Падение крепостного права означало начало нового, капиталистическогопериода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизньобщества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальныйи духовный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал ростукультурных потребностей. В культуре России ХIХ века произошли перемены огромного значения. Онисоставили культурное наследие страны. Культурное наследие являетсяважнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческомразвитии общества.
Очень долго замалчивался характер русской литературы 19 века. В конце 90-х годов 20 в. Усилиями ученых Петрозаводского, Санкт-Петербургского и Московского университетов выяснен православно-христианский характер русской литературы. Она была пасхальной , поэтому спасительной .
Главная проблема русской литературы – проблема возрождения (воскресения) души человека. Русская литература православна по мировосприятию и миропониманию. Православен образ жизни героев. Писатели стремились разбудить совесть человека, решить философские вопросы. Они думали, как добиться счастья и справедливости для всех, признавали личную ответственность за свою жизнь . Они пытались думать не о насильственном изменении существующего строя. Они думали об очищении своей души.
В русской литературе важен духовный подвиг. На поступке Татьяны Лариной основана вся русская литература. Все русские писатели сознавали свое творчество как пророческое, поэтому и отношение к ним как духовитское, прорицательское. По словам Бердяева, вся русская литература «ранена» христианской темой. Цель нашей жизни заключается в возрождении души. Существование на земле временно, поэтому надо очиститься от грехов. Русскую литературу невозможно понять без христианства.
Сейчас происходит процесс обновленного исторического познания русской литературы. Исследователи переходят к религиозно-философскому анализу, пытаются понять связь русской литературы с православием и христианством в целом.
Мировоззренческой основой для определения конфликта в русской литературе явились слова Христа: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, а воры крадут, но собирайте себе сокровища на небе…» (Евангелие от Матфея, глава 6, страницы 18 – 20).
Существует два понятия смысла жизни: небесный и земной. Два типа культуры: сотериологический (Спаситель) и эвдемологический (путь). Взаимодействие этих двух типов культур и является основой конфликта русской литературы.
Центральный вопрос русской литературы и развития России середины 19 в. – вопрос о путях исторического развития России. Одни верят в постепенные реформы, другие – в революционный путь.
Социально-политическая борьба – это проявление противоборства двух типов мировоззрения: духовного и атеистического (или нигилизма и антинигилизма). Отсюда и социально-философская полемика в обществе.
В 70-е гг. 19 в. концепция бездуховного нигилизма нашла отражение в народничестве (Лавров, Ткачев, Бакунин).
1868 г. – «Исторические письма» П.Л. Лаврова. Он предлагает свой путь изменения России – путь пропагандистской работы (пойти в народ для подготовки революции).
М.А. Бакунин говорит о необходимости анархического бунта («Государственность и анархия»). По его убеждению, народ – бунтарь. Несостоятельность этого пути показала нечаевщина (общество Нечаева называлось «Кровавой расправой»), которая нашла отражение в романе Достоевского «Бесы». Достоевский показывает, что революция – это бесовство.
П.Н. Ткачев разрабатывает заговорщический метод. Он отмечает, что крестьянство еще не готово к революции, следовательно нужен политический террор.
Самое главное в деятельности нигилистов – отрицание, насилие, неверие . В основе всего этого – безбожие.
В 60-е гг. Страхов назвал нигилизм чудовищным извращением души. Его поддержали Соловьев, Корков.
В середине 19 в. начинает формироваться русская религиозная философия: В.С. Соловьев «Критика западно-европейского позитивизма» (1874), Леонтьев, Н.Ф. Федоров. Все они оказали влияние на творчество Достоевского.
Достоевский, Лесков, Писемский противопоставили нигилизму антинигилизм.
Концептуальная основа антинигилизма в России – христианство и православие.
Антинигилистическое движение – выражение национального менталитета России, утверждение позитивных начал. Это исконная суть русской литературы. Главное – не человек с его гордыней, а Творец. Восприятие мира теоцентричное.
Признается дуалистичная природа человека. Основа жизни человека – вера.
Антинигилисты опирались на учения об образе божьем в человеке (православная антропология). Идеал – приблизиться к личности Христа.
Все русские православно-христианские писатели понимали, что человек наделен даром свободы. Он должен проявлять свободную волю. Выбор должен быть свободным.
В своем отношении к обществу антинигилисты были консерваторами. Это мышление, которое оберегает человека от неразумных поступков.
Вся общественная жизнь России была поставлена под строжайший надзор со стороны государства, который осуществлялся силами 3-го отделения, ее разветвленной агентурной сети и доносчиков. Это явилось причиной спада общественного движения.
Продолжить дело декабристов пытались немногочисленные кружки. В 1827 г. в Московском университете братьями Критскими был организован тайный кружок, целями которого было уничтожение царской семьи, а также конституционные преобразования в России.
В 1831 г. царской охраной был раскрыт и разгромлен кружок Н.П. Сунгурова, участники которого готовили вооруженное восстание в Москве. В 1832 г. в Московском университете действовало «Литературное общество 11-го нумера», участником которого был В.Г. Белинский. В 1834 г. был раскрыт кружок А.И. Герцена.
В 30-40-х гг. выделились три идейно-политических направления: реакционно-охранительное, либеральное, революционно-демократическое.
Принципы реакционно-охранительного направления выразил в своей теории министр просвещения С.С. Уваров. Самодержавие, крепостничество, православие объявлялись важнейшими устоями и гарантией от потрясений и смут в России. Проводниками этой теории были профессора Московского университета М.П. Погодин, С.П. Шевырев.
Либерально-оппозиционное движение было представлено общественными течениями западников и славянофилов.
Центральная идея в концепции славянофилов - убежденность в своеобразном пути развития России. Благодаря православию в стране сложилась гармония между различными слоями общества. Славянофилы призывали вернуться к допетровской патриархальности и истинной православной вере. Особой критике они подвергали реформы Петра 1-го .
Славянофилы оставили многочисленные труды по философии и истории (И.В. и П.В. Кириевские, И.С. и К.С. Аксаковы, Д.А. Валуев), в богословии (А.С. Хомяков), социологии, экономике и политике (Ю.Ф. Самарин). Свои идеи они публиковали в журналах «Московитянин» и «Русская правда».
Западничество возникло в 30-40-х гг. 19-го в. в кругу представителей дворянства и разночинной интеллигенции. Основная идея - концепция общности исторического развития Европы и России. Либеральные западники выступали за конституционную монархию с гарантиями свободы слова, печати, гласного суда и демократии (Т.Н. Грановский, П.Н. Кудрявцев, Е.Ф. Корш, П.В. Анненков, В.П. Боткин). Реформаторскую деятельность Петра 1-го они считали началом обновления старой России и предлагали продолжить ее проведением буржуазных реформ.
Огромную популярность в начале 40-х гг. приобрел литературный кружок М.В. Петрашевского, который за четыре года существования посетили передовые представители общества (М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский, А.Н. Плещеев, А.Н. Майков, П.А. Федотов, М.И. Глинка, П.П. Семенов, А.Г. Рубинштейн, Н.Г. Чернышевский, Л.Н. Толстой).
С зимы 1846 г. произошла радикализация кружка, наиболее умеренные его члены отошли, образовав левое революционное крыло во главе с Н.А. Спешневым. Его члены выступали за революционное преобразование общества, ликвидацию самодержавия, освобождение крестьян.
Отцом «теории русского социализма» был А.И. Герцен, соединивший славянофильство с социалистической доктриной. Основной ячейкой будущего общества он считал крестьянскую общину, с помощью которой можно прийти к социализму, минуя капитализм.
В 1852 г. Герцен выехал в Лондон, где открыл Вольную русскую типографию. Обойдя цензуру, он положил начало русской заграничной прессе.
Зачинателем революционно-демократического движения в России является В.Г. Белинский. Свои взгляды и идеи он опубликовал в «Отечественных записках» и в «Письме к Гоголю», где подверг резкой критике российский царизм и предложил путь демократических преобразований.
"Накануне".
(по юлианскому календарю - 19 февраля) В 6-ю годовщину своего восшествия на престол Александр II подписывает Манифест О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта . Затем последовала серия законодательных актов, важнейшим из которых стало Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости . (См. также О выкупе крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости... ) Подавление войсками бунта крестьян с. Бездна Казанской губернии (см. рапорт Апраксина ), требовавших "полной воли" и немедленного предоставления земли. В последующие месяцы растет разочарование непоследовательностью реформы: появляются статьи А. Герцена и Н. Огарева в «Колоколе» , Н. Чернышевского в "Современнике" . Происходит быстрое распространение революционных ("нигилистических") настроений среди молодежи. Этому способствуют статьи Д. Писарева и Н. Добролюбова , а также призывы к бунту в прокламациях Н. Шелгунова и М. Михайлова ("К молодому поколению") и П. Заичневского ("Молодая Россия"). (по юлианскому календарю - 10 января) Начало Польского восстания 1863-1864 гг. - одновременное нападение на все русские гарнизоны, создание Временного национального правительства, провозглашение национальной независимости Польши , бегствовеликого князя Константина Николаевича из Варшавы Восстание распространяется на Литву, часть Белоруссии и Правобережную Украину, но силы повстанцев явно недостаточны, ослаблены разногласиями между "красными" и "белыми" и лишены поддержки крестьян. Восстание резко враждебно воспринято русским общественным мнением - приветствовавшие его А. Герцен и М. Бакунин сами подверглись общественному остракизму. (по юлианскому календарю - 1 января) Земская реформа в России - Положение о губернских и уездных земельных учреждениях . Органы местного самоуправления - уездные земские собрания избираются на 3 года тремя куриями избирателей (уездными землевладельцами, городскими избирателями и выборными от сельских обществ) и избирают из своей среды губернское земское собрание. В компетенцию земств входят заведование (под опекой администрации) здравоохранением, народным образованием, местными путями сообщения и содействие экономическому развитию. Земства введены только в 34 губерниях. (по юлианскому календарю - 4 апреля) Первое (из восьми) покушение на жизнь Александра II , прогуливавшегося по Летнему саду. Революционер-террорист Д.В. Каракозов , входивший в тайное общество "Ад" во главе с Н. Ишутиным , примыкавшее к "Земле и воле", у Летнего сада стрелял в императора, но промахнулся. Вмешательство крестьянина О. Комиссарова спасло жизнь царя. Благодарственные молебны по всей стране, патриотическая манифестация на Дворцовой площади в Петербурге, аресты всех причастных к покушению. Закрытие журналов "Современник" и "Русское слово". Начало отхода от политики реформ: важные правительственные посты замещаются консерваторами, министром народного просвещения назначен граф Д. Толстой, с 1865 г. - обер-прокурор Священного Синода. Покушавшийся был тут же арестован и помещен в Алексеевский равелин. Студенческие волнения в Петербурге. Арест большинства членов нелегальной группы С. Нечаева и П. Ткачева . Бегство С. Нечаева за границу, встреча в Женеве с идеологом анархизма М. Бакуниным. По возвращении в Россию С. Нечаев создает в Москве тайное общество "Народная расправа" и убивает одного из его участников, студента И. Иванова, по подозрению в предательстве ("нечаевское дело", потрясшее Россию и послужившее сюжетной основой романа Ф.М. Достоевского "Бесы", 1871-1872). После убийства снова бежит за границу. Выдан швейцарским правительством России. Умер в 1882 г. в Петропавловской крепости.Примечания
* Для сопоставления событий, происходивших в России и в Западной Европе, во всех хронологических таблицах, начиная с 1582 года (года введения Григорианского календаря в восьми странах Европы) и кончая 1918 годом (годом перехода Советской России с Юлианского на Григорианский календарь), в графе ДАТЫ указывается дата только по Григорианскому календарю , а дата по юлианскому календарю указывается в скобках вместе с описанием события. В хронологических таблицах, описывающих периоды до введения нового стиля папой римским Григорием XIII, (в графе ДАТЫ) даты указаны только по Юлианскому календарю . При этом перевод на Григорианский календарь не делается, потому что таковой не существовал.
Вторая половина XIX века стала временем серьезных перемен в общественной жизни России, периодом небывалого расцвета и мирового признания русской национальной культуры. Переломными в этом процессе явились 60-е и 70-е годы. Тяжелое экономическое положение и поражение России в Крымской войне (1856) остро поставили вопрос о необходимости коренных изменений в устройстве государства.
Начало «эпохе великих реформ» положила отмена крепостного права (1861) при Александре II, вошедшем в русскую историю под именем «царя-освободителя». Реформы коснулись органов самоуправления и системы судопроизводства, введения всеобщей воинской повинности и народного образования, ослабления цензуры и развития печати. Они сопровождались мощным общественным подъемом, охватившим все слои населения. Особую роль в нем играла разночинная (недворянская) интеллигенция, которая объединяла учителей и ремесленников, врачей и агрономов, чиновников и выходцев из крестьян и духовенства, студентов и литераторов.
Важное значение в распространении демократических и революционных идей имела деятельность Герцена и его газеты «Колокол», а также сочинения Чернышевского и Добролюбова, которые вместе с Некрасовым сотрудничали в журнале «Современник». Позже традиции «Современника» Некрасов продолжил и развил в журнале «Отечественные записки».
Происходившие перемены оказали огромное влияние на развитие отечественной литературы, науки и искусства. Гордостью русской культуры стало творчество Тургенева, Гончарова, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Островского, Льва Толстого, а также работы выдающихся историков Соловьева, Костомарова, Ключевского. Стремительному прогрессу естественных наук способствовали труды биологов Мечникова и Тимирязева, химиков Зинина, Менделеева и Бутлерова, физика Столетова, физиолога Сеченова и других ученых.
В эти годы расцветает театральное искусство. Помимо государственных («казенных») театров в столице и провинции появляются многочисленные частные труппы; в их репертуар все чаще включается современная реалистическая драма. Глубокие психологические образы в спектаклях создают такие корифеи русской сцены, как Пров Садовский, Федотова, Ермолова, Савина, Варламов.
Обновляется и изобразительное искусство. В 1870 году группа художников организовала «Товарищество передвижных художественных выставок», которое начало устраивать выставки картин в различных городах России. В число «передвижников» вошли Крамской, Перов, Суриков, братья Васнецовы, Репин, Шишкин, Поленов, Саврасов, Ге, Васильев, Куинджи, Маковский, Ярошенко, а в 80-е годы к ним присоединились Левитан и В. Серов. В своих пейзажах, портретах, бытовых и исторических картинах художники стремились воплотить реальную жизнь во всей сложности ее социальных и нравственных проблем, раскрыть судьбу отдельного человека и всего народа. Начиная с середины 50-х годов их лучшие произведения приобретал московский купец П. М. Третьяков, задумавший составить коллекцию русской живописи. Его собрание стало основой первой русской национальной галереи, которую в 1892 году он передал в дар Москве.
Изменились и формы музыкально-концертной жизни. Увеличилось число людей, интересующихся серьезным искусством. Чтобы «сделать хорошую музыку доступной большим массам публики» (Д. В. Стасов), в Петербурге в 1859 году было основано Русское музыкальное общество (РМО), которое позднее стало именоваться Императорским (ИРМО). Инициатором его создания стал Антон Григорьевич Рубинштейн - великий русский пианист, композитор и дирижер. РМО не только устраивало симфонические и камерные концерты: оно способствовало созданию музыкальных учебных заведений (музыкальных классов) и проведению конкурсов среди русских композиторов на создание новых произведений. Вслед за Петербургом отделения РМО открываются в Москве и большинстве крупных городов России.
Для обучения и воспитания профессиональных музыкантов, потребность в которых резко увеличилась, в 1862 году в Петербурге музыкальные классы РМО были преобразованы в первую русскую консерваторию, директором которой стал А. Г. Рубинштейн. В 1866 году открывается Московская консерватория; ее возглавил брат А. Г. Рубинштейна Николай Григорьевич Рубинштейн - пианист и дирижер, много сделавший для развития музыкальной жизни Москвы.
В 1862 году в Петербурге одновременно с консерваторией была создана Бесплатная музыкальная школа (БМШ) , которой руководили М. А. Балакирев и хоровой дирижер, композитор и преподаватель пения Г. Я. Ломакин. В отличие от профессиональных целей консерваторского образования главной задачей БМШ было распространение музыкальной культуры среди широкого круга людей. Рядовой любитель музыки мог получить в БМШ основы музыкальной теории, навыки пения в хоре и игры на оркестровых инструментах.
Большое значение в музыкально-просветительской работе БМШ имели ее симфонические концерты (с участием хора школы), причем значительную часть их репертуара составляли произведения русских композиторов.
Огромный вклад в популяризацию русской музыки и развитие национального исполнительского искусства внесли пианисты и дирижеры братья Рубинштейны, певцы Платонова, Лавровская, Мельников, Стравинский, скрипач Ауэр, виолончелист Давыдов, дирижер Направник и другие.
В 60-70-е годы свои лучшие произведения создают А. Н. Серов и А. Г. Рубинштейн. Тогда же в полной мере раскрывается талант представителей молодого поколения - Чайковского и целой группы петербургских композиторов, которые объединились вокруг Балакирева. Это творческое содружество, возникшее на рубеже 50-60-х годов, получило название «Новая русская музыкальная школа», или «Могучая кучка». Помимо Балакирева, возглавившего кружок, в него вошли Кюи, Мусоргский, Римский-Корсаков и Бородин. Их творческие взгляды сложились под влиянием демократических идей Белинского, Герцена, Добролюбова, Чернышевского. Музыканты считали себя продолжателями дела Глинки и Даргомыжского и свою цель видели в обновлении и развитии русской национальной музыки. Они считали, что художник в своем творчестве должен воспроизводить жизненную правду во всем ее многообразии, что искусство призвано выполнять просветительские и воспитательные задачи и быть, по выражению Чернышевского, «средством для беседы с людьми».
Творчество композиторов «Могучей кучки» было тесно связано с историей и бытом России, с музыкальным и поэтическим фольклором, с древними обычаями и обрядами. Важное значение для них имела народная крестьянская песня. Бережно собирая и изучая народные мелодии, они видели в них источник вдохновения и основу своего музыкального стиля.
Члены кружка, не имевшие профессионального музыкального образования, приобретали мастерство под руководством Балакирева. Ярко одаренный композитор, блестящий пианист-виртуоз, способный дирижер, Милий Алексеевич Балакирев (1836-1910) имел уже немалый творческий и исполнительский опыт и пользовался огромным авторитетом у молодых коллег.
Впоследствии Римский-Корсаков вспоминал о нем: «Отличный пианист, превосходный чтец нот, прекрасный импровизатор, от природы одаренный чувством правильной гармонии и голосоведения, он обладал частью самородной, частью приобретенной путем практики на собственных попытках сочинительской техникой». Как критик «он сразу чувствовал техническую недоделанность или погрешность, он сразу схватывал недостатки формы. [...] Его слушались беспрекословно, ибо обаяние его личности было страшно велико. Молодой, с чудесными подвижными, огненными глазами, с красивой бородой, говорящий решительно, авторитетно и прямо, каждую минуту готовый к прекрасной импровизации за фортепиано, помнящий каждый известный ему такт, запоминающий мгновенно играемые ему сочинения, он Должен был производить это обаяние как никто другой. Ценя малейший признак таланта в другом, он не мог, однако, не чувствовать своей высоты над ним, и этот другой тоже чувствовал его превосходство над собою. Влияние его на окружающих было безгранично и похоже на какую-то магнетическую или спиритическую силу».
Балакирев руководит Бесплатной музыкальной школой и ее постоянными концертами, продолжает сочинять симфоническую и камерную музыку (музыкальная картина «1000 лет», фортепианная фантазия «Исламей», романсы), делает обработки народных песен (сборник «40 русских народных песен» для голоса с фортепиано), является главным дирижером РМО.
В 70-е годы Балакирева начинают преследовать неудачи как в его музыкально-общественной деятельности, так и в личной жизни. Изменяются его отношения с членами «Могучей кучки», которые, став зрелыми композиторами, перестали нуждаться в его помощи и опеке. Борьба с жизненными невзгодами, утрата веры в свои силы, материальная нужда приводят Балакирева к длительному душевному и творческому кризису.
В начале 80-х годов Балакирев возвращается к музыкальной деятельности - вновь возглавляет БМШ, становится директором Придворной певческой капеллы, создает новые произведения (симфоническая поэма «Тамара», позднее две симфонии, а также романсы и фортепианные сочинения). Но это был уже другой человек - замкнутый и утративший прежнюю энергию.
Рука об руку с Балакиревым и его молодыми единомышленниками новые пути в русском искусстве прокладывал музыкальный и художественный критик, историк? искусства Владимир Васильевич Стасов (1824-1906) . Человек энциклопедических знаний, знаток музыки, живописи, скульптуры, театра, литературы, народного искусства, он был им близким другом и помощником, вдохновителем и инициатором творческих замыслов. Стасов был участником всех музыкальных собраний балакиревского кружка, первым слушателем и критиком новых сочинений. В своих статьях он пропагандировал творчество крупнейших представителей отечественного искусства и всю свою долгую жизнь посвятил борьбе за самостоятельный национальный; путь его развития.
Одновременно со Стасовым русскую музыкальную критику в этот период представляют А. Серов, Ц. Кюи и Г. Ларош; со статьями и рецензиями выступают Чайковский, Бородин, Римский-Корсаков.
Русская музыка 60-70-х годов стала важным этапом в развитии национального искусства и открыла новые пути для дальнейшего развития отечественной и мировой музыкальной культуры.
В последние два десятилетия XIX века композиторы Бородин, Балакирев, Римский-Корсаков, Чайковский продолжат свой творческий путь и создадут в различных жанрах выдающиеся произведения.
Вопросы и задания
1. Чем ознаменованы 60 – 70-е годы XIX века в общественной жизни России?
2. Как в это время изменилась культурная жизнь России? Расскажите об организации РМО, БМШ, первых русских консерваториях.
3. Перечислите литераторов, художников, ученых 60 – 70-х годов.
4. Назовите композиторов, входивших в «Могучую кучку». Каковы были их идейно-эстетические взгляды?
5. Расскажите о Балакиреве, его личности и судьбе.
6. Охарактеризуйте критическую деятельность Стасова и ее значение в развитии русского искусства. Назовите других русских музыкальных критиков.
30. Общественное движение в 30-е-50-е годы 19 века
Общественное движение 30-50-х годов имело характерные особенности:
> оно развивалось в условиях политической реакции (после поражения декабристов);
> революционное и правительственное направления окончательно разошлись;
> его участники не имели возможности реализовать свои
идеи на практике.
Можно выделить три направления общественно-политической мысли этого периода:
> консервативное (лидер - граф С. С. Уваров);
> западники и славянофилы (идеологи - К. Кавелин, Т. Грановский, братья К. и И. Аксаковы, Ю. Самарин и др.);
> революционно-демократическое (идеологи - А. Герцен, Н. Огарев, М. Петрашевский).
После подавления восстания декабристов встает вопрос о дальнейших путях развития России, вокруг него завязывается длительная борьба различных течений. В решении этого вопроса намечаются основные линии размежевания общественных групп.
В начале 30-х годов получило оформление идеологическое обоснование реакционной политики самодержавия - родилась теория «официальной народности». Ее принципы были сформулированы министром просвещения С. С. Уваровым в знаменитой триаде, выражающей вековые основы русской жизни: «православие, самодержавие, народность». Самодержавие трактовалось как гарант нерушимости. Славянофилы - представители либерально настроенной дворянской интеллигенции, выступали за принципиально отличный от западноевропейского путь развития России на основе ее мнимой самобытности (патриархальность, крестьянская община, православие). В этом они как бы сближались с представителями «официальной народности», однако их никак нельзя смешивать. Славянофильство было оппозиционным течением в русской общественной мысли. Славянофилы выступали за отмену крепостного права (сверху), ратовали за развитие промышленности, торговли, просвещения, сурово критиковали существовавшую в России политическую систему, выступали за свободу слова и печати. Однако основной тезис славянофилов сводился к доказательству самобытного пути развития России, а точнее, к требованию «идти по этому пути». Они идеализировали такие «самобытные», по их мнению, учреждения, как крестьянская община и православная церковь.
Западничество также возникло на рубеже 30-40-х годов XIX в. Западники противопоставляли себя славянофилам в спорах о путях развития России. Они считали, что Россия должна идти по тому же историческому пути, что и все западноевропейские страны, и критиковали теорию славянофилов о самобытном пути развития России.
31. Буржуазные реформы 60-х-70-х годов 19 века
В ноябре 1857 г. Александр II дал указание виленскому и петербургскому губернаторам учредить губернские комитеты для подготовки местных проектов улучшения быта помещичьих крестьян. Таким образом, реформа стала разрабатываться в обстановке гласности. Все проекты подавались в Главный комитет во главе с великим князем Константином Николаевичем.
19 февраля 1861 г. в Государственном совете Александр II подписал «Положения о реформе» (они включали в себя 17 законодательных актов) и «Манифест об отмене крепостного права». Эти документы были опубликованы в печати 5 марта 1861 г.
По Манифесту крестьянин сразу получал личную свободу «Положения» регулировали вопросы наделения крестьян землей. Отныне бывшие крепостные крестьяне получали личную свободу и независимость от помещиков. Вводилось выборное крестьянское самоуправление. Вторая часть реформы регулировала земельные отношения. Закон признавал за помещиком право частной собственности на всю землю имения, в том числе и на крестьянскую надельную землю. По реформе крестьяне получали установленный земельный надел (за выкуп). Территория России была разделена на черноземную, нечерноземную и степную. При наделении помещик предоставлял крестьянам худшие земли. Чтобы стать собственником земли, крестьянин должен был выкупить свой надел у помещика. Собственником земли была община, выйти из которой крестьянин до уплаты выкупа не мог. Отмена крепостного права привела к необходимости проведения буржуазных реформ и в других областях государственной жизни. Самодержавная монархия превращалась в буржуазную монархию.
В 1864 г. Александр II (по совету либералов) провел земскую реформу Было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому создавались бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. Они были призваны привлечь к решению местных проблем все слои населения, а с другой стороны, частично возместить дворянам утрату прежней власти.
По настоянию общественности в 1864 г. правительство провело судебную реформу, которую разрабатывали прогрессивные юристы. До реформы суд в России был сословный, тайный, без участия сторон, широко применялись телесные наказания. Суд зависел от администрации и полиции.
В 1864г. Россия получила новый суд, основанный на принципах буржуазного права. Это был бессословный, гласный, состязательный, независимый суд, предусматривалась выборность некоторых судебных органов.