которую в 1892 году он передал в дар Москве.

Изменились и формы музыкально-концертной жизни. Увеличилось число людей, интересующихся серьезным ис­кусством. Чтобы «сделать хорошую музыку доступной большим массам публики» (Д. В. Стасов), в Петербурге в 1859 году было основано Русское музыкальное общество (РМО), которое позднее стало именоваться Императорским (ИРМО). Инициатором его создания стал Антон Григорье­вич Рубинштейн - великий русский пианист, композитор и дирижер. РМО не только устраивало симфонические и камерные концерты: оно способствовало созданию музыкаль­ных учебных заведений (музыкальных классов) и проведе­нию конкурсов среди русских композиторов на создание новых произведений. Вслед за Петербургом отделения РМО открываются в Москве и большинстве крупных городов Рос­сии.

Для обучения и воспитания профессиональных музы­кантов, потребность в которых резко увеличилась, в 1862 го­ду в Петербурге музыкальные классы РМО были преобразова­ны в первую русскую консерваторию, директором которой стал А. Г. Рубинштейн. В 1866 году открывается Московская консерватория; ее возглавил брат А. Г. Рубинштейна Нико­лай Григорьевич Рубинштейн - пианист и дирижер, много сделавший для развития музыкальной жизни Москвы.

В 1862 году в Петербурге одновременно с консерватори­ей была создана Бесплатная музыкальная школа (БМШ) , которой руководили М. А. Балакирев и хоровой дирижер, композитор и преподаватель пения Г. Я. Ломакин. В отли­чие от профессиональных целей консерваторского образо­вания главной задачей БМШ было распространение музы­кальной культуры среди широкого круга людей. Рядовой любитель музыки мог получить в БМШ основы музыкаль­ной теории, навыки пения в хоре и игры на оркестровых инструментах.

Большое значение в музыкально-просветительской ра­боте БМШ имели ее симфонические концерты (с участием хора школы), причем значительную часть их репертуара составляли произведения русских композиторов.

Огромный вклад в популяризацию русской музыки и развитие национального исполнительского искусства вне­сли пианисты и дирижеры братья Рубинштейны, певцы Платонова, Лавровская, Мельников, Стравинский, скрипач Ауэр, виолончелист Давыдов, дирижер Направник и другие.

В 60-70-е годы свои лучшие произведения создают А. Н. Серов и А. Г. Рубинштейн. Тогда же в полной мере раскрывается талант представителей молодого поколения - Чайковского и целой группы петербургских композиторов, которые объединились вокруг Балакирева. Это творческое содружество, возникшее на рубеже 50-60-х годов, получило название «Новая русская музыкальная школа», или «Могу­чая кучка». Помимо Балакирева, возглавившего кружок, в него вошли Кюи, Мусоргский, Римский-Корсаков и Бородин. Их творческие взгляды сложились под влиянием демокра­тических идей Белинского, Герцена, Добролюбова, Черны­шевского. Музыканты считали себя продолжателями дела Глинки и Даргомыжского и свою цель видели в обновлении и развитии русской национальной музыки. Они считали, что художник в своем творчестве должен воспроизводить жизненную правду во всем ее многообразии, что искусство призвано выполнять просветительские и воспитательные задачи и быть, по выражению Чернышевского, «средством для беседы с людьми».

Творчество композиторов «Могучей кучки» было тесно связано с историей и бытом России, с музыкальным и по­этическим фольклором, с древними обычаями и обрядами. Важное значение для них имела народная крестьянская песня. Бережно собирая и изучая народные мелодии, они видели в них источник вдохновения и основу своего музы­кального стиля.

Члены кружка, не имевшие профессионального музы­кального образования, приобретали мастерство под руковод­ством Балакирева. Ярко одаренный композитор, блестящий пианист-виртуоз, способный дирижер, Милий Алексеевич Балакирев (1836-1910) имел уже немалый творческий и исполнительский опыт и пользовался огромным автори­тетом у молодых коллег.

Впоследствии Римский-Корсаков вспоминал о нем: «Отличный пианист, превосходный чтец нот, прекрасный импро­визатор, от природы одаренный чувством правильной гармонии и голо­соведения, он обладал частью самородной, частью приобретенной путем практики на собственных попытках сочинительской техникой». Как критик «он сразу чувствовал техническую недоделанность или погреш­ность, он сразу схватывал недостатки формы. [...] Его слушались беспре­кословно, ибо обаяние его личности было страшно велико. Молодой, с чудесными подвижными, огненными глазами, с красивой бородой, гово­рящий решительно, авторитетно и прямо, каждую минуту готовый к прекрасной импровизации за фортепиано, помнящий каждый извест­ный ему такт, запоминающий мгновенно играемые ему сочинения, он Должен был производить это обаяние как никто другой. Ценя малей­ший признак таланта в другом, он не мог, однако, не чувствовать своей высоты над ним, и этот другой тоже чувствовал его превосходство над собою. Влияние его на окружающих было безгранично и похоже на ка­кую-то магнетическую или спиритическую силу».

Балакирев руководит Бесплатной музыкальной школой и ее постоянными концертами, продолжает сочинять сим­фоническую и камерную музыку (музыкальная картина «1000 лет», фортепианная фантазия «Исламей», романсы), делает обработки народных песен (сборник «40 русских на­родных песен» для голоса с фортепиано), является главным дирижером РМО.

В 70-е годы Балакирева начинают преследовать неуда­чи как в его музыкально-общественной деятельности, так и в личной жизни. Изменяются его отношения с членами «Могучей кучки», которые, став зрелыми композиторами, перестали нуждаться в его помощи и опеке. Борьба с жиз­ненными невзгодами, утрата веры в свои силы, материаль­ная нужда приводят Балакирева к длительному душевному и творческому кризису.

В начале 80-х годов Балакирев возвращается к музы­кальной деятельности - вновь возглавляет БМШ, становится директором Придворной певческой капеллы, создает новые произведения (симфоническая поэма «Тамара», позднее две симфонии, а также романсы и фортепианные сочинения). Но это был уже другой человек - замкнутый и утративший прежнюю энергию.

Рука об руку с Балакиревым и его молодыми едино­мышленниками новые пути в русском искусстве прокладывал музыкальный и художественный критик, историк? искусства Владимир Васильевич Стасов (1824-1906) . Человек энциклопедических знаний, знаток музыки, живописи, скульптуры, театра, литературы, народного искусства, он был им близким другом и помощником, вдохновителем и инициатором творческих замыслов. Стасов был участни­ком всех музыкальных собраний балакиревского кружка, первым слушателем и критиком новых сочинений. В своих статьях он пропагандировал творчество крупнейших представителей отечественного искусства и всю свою долгую жизнь посвятил борьбе за самостоятельный национальный; путь его развития.

Одновременно со Стасовым русскую музыкальную кри­тику в этот период представляют А. Серов, Ц. Кюи и Г. Ларош; со статьями и рецензиями выступают Чайковский, Бородин, Римский-Корсаков.

Русская музыка 60-70-х годов стала важным этапом в развитии национального искусства и открыла новые пути для дальнейшего развития отечественной и мировой музы­кальной культуры.

В последние два десятилетия XIX века композиторы Бородин, Балакирев, Римский-Корсаков, Чайковский продол­жат свой творческий путь и создадут в различных жанрах выдающиеся произведения.

Вопросы и задания

1. Чем ознаменованы 60 – 70-е годы XIX века в общественной жизни России?

2. Как в это время изменилась культурная жизнь России? Расскажите об организации РМО, БМШ, первых русских консерваториях.

3. Перечислите литераторов, художников, ученых 60 – 70-х годов.

4. Назовите композиторов, входивших в «Могучую кучку». Каковы были их идейно-эстетические взгляды?

5. Расскажите о Балакиреве, его личности и судьбе.

6. Охарактеризуйте критическую деятельность Стасова и ее значение в развитии русского искусства. Назовите других русских музыкальных критиков.

  • 6. Борьба русского народа с агрессией немецких и шведских завоевателей
  • 7. Северо-восточная Русь в конце 13-первой половине 15 веков. Московское княжество при Иване Калите и Дмитрии Донском
  • 8. Образование единого Российского государства. Московская Русь во второй половине 15 – начале 16века. Правление Ивана 3.
  • 9. Борьба за свержение ордынского ига. Куликовская битва. Стояние на реке Угре.
  • 10. Россия в 16 веке. Укрепление государственной власти при Иване 4. Реформы 1550 года.
  • 11. Опричнина и её последствия
  • 12. Развитие Русской культуры в 14-16 веках.
  • 13. Смутное время в начале 17 века.
  • 14. Социально-экономическое и политическое развитие России в 17 веке
  • 15. Внешняя политика России в 17 веке. Воссоединение Украины с Россией.
  • 16. Соборное Уложение 1649 года. Усиление самодержавной власти.
  • 17. Церковь и государство в 17 веке.
  • 18. Социальные движения в 17 веке.
  • 19. Русская культура 17 века
  • 20. Россия в коне 17 века- начале 18 века. Реформы Петра.
  • 21. Внешняя политика России в первой четверти 18 века. Северная война.
  • 22. Культура России первой четверти 18 века
  • 23. Россия в 30-е-50-е годы 18 века. Дворцовые перевороты
  • 24. Внутренняя политика Екатерины 2
  • 25. Внешняя политика Екатерины 2
  • 26. Внутренняя и внешняя политика России в первой четверти 19 века
  • 27. Тайные декабристские организации. Восстание декабристов.
  • 28. Внутренняя и внешняя политика России в эпоху Николая 1
  • 29. Культура и искусство России первой половины 19 века
  • 30. Общественное движение в 30-е-50-е годы 19 века
  • 31. Буржуазные реформы 60-х-70-х годов 19 века
  • 32. Социально-экономическое развитие России в 60-е-90-е годы 19 века
  • 33. Внешняя политика России во второй половине 19 века
  • 34. Революционное народничество в 1870-х – начале 1880-х
  • 35. Рабочее движение в России в 70-х-90-х гг. 19 века
  • 36. Культура России 60-х-90-х годов 19 века.
  • 37. Особенности социально-экономического развития России в конце 19 – начале 20 века.
  • 38. Культура России в начале 20 века
  • 39. Первая российская революция 1905-1907 гг.
  • 40. Политические партии России в начале 20 века. Программы и лидеры.
  • 41. Деятельность государственной думы. Первый опыт российского парламентаризма.
  • 42. Реформаторская деятельность Витте и Столыпина.
  • 43. Россия в первой Мировой войне.
  • 44. Февральская революция 1917 года в России.
  • 45. Победа вооруженного восстания в Петрограде. Октябрь 1917. Второй Всероссийский съезд советов. Создание Советского государства.
  • 46. Советская Россия в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции.
  • 47. Советская страна в период нэПа.
  • 48. Образование ссср.
  • 49. Идейно-политическая борьба в партии в 20-е годы 20 века.
  • 50. Общественно-политическая жизнь советского государства в конце 20-х-30-е годы 20 века.
  • 51. Индустриализация в ссср.
  • 52. Коллективизация сельского хозяйства в ссср.
  • 53. Политика советского правительства в области культуры в 20-е – 30-е годы 20 века
  • 54. Внешняя политика России в 20-е-30-е годы 20 века
  • 55. Ссср в годы вов
  • 56. Ссср в первое послевоенное десятилетие
  • 59. Внешн. Пол-ка ссср в 1946-53гг.
  • 60. Духовная и культурная жизнь в ссср в середине 50-х и в середине 60-х годов 20 века
  • 62. Особенности духовной жизни советского народа в 60-е – 80-е годы 20 века
  • 63. Перестройка в ссср.
  • 64. Новый внешнеполитический курс ссср в годы перестройки
  • 65. Духовная жизнь советского общества в период перестройки
  • 66. Суверенная Россия в первой половине 90-х годов 20 века
  • 67. Внутренняя политика России на рубеже 20-21 веков
  • 68. Место России в современных международных отношениях.
  • 30. Общественное движение в 30-е-50-е годы 19 века

    Общественное движение 30-50-х годов имело характерные особенности:

    > оно развивалось в условиях политической реакции (после поражения декабристов);

    > революционное и правительственное направления окончательно разошлись;

    > его участники не имели возможности реализовать свои

    идеи на практике.

    Можно выделить три направления общественно-политической мысли этого периода:

    > консервативное (лидер - граф С. С. Уваров);

    > западники и славянофилы (идеологи - К. Кавелин, Т. Грановский, братья К. и И. Аксаковы, Ю. Самарин и др.);

    > революционно-демократическое (идеологи - А. Герцен, Н. Огарев, М. Петрашевский).

    После подавления восстания декабристов встает вопрос о дальнейших путях развития России, вокруг него завязывается длительная борьба различных течений. В решении этого вопроса намечаются основные линии размежевания общественных групп.

    В начале 30-х годов получило оформление идеологическое обоснование реакционной политики самодержавия - родилась теория «официальной народности». Ее принципы были сформулированы министром просвещения С. С. Уваровым в знаменитой триаде, выражающей вековые основы русской жизни: «православие, самодержавие, народность». Самодержавие трактовалось как гарант нерушимости. Славянофилы - представители либерально настроенной дворянской интеллигенции, выступали за принципиально отличный от западноевропейского путь развития России на основе ее мнимой самобытности (патриархальность, крестьянская община, православие). В этом они как бы сближались с представителями «официальной народности», однако их никак нельзя смешивать. Славянофильство было оппозиционным течением в русской общественной мысли. Славянофилы выступали за отмену крепостного права (сверху), ратовали за развитие промышленности, торговли, просвещения, сурово критиковали существовавшую в России политическую систему, выступали за свободу слова и печати. Однако основной тезис славянофилов сводился к доказательству самобытного пути развития России, а точнее, к требованию «идти по этому пути». Они идеализировали такие «самобытные», по их мнению, учреждения, как крестьянская община и православная церковь.

    Западничество также возникло на рубеже 30-40-х годов XIX в. Западники противопоставляли себя славянофилам в спорах о путях развития России. Они считали, что Россия должна идти по тому же историческому пути, что и все западноевропейские страны, и критиковали теорию славянофилов о самобытном пути развития России.

    31. Буржуазные реформы 60-х-70-х годов 19 века

    В ноябре 1857 г. Александр II дал указание виленскому и петербургскому губернаторам учредить губернские комитеты для подготовки местных проектов улучшения быта помещичьих крестьян. Таким образом, реформа стала разрабатываться в обстановке гласности. Все проекты подавались в Главный комитет во главе с великим князем Константином Николаевичем.

    19 февраля 1861 г. в Государственном совете Александр II подписал «Положения о реформе» (они включали в себя 17 законодательных актов) и «Манифест об отмене крепостного права». Эти документы были опубликованы в печати 5 марта 1861 г.

    По Манифесту крестьянин сразу получал личную свободу «Положения» регулировали вопросы наделения крестьян землей. Отныне бывшие крепостные крестьяне получали личную свободу и независимость от помещиков. Вводилось выборное крестьянское самоуправление. Вторая часть реформы регулировала земельные отношения. Закон признавал за помещиком право частной собственности на всю землю имения, в том числе и на крестьянскую надельную землю. По реформе крестьяне получали установленный земельный надел (за выкуп). Территория России была разделена на черноземную, нечерноземную и степную. При наделении помещик предоставлял крестьянам худшие земли. Чтобы стать собственником земли, крестьянин должен был выкупить свой надел у помещика. Собственником земли была община, выйти из которой крестьянин до уплаты выкупа не мог. Отмена крепостного права привела к необходимости проведения буржуазных реформ и в других областях государственной жизни. Самодержавная монархия превращалась в буржуазную монархию.

    В 1864 г. Александр II (по совету либералов) провел земскую реформу Было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому создавались бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. Они были призваны привлечь к решению местных проблем все слои населения, а с другой стороны, частично возместить дворянам утрату прежней власти.

    По настоянию общественности в 1864 г. правительство провело судебную реформу, которую разрабатывали прогрессивные юристы. До реформы суд в России был сословный, тайный, без участия сторон, широко применялись телесные наказания. Суд зависел от администрации и полиции.

    В 1864г. Россия получила новый суд, основанный на принципах буржуазного права. Это был бессословный, гласный, состязательный, независимый суд, предусматривалась выборность некоторых судебных органов.