Дом

Зачем российской компании открывать представительство в Казахстане? Переезд или ведение бизнеса в Казахстане — советы юриста Незваные гости в едином союзе

Зачем российской компании открывать представительство в Казахстане? Переезд или ведение бизнеса в Казахстане — советы юриста Незваные гости в едином союзе

В соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан предусматривается несколько форм организации работы Российских субъектов предпринимательства в РК, такие как: регистрация ТОО (товарищества с ограниченной отвественностью) со 100% участием российского капитала в лице юридичского лица РФ либо физического лица, гражданина РФ соотвественно; регистрация филиала либо представительства российского юридического лица в Республике Казахстан; и более упрощенная форма, регистрация постоянного учреждения в соотвествии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

Как правило, не возникает много вопросов в случае выбора такой формы ведения бизнеса как открытие ТОО. Созданное ТОО, является товариществом с ограниченной ответственностью, юридическим лицом созданным на территории РК и таким образом имеющее равные права и обязанности, как любое другое казахстанское юридическое лицо. Здесь казахстанским законодательством как правило, не предусмотрено никаких ограничений в части участия иностранного капитала либо особого статуса налологооблажения, так как созданное ТОО открыто на территории РК и является казахстанским ТОО с равными правами и обязанностями. Исключением являются ситуации по оформлению и получению лицензий на некоторые виды деятельности, так есть ограничения для товариществ планирующих осуществлять некоторые виды деятельности. Например - охранная деятельность должна осуществлятся товариществами только с казахстанским составом учредителей/участников.

Следующий вариант организации предпринимательства российской компанией, это открытие филиала или представительства. Согласно казахстанскому законодательству филиал и представительство наделяются равными правами и обязанностями. Таким образом, юридически нет большого значения выбора наименования «филиал» или «представительство». Однако, представительство подразумевает направленность носящую характер более представительских функции, тогда как филиал направлен более, на осуществление коммерческой деятельности. Хотя эти различия как было уже сказано, носят условный характер. Положения ГК РК, гласят, в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные правовые действия, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.

Филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных им положений (ст. 43 ГК РК).

Третья опция, работа через организацию постоянного учреждения. Как таковой этой формы не предусмотрено Гражданским Кодексом РК. Постоянное учреждение не является юридическим лицом. Однако, в случае осуществления условно краткосрочной деятельности российской компании на территории РК, необходимо такую деятельность регистрировать через регистрацию постоянного учреждения. В соответствии с налоговым законодательством РК, если иное не установлено международным договором, постоянным учреждением нерезидента в Республике Казахстан признается одно из следующих мест деятельности в Республике Казахстан, через которое он осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Республики Казахстан, независимо от сроков осуществления деятельности:

1) любое место осуществления производства, переработки, комплектации, фасовки, упаковки и (или) поставки товаров;

2) любое место управления;

3) любое место геологического изучения недр, осуществления разведки, подготовительных работ к добыче полезных ископаемых и (или) добычи полезных ископаемых и (или) выполнения работ, оказания услуг по контролю и (или) наблюдению за разведкой и (или) добычей полезных ископаемых;

4) любое место осуществления деятельности (в том числе контрольной или наблюдательной), связанной с трубопроводом;

6) любое место осуществления деятельности, связанной с установкой, наладкой и эксплуатацией игровых автоматов (включая приставки), компьютерных сетей и каналов связи, аттракционов, а также связанной с транспортной или иной инфраструктурой;

7) место реализации товаров на территории Республики Казахстан:

8) любое место осуществления строительной деятельности и (или) строительно-монтажных работ, а также оказания услуг по наблюдению за выполнением этих работ;

9) место нахождения филиала или представительства;

10) место нахождения лица, осуществляющего посредническую деятельность в Республике Казахстан от имени нерезидента в соответствии с Законом Республики Казахстан «О страховой деятельности»;

11) место нахождения резидента-участника договора о совместной деятельности, заключенного с нерезидентом в соответствии с законодательством иностранного государства либо Республики Казахстан, в случае, если такая совместная деятельность осуществляется на территории Республики Казахстан (ст. 191).

Согласнопункту4 статьи189 НалоговогокодексаосуществлениенерезидентомнатерриторииРеспубликиКазахстандеятельностиподготовительногоивспомогательногохарактера, отличающейсяотосновнойдеятельностинерезидента, неприводиткобразованиюпостоянногоучреждения, еслитакаядеятельностьдлитсянеболее3 лет. Приэтомдеятельностьподготовительногоивспомогательногохарактерадолжнаосуществлятьсядлясамогонерезидента, анедлядругих(третьих) лиц. Кподготовительнойивспомогательнойдеятельностиотносятся:использованиелюбогоместаисключительнодляцелейхраненияи(или) демонстрациитовара, принадлежащегонерезиденту;

Таким образом, законодательство предоставляет как минимум три опции организации бизнеса в РК Российским компаниям. В настоящей статье представлена только обзорная и минимальная информация, каждый случай клиента является индивидуальным и требует индивидуального и детального планирования начиная от создания, текущей деятельности и заканчивая оптимальными решениями прекращения бизнеса.

Юридическое обслуживание.

Подготовлено партнером Юридической Компании ”ZAN”

Касенхан Данарой.

Создание Таможенного Союза стало очередным толчком в развитии торговых отношений между Республикой Казахстан (далее «РК») и Российской Федерацией (далее «РФ»).

Статистика по официальным данным уполномоченных государственных органов РК.

Вашему вниманию некоторые выдержки их данных по статистике, размещенной на официальном сайте Агентства по статистике РК (www.stat.kz):

За 9 месяцев 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года объем внешней торговли со странами Таможенного союза вырос на 46,2% с 12 182,6 млн. долл. США до 17 806,4 млн. долл. США, и составил 19,4% от общего товарооборота РК.

Экспортные поставки в страны Таможенного союза выросли с 3 731,4 млн. долл. США до 5 720,2 млн. долл. США, т.е. на 53,3%.

Основной продукцией вывозимой из РК в страны Таможенного союза являются:

  • руды, шлак и зола – 31,4% (1 797,8 млн. долл. США);
  • топливо минеральное, нефть – 28,5% (1 630,9 млн. долл. США);
  • черные металлы - 11,5% (660,5 млн. долл. США);
  • продукты неорганической химии - 6% (342,8 млн. долл. США);
  • медь и изделия из нее – 5,4% (309,9 млн. долл. США);
  • алюминий и изделия из него - 3,8% (215,4 млн. долл. США);
  • реакторы ядерные, котлы, оборудование - 2,7% (155,8 млн. долл. США).

Импорт РК из стран Таможенного союза за январь-сентябрь 2011 года составил 12 086,1 млн. долл. США, что на 43% больше чем за аналогичный период предыдущего года.

Основной продукцией, ввозимой в РК из стран ТС, являются:

  • топливо минеральное, нефть – 29,1% (3 518 млн. долл. США);
  • реакторы ядерные, котлы, оборудование - 8,5% (1 026,3 млн. долл. США);
  • черные металлы – 7,7 % (928 млн. долл. США);
  • электрические машины и оборудование – 6,4% (777,7 млн. долл. США);
  • изделия из черных металлов - 4,9% (588,8 млн. долл. США);
  • средства наземного транспорта - 3,5% (421 млн. долл. США);
  • пластмассы и изделия из них - 3,1% (373,8 млн. долл. США);
  • железнодорожные или трамвайные локомотивы - 3% (366,7 млн. долл. США).

За рассматриваемый период объемы внешнеторгового оборота РК с РФ выросли с 11 713,4 млн. долл. США до 17 349,6 млн. долл. США, т.е. на 48,1%.

Экспорт в Российскую Федерацию вырос с 3 607,4 млн. долл. США до 5 648,2 млн. долл. США, т.е. на 56,6%.

К основным вывозимым в РФ товарам относятся:

  • руды, шлак и зола – 31,8% (1 797,8 млн. долл. США);
  • топливо минеральное, нефть – 28,5% (1 607,8 млн. долл. США);
  • черные металлы – 11,4% (641,3 млн. долл. США);
  • продукты неорганической химии - 6% (340,4 млн. долл. США);
  • медь и изделия из нее - 5,5% (309,7 млн. долл. США);
  • изделия из алюминия - 3,5% (199,2млн. долл. США);
  • реакторы ядерные, котлы, оборудование - 2,7% (154 млн. долл. США).

Согласно данным таможенной статистики в период с января по сентябрь 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года в импорте республики с РФ наблюдается увеличение объемов с 8 106 млн. долл. США до 11 701,3 млн. долл. США, т.е. на 44,4%.

К основным ввозимым товарам из РФ относятся:

  • топливо минеральное, нефть – 30,1% (3 518 млн. долл. США);
  • реакторы ядерные, котлы, оборудование - 8,5% (991 млн. долл. США);
  • черные металлы – 7,9% (927,9 млн. долл. США);
  • изделия из черных металлов - 4,9% (577 млн. долл. США);
  • электрические машины и оборудование, их части – 6,5% (764,8 млн. долл. США);
  • железнодорожные или трамвайные локомотивы – 3,1% (365,8 млн. долл. США);
  • средства наземного транспорта - 3,1% (364,3 млн. долл. США);
  • пластмассы и изделия из них - 3% (354,1 млн. долл. США).

Что означает для РФ рынок стран Таможенного союза? В частности, для РФ это: плюс 16 000 000 человек в виде потребителей в РК; доступ к дополнительным ресурсам (не только природным, но и человеческим в виде профессиональных кадров); открытие новых транспортных коридоров на пути в Азию; возможности совместной деятельности с применением налоговых преимуществ РК и тд.

Выделим основные преимущества для российских компаний при работе на территории РК, и, по возможности, остановимся более подробно на каждом из них.

1. В законодательстве РК и РФ много общего, по сравнению с законодательством других стран СНГ. При этом в РК условия для открытия юридических лиц намного либеральнее и проще.

На территории РК бизнес можно осуществлять как в форме юридических лиц, так и в форме подразделений юридических лиц (филиалов, представительств иностранных компаний). Раз уж в данной статье речь пойдет непосредственно о бизнесе, предполагающем извлечение прибыли, мы не будем останавливаться на не коммерческих юридических лицах.

Основные формы коммерческих юридических лиц, т.е. наиболее часто применяемые, это – Товарищество (аналог «Общества» в РФ) и Акционерное Общество. Товарищество обычно создается в виде Товарищества с Ограниченной Ответственностью (далее «ТОО»). Акционерное Общество (далее «АО») может быть публичным и непубличным.

Преимущества ТОО:

  • Простота регистрации (открытия компании);
  • Есть возможность выбрать наиболее удобный режим налогообложения, например применить упрощенный режим (от 3% с оборота, либо по фиксированным ставкам);
  • Ответственность учредителей ТОО ограничена размером принадлежащей участнику доли;
  • Нет ограничений по найму персонала при работе в общеустановленном порядке;
  • Небольшой размер уставного капитала, требуемый для регистрации компании (менее одного доллара США);
  • Есть возможность работать без постановки на учет по НДС (при условии соблюдения ограничения по годовому доходу)

Преимущества АО:

  • Возможность участия в больших международных проектах;
  • Доступ к иностранным рынкам капитала;
  • Широкие возможности при выстраивании структуры управления;
  • Возможность выйти на биржу (для публичных АО), т.е. возможность привлечения дополнительного капитала посредством размещения акций;
  • Прозрачность деятельности и отчетности;
  • Привлекательность для банков (некоторые банки в РК финансируют при условии, что юридическое лицо действует в форме АО).

Недостатки ТОО:

  • Сложность при ликвидации (в ближайшее время законодатель планирует облегчить этот процесс);
  • При превышении определенных уровней дохода появляется обязанность перейти на общеустановленный режим налогообложения;
  • Сложно привлечь учредителя к ответственности в случае доведения ТОО до банкротства;
  • Ограничения по найму персонала при работе по упрощенному режиму налогообложения;
  • Сложно использовать институт номинального директорства

Недостатки АО:

  • Отчетная документация отнимает много времени и средств;
  • Минимально допустимая корпоративная структура сложнее, чем в ТОО;
  • Нет возможности работать по системе упрощенного налогообложения;
  • Операционное обслуживание обходится дороже;
  • Большой размер уставного капитала при создании (не менее 50 000 МРП, что в эквиваленте составляет ориентировочно сумму в размере 540 000 долларов США).

Различия между малым, средним и крупным бизнесом в РК:

  • Субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше 60 000 МРП (на текущую дату эта сумма составляет эквивалент примерно 650 тысячам долларов США), установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год (1612 тенге = 1 МРП).
  • Субъектами среднего предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, не относящиеся к субъектам малого и крупного предпринимательства.
  • Субъектами крупного предпринимательства являются юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство и отвечающие одному или двум из следующих критериев: среднегодовая численность работников более 250 человек или общая стоимость активов за год свыше 325 000 МРП (на текущую дату эта сумма составляет эквивалент примерно 3 516 000 долларов США), установленного законом о республиканском бюджете (1612 тенге = 1 МРП).

Филиалы и Представительства.

Большой разницы между этими двумя формами представительств на территории РК нет. Основное отличие в том, что Представительство не может вести какой-либо коммерческой деятельности на территории РК. Тогда как Филиал такое право имеет.
У представительства и филиала налоговая отчетность ведется одинаково, аналогично ТОО.

Регистрация юридических лиц.

Для ТОО процесс регистрации занимает меньше средств и времени, чем это необходимо для АО.

Срок регистрации ТОО занимает от 1 до 12 рабочих дней. Срок зависит от вида бизнеса (малый, средний, крупный), а так же от применения или не применения Типового устава, формы которых установлены соответствующим Постановлением Правительства РК.

Срок регистрации АО – до 12 рабочих дней. Так же возможно применение типового устава.

Важно обратить внимание на некоторые особенности при регистрации ТОО, учредителями которых являются нерезиденты РК:

  • если учредителем является физическое лицо, то потребуется его обязательное личное присутствие при подаче документов на регистрацию (имеются исключения); так же необходимо правильно оформить его въезд и пребывание в РК;
  • заранее согласовать с Вашим консультантом (юристом) в РК пакет учредительных документов, который необходимо предоставить учредителю юридическому лицу нерезиденту;
  • невозможно поставить директором создаваемого юридического лица нерезидента без получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы (для Таможенного Союза есть исключения).

Документы, необходимые для регистрации ТОО и АО практически идентичны:

  • заявление по установленной форме;
  • устав, за исключением субъектов малого, среднего, крупного предпринимательства, осуществляющих свою деятельность на основании Типового устава;
  • документ, подтверждающий место нахождения;
  • квитанция или документ, подтверждающий уплату в бюджет сбора за государственную регистрацию юридических лиц и учетную регистрацию филиалов и представительств;
  • копии документов, удостоверяющих личность руководителя и учредителей юридического лица, их свидетельств налогоплательщика;
  • протокол учредительного собрания (для «АО»).

Регистрация юридических лиц с иностранным участием производится в порядке, установленном для регистрации юридических лиц РК. Кроме документов, предусмотренных этим порядком, если иное не установлено международными договорами, ратифицированными РК, дополнительно должны быть представлены:

  • легализованная выписка из торгового реестра или другой легализованный документ, удостоверяющий, что учредитель - иностранное юридическое лицо является юридическим лицом по законодательству иностранного государства, с нотариально засвидетельствованным переводом на государственном и русском языках;
  • копия паспорта или другой документ, удостоверяющий личность учредителя - иностранного физического лица, с нотариально засвидетельствованным переводом на государственном и русском языках.

Документами, подтверждающими место нахождения юридического лица, могут быть: договор аренды, купли-продажи, документ, подтверждающий право на недвижимое имущество с проставленным штампом о произведенной регистрации прав на недвижимое имущество либо нотариально засвидетельствованные копии этих документов и иной документ, предусмотренный гражданским законодательством. В случае если владельцем помещения является физическое лицо, то предоставляется нотариально засвидетельствованное согласие физического лица о предоставлении помещения в качестве места нахождения юридического лица.

2. Более привлекательное налогообложение.

Налоговое законодательство РК считается одним из самых либеральных в мире. Так, по налогообложению, РК занимает 13-е место мирового рейтинга (по информации начальника управления косвенных налогов Налогового комитета РК Мурата Булгынова). К примеру, ставка налога на добавленную стоимость РК составляет 12%.

О налогообложении в РК.

Налогообложение юридических лиц осуществляется как в общем порядке, так и с применением специального налогового режима:

  • для субъектов малого бизнеса (на основе патента или упрощенной декларации),
  • для крестьянских или фермерских хозяйств,
  • для юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции и пр.

Специальный налоговый режим устанавливает для субъектов малого бизнеса упрощенный порядок исчисления и уплаты социального налога, корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты.

Объектом налогообложения для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы на основе патента или упрощенной декларации, является доход за налоговый период, состоящий из всех видов доходов, полученных (подлежащих получению) на территории РК и за ее пределами.

Субъекты малого бизнеса вправе самостоятельно выбрать только один из нижеперечисленных порядков исчисления и уплаты налогов, а также представления налоговой отчетности по ним:

  • общеустановленный порядок;
  • специальный налоговый режим на основе патента;
  • специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.

Специальный налоговый режим не вправе применять (имеется исключение для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по сдаче в аренду имущества):

  • юридические лица, имеющие филиалы, представительства;
  • филиалы, представительства юридических лиц;
  • налогоплательщики, имеющие иные обособленные структурные подразделения и (или) объекты налогообложения в разных населенных пунктах;
  • юридические лица, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 процентов;
  • юридические лица, у которых учредитель одновременно является учредителем другого юридического лица, применяющего специальный налоговый режим.

К малому бизнесу не могут относиться следующие виды деятельности:

  • производство подакцизных товаров;
  • хранение и (или) оптовая реализация подакцизных товаров;
  • реализация отдельных видов нефтепродуктов - бензина, дизельного топлива и мазута;
  • организация и проведение лотерей (кроме государственных (национальных));
  • недропользование;
  • деятельность по добыче, переработке и реализации нефти, нефтепродуктов, газа, электрической и тепловой энергии;
  • сбор и прием стеклопосуды;
  • сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов;
  • консультационные услуги;
  • деятельность в области бухгалтерского учета или аудита;
  • финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента;
  • банковская деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке;
  • профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг;
  • деятельность в области права, юстиции и правосудия;
  • деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
  • деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;
  • в сфере игорного и шоу-бизнеса;
  • деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;
  • деятельность кредитных бюро;
  • охранная деятельность.

Другими словами, перечисленная выше деятельность не может претендовать на применение упрощенного режима налогообложения.

Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации применяют субъекты малого бизнеса, соответствующие следующим условиям (для юридических лиц):

  • предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет 50 человек;
  • предельный доход за налоговый период составляет 25 000 000 тенге, что по текущему курсу составляет ориентировочно 167 700 долларов США (курс – 149 тенге за один доллар США).

Основные действующие в РК ставки налогов:

  • Корпоративный подоходный налог – 20%;
  • Индивидуальный подоходный налог: на физических лиц граждан РК – 10%, для нерезидентов – 20% (возможно снижение до 10% при определенных условиях);
  • Налог на дивиденды – 5% для резидентов РК, 15% для нерезидентов (может быть снижен до 5% при определенных условиях);
  • Налог на чистый доход – 10-15% (применяется не ко всем налогоплательщикам);
  • Налог по упрощенным режимам налогообложения: 2% по патенту, 3% по упрощенной декларации, фиксированные ставки;
  • Социальный налог – от 4,5 до 11%;
  • Налог на игорный бизнес – от 30 до 830 месячных расчетных показателей (ориентировочно от 330 до 8980 долларов США) за единицу оборудования в месяц;

3. Отсутствие бюрократии в некоторых вопросах.

По этому вопросу, я предложил дать свои комментарии одному из бизнесменов из РФ, работающему в РК последние несколько лет.
Г-н Тихонов А.Н. сообщил: «Бумажной волокиты намного меньше в Казахстане. Взять хотя бы список документов, которые требуют в РФ и в РК для совершения таможенных процедур. В Казахстане этот список в несколько раз меньше. Это облегчает процесс и уменьшает сроки. Ну и само собой – вести бизнес в Казахстане выгодно, когда есть потенциальный потребитель в Казахстане».

Для примера. Вашему вниманию перечень документов и сведений, представляемых перевозчиком при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза при международной перевозке автомобильным транспортом:
Документы:

  • документы на транспортное средство международной перевозки;
  • документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза;
  • имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;

Сведения:

  • о государственной регистрации транспортного средства международной перевозки;
  • наименование и адрес перевозчика товаров;
  • наименование страны отправления и страны назначения товаров;
  • наименование и адрес отправителя и получателя товаров;
  • о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами;
  • о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;
  • наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков;
  • вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов;
  • о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза запрещен или ограничен;
  • о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной;

Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено Кодексом. К таким документам относятся:

  • документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;
  • документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, либо иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в рамках внешнеэкономической сделки, и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;
  • транспортные (перевозочные) документы;
  • документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в случае, предусмотренном валютным законодательством РК;
  • документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, а также ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, в случаях, предусмотренных международными договорами РК, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами РК, изданными в соответствии с международными договорами РК;
  • документы, подтверждающие уплату таможенных платежей и налогов;
  • документы, подтверждающие обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, в случае, если товары выпускаются с условием предоставления такого обеспечения;
  • документы, подтверждающие полное или частичное освобождение от уплаты таможенных платежей и налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными Кодексом, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РК.

4. Большое количество мировых игроков на территории РК присутствуют в нефтегазовом секторе.

Это создает потребности в таких секторах, как металлургия, машиностроение, информационные технологии, сервисное обслуживание и сопровождение.

В РК можно найти еще больше преимуществ для того или иного вида бизнеса. Однако, не стоит забывать и о контроле со стороны государства. Это выражается как в строгих мерах наказания за те или иные деяния, так и в контроле за определенными видами и типами сделок, заключаемых на территории РК.

Для наглядности озвученного контроля приведу небольшой пример. Вашему вниманию требования из Закона РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма», обязывающие государственные органы, нотариусов, адвокатов, банки второго уровня и др лиц представлять в Национальный Банк РК (и не только) информацию об операциях с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащих финансовому мониторингу. К операциям, подлежащим финансовому мониторингу, относятся:

  • получение денег по чеку или векселю как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней;
  • снятие с банковского счета или зачисление на банковский счет клиента денег, как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней;
  • зачисление или перевод на банковский счет клиента денег, осуществляемые физическим или юридическим лицом, имеющим соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в оффшорной зоне, а равно владеющим счетом в банке, зарегистрированном в оффшорной зоне, либо перевод денег клиентом в пользу указанной категории лиц, как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней;
  • переводы денег за границу на счета (во вклады), открытые на анонимного владельца, поступление денег из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца, совершенные как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней;
  • открытие сберегательного счета (вклада) в пользу третьего лица и (или) внесение денег на такой счет как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение семи последовательных календарных дней;
  • платежи и переводы денег, осуществляемые клиентом в пользу другого лица на безвозмездной основе;
  • операции, совершаемые юридическими лицами, с момента государственной регистрации которых прошло менее трех месяцев;
  • сделки по оказанию услуг, в том числе подряда, перевозки, транспортной экспедиции, хранения, комиссии, доверительного управления имуществом;
  • сделки с недвижимым и иным имуществом, подлежащие обязательной государственной регистрации;
  • сделки с ценными бумагами и др..

Необходимо сделать оговорку. Выше указанные действия попадают под финансовый мониторинг при совпадении определенных условий. Для каждого случая есть минимальные суммы, сроки, субъекты и т.п..

Для того, чтобы с точки зрения законодательства РК правильно вести здесь бизнес, необходимо обращаться к соответствующим специалистам, будь то юристы или консультанты. Знание локальной специфики позволит использовать все выше указанные преимущества в полной мере, а так же найти новые решения для более сложных вопросов.

Сегодня в Казахстане работает 6 тысяч российских компаний и предприятий во всех отраслях экономики.

В октябре 2015 года Владимир Путин, будучи с официальным визитом в Астане, отметил, что российские инвестиции в казахстанскую экономику за десять лет достигли цифры 9 млрд долларов. При этом ежегодные российские инвестиции составляют от 1,5 до 2 млрд долларов. Российские капиталисты считают приоритетными отраслями для инвестирования

  • топливно-энергетический комплекс,
  • цветную металлургию,
  • добычу урана,
  • телекоммуникации,
  • мобильную связь
  • банковский сектор.

Незваные гости в едином союзе

Экспансия российского капитала в Казахстане достаточно велика. Однако, как полагают многие эксперты,

экономическое присутствие России в Казахстане фактически гораздо больше формального объема прямых иностранных инвестиций

Как отмечает российский аналитик Кирилл Соков, крупные российские компании нередко предпочитают финансировать свои зарубежные проекты через офшоры, их инвестиции юридически становятся зарубежными.

При этом казахстанские обозреватели отмечают сильную неравномерность в обоюдных инвестициях между Россией и Казахстаном. Так, политолог Досым Сатпаев считает, что

казахстанскому бизнесу практически невозможно проникнуть на российский рынок

— Сегодня мы видим, как зарубежный бизнес, в том числе и российский, запросто завоевывает все новые и новые ниши в Казахстане. Мы же на рынок России ничего предложить не можем. Такое положение дел — результат экономической политики, которую Казахстан ведет на протяжении 25 лет.

Увлекшись добычей полезных ископаемых,

мы совершенно не думали о развитии собственного производства, а теперь удивляемся, почему иностранные предприниматели вольготно чувствуют себя на наших просторах!

Даже в тех отраслях, в которых мы могли бы соперничать с россиянами, нам этого сделать не дадут. Несмотря на заверения о едином союзе, Россия, словно следуя поговорке о незваных гостях, просто не пускает нашу продукцию к себе на рынок. Об этом говорят бесконечные «торговые конфликты» и всевозможные барьеры, которые нам устраивают соседи. Кстати, также защищают свой рынок от конкурентов и многие другие страны — США, Китай, Индия и прочие.

Лукойл здесь правит бал

Теперь факты: кто именно работает на казахстанском рынке?

Сегодня на рынке Казахстана зарегистрировано более 10,5 тысяч российских предприятий (это треть от 33 тысяч иностранных компаний вообще), но активно из них работают около 6 тысяч компаний. Само собой разумеется, что два десятилетия приоритетом российских инвестиций является добывающая промышленность. Точнее — добыча нефти и газа. Только недавно российский бизнес начал осваивать и другие сферы — машиностроение, транспорт, телекоммуникациии, атомпром. Появились российские банки.

Самые крупные российские предприятия, работающие в РК:

  • Банк ВТБ,
  • Вымпелком,
  • Внешэкономбанк,
  • Интер РАО ЕЭС,
  • Русал,
  • Росатом,
  • Мечел,
  • Северсталь,
  • КамАЗ,
  • АвтоВАЗ

И все же «правят бал» в Казахстане компании нефтегазового сектора:

  • Газпром,

Как отмечает портал «Ритм Евразии» , российский инвестор «Лукойл» работает в РК с 1995 года, участвуя в нескольких добывающих проектах и «Каспийском трубопроводном консорциуме». При участии «Лукойла» осуществляется освоение месторождений «Тенгиз» и «Королевское» в Атырауской области (ТОО «Тенгизшевройл», 5% акций), «Карачаганак» в Западно-Казахстанской области («Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.», 13,5%) и «Кумколь» в Кызылординской области (АО «Тургай Петролеум», 50%).

Совместно с казахстанским газовым монополистом «КазМунайГаз» «Лукойл» участвует в проектах освоения двух морских месторождений в северной части Каспийского моря

– Хвалынского («Каспийская нефтегазовая компания», 50%) и Центрального («ЦентрКаспнефтегаз», 25%) нефтегазоконденсатных месторождений, а также нефтегазовых месторождений Тюб-Караган и Аташская – «Достык».

Закладка первого камня в основание завода по смешению масел компании «Лукойл» в Алматинской области

Качаем газ, уголь и уран

Что касается работы в Казахстане «Роснефти» и «Газпрома», то здесь все гораздо проще. «Роснефть» и КМГ совместно осваивают месторождение «Курмангазы» на Каспии, при этом российская сторона имеет 25%. Также с КМГ сотрудничает и «Газпром» — казахстанский газ поставляется для переработки на Оренбургский газоперерабатывающий завод. В 2001 году, отмечает портал «Ритм Евразии»,

«Газпромом» и «КазМунаГазом» была создана совместная компания «КазРосГаз», основной сырьевой базой которой стало одно из крупнейших в мире Карачаганакское нефтегазоконденсатное месторождение

Его запасы оцениваются в 1,2 млрд тонн нефти и 1,3 трлн кубометров газа.

Наконец, «Русал» добывает на разрезах «Богатырь» и «Северный» в Павлодарской области каменный уголь. С казахстанской стороны акционером ТОО «Богатырь Комир» является группа компаний «Самрук-Энерго». Уголь из Павлодара поставляется на тепловые электростанции Казахстана и России, а собственником (50%) Экибастузской ГРЭС-2 (которая работает на этом угле) является «Интер РАО ЕЭС». Эта станция снабжает энергией многие российские предприятия, включая Байконур.

Задействована Россия и в добыче казахстанского урана — «Росатом» разрабатывает месторождения «Заречное» и «Буденовское» в ЮКО. Характерно, что в обоих проектах «Росатом» участвует через бывшую канадскую компанию Uranium One, выкупленную им в январе 2013 года. Кроме этого,

Москва и Астана много лет обсуждают проект создания АЭС в Казахстане, но пока безуспешно

«Роснефть» участвует в проекте по освоению структуры «Курмангазы». Фото: info.drom.ru

Я встретил ВАЗ…

Помимо добывающего сектора следует отметить и проекты в обрабатывающей промышленности Казахстана. Один из таких проектов — автосборочное производство «Азия Авто Казахстан» в ВКО. С российской стороны в нем участвует «АвтоВАЗ», а с казахстанской – ТОО «Бипэк Авто Казахстан».

Автомобильный завод будет производить до 120 тыс. автомобилей в год. Сбывать их планируется в Казахстане, странах Центральной Азии, Монголии, Закавказье.

В декабре 2012 года компания «Казахстан Темир Жолы», машиностроительная компания Alstom (Франция) и «Трансмашхолдинг» (Россия) открыли в Астане завод по производству электровозов стоимостью более 50 млн евро. Здесь «Трансмашхолдингу» принадлежит 25%. Проектная мощность предприятия составляет 100 локомотивных секций (50 двухсекционных электровозов) в год. В том же году «Трансмашхолдинг» приобрел 50% расположенного в Астане локомотивосборочного завода. Его мощность составляет 150 локомотивов в год. 70-80 из них планируется поставлять в Казахстан, 20-25 — в РФ, остальные – в другие страны СНГ.

Завтод «Азия Авто Казахстан»

21 мая 2009 года состоялся рабочий визит Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина в Республику Казахстан.

В ходе визита глава правительства РФ обсудил ход реализации отдельных пунктов Плана совместных действий Казахстана и России на 2009-2010 годы, вопросы в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе атомной энергетики, совершенствования договорно-правовой базы по комплексу «Байконур», использования и охраны трансграничных водных объектов, а также ряд проблемных вопросов двустороннего сотрудничества.

Российско-казахские отношения на современном этапе охватывают целый ряд областей.

Политическое сотрудничество

Взаимоотношения с Российской Федерацией рассматриваются Казахстаном в качестве основного приоритета внешней политики.

За последние годы достигнут большой прогресс по таким важным направлениям сотрудничества, как делимитация государственной границы (самой протяженной сухопутной границы в мире - более 7,5 тысяч километров), углубление интеграции в двустороннем и многостороннем форматах, тесное взаимодействие по наиболее актуальным вопросам международной повестки дня.

Большое значение для развития союзнических отношений между двумя странами имеет поддержка Россией внешнеполитических инициатив Казахстана (СВМДА, Съезд лидеров мировых и традиционных религий). Россия выразила свою твердую поддержку заявке РК на председательство в ОБСЕ в 2010 году.

Казахстан также поддерживает основные внешнеполитические инициативы России (ОДКБ, ЕврАзЭС, ШОС).

Торгово-экономическое сотрудничество

Россия является крупнейшим торговым партнером Казахстана, двусторонний торговый оборот с которой составляет 18% от всего объема внешней торговли РК. 74 из 88 регионов России имеют торгово-экономические отношения с Казахстаном. За 2008 год товарооборот составил 19,9 млрд. долл. США, увеличившись на 22% по сравнению с 2008 годом.

Особое значение в развитии казахстанско-российского сотрудничества в сфере экономики занимают экономические связи между приграничными областями двух стран, где действуют более 3100 совместных предприятий, среди которых такие крупные: «Казросхром», «Коксохим», автомобильный комплекс на базе УралАЗ и Костанайского дизельного завода.

Во многом развитие казахстанско-российского приграничного сотрудничества обязано тому вниманию, которое уделяют ему главы двух государств. Свидетельством этого внимания являются регулярно проводимые форумы приграничных регионов Казахстана и России.

Особое место занимает прошедший V-ый Форум руководителей приграничных регионов который состоялся 22 сентября 2008 года. Как известно главами государств было принято решение о его преобразовании в Форум межрегионального сотрудничества.

Кроме того, между Казахстаном и Россией создана Межправительственная комиссия, в рамках которой решаются вопросы двустороннего сотрудничества.

Очередное 12 заседание МПК состоялось 26 ноября 2008 года в г.Москва (11 заседание было проведено 26 ноября 2007 года в Астане).

Казахстан и Россия являются общепризнанными «локомотивами» интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Данная роль во многом обусловлена уровнем их экономического развития, глубиной и успехом структурных преобразований в экономике.

Ключевую роль при этом играет политическая воля руководителей обоих государств и далее развивать эти процессы.

Казахстан и Россия, невзирая на объективные и субъективные проблемы, уверенно продолжают непростой путь по углублению региональной интеграции. Руководство обоих стран отдает себе отчет в том, что реальная интеграция - сложный и болезненный процесс, который требует времени, осмысления опыта, накопленных ошибок и их разумного преодоления. Успех в этом деле во многом зависит от развития отношений между теми государствами, которые составляют ядро интеграционных процессов на постсоветском пространстве, а именно Казахстаном и Россией.

Именно осознание этого факта лежит в основе попыток Казахстана и России первыми выйти на новый уровень региональной интеграции, с учетом сложившихся политических и экономических реалий. Свидетельством тому является начало формирования Таможенного Союза ЕврАзЭС, решение о создании которого было принято 6 октября 2007 г. на саммите в Душанбе. В этот Союз пока только войдут Россия, Казахстан и Беларусь, как страны, обладающие в настоящее время необходимым для этого экономическим весом. Однако основным аргументом в пользу того, что данная структура окажется жизнеспособной и эффективной является то, что Таможенный Союз будет иметь наднациональный орган, что является принципиальным моментом. Ему будут переданы некоторые функции национальных правительств.

Процесс формирования таможенного союза потребует от государств принятия комплекса мер, начиная с формирования необходимой институциональной базы, согласования единого таможенного тарифа до унификации торговых режимов по отношению к третьим странам и созданию единой таможенной территории, чтобы союз начал реально функционировать.

Работа по согласованию и унификации единого таможенного тарифа в рамках Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси будет завершена до 1 апреля 2009 г.

Последовательное построение и функционирование таможенного союза послужит площадкой для эволюционирования Союза в более развитую форму экономической интеграции - единое экономическое пространство, где будет обеспечиваться принцип четырех свобод: товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Правовой статус Каспийского моря

Казахстан и Россия в двустороннем формате решили вопросы разделения шельфа Каспийского моря. Зафиксировано прохождение модифицированной срединной линии, разграничивающей дно Каспийского моря между двумя странами в целях недропользования, а также организации совместной деятельности по разработке структур «Курмангазы», «Центральная» и месторождения «Хвалынское». Кроме того, на Тегеранском саммите глав прикаспийских государств в октябре 2007 года его участники подписали Декларацию и достигли договоренностей, которые, по оценке главы Казахстана, «являются прорывом в переговорном процессе по определению статуса Каспийского моря».

Также в ходе Тегеранского саммита Президентом Казахстана было выдвинуто предложение о делимитации акватории Каспийского моря, которое, по мнению экспертов, может стать основой для достижения консенсуса, хорошей стартовой площадкой для приведения позиций всех пяти договаривающихся сторон к общему знаменателю.

На данном этапе переговорного процесса казахстанская сторона выступает за продолжение диалога в различных форматах для выработки взаимоприемлемых формулировок по концептуальным положениям правового статуса, определяющим основные направления взаимодействия государств на море, которые должны отвечать декларируемому стремлению сторон к тому, чтобы Каспий стал морем дружбы, добрососедства и сотрудничества.

Эти политические договоренности имеют большое значение для дальнейшего развития казахстанско-российского стратегического партнерства.

Взаимодействие в военной и военно-технической сфере

Стабильно развивается сотрудничество между Казахстаном и Россией в военно-технической сфере.

Основой сотрудничества двух стран в военной и военно-технической сфере являются Договор между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о военном сотрудничестве от 28 марта 1994 года и Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве от 28 марта 1994 года.

Казахстанские военнослужащие обучаются в России на льготных условиях. Казахстанская сторона берет на себя содержание слушателей и курсантов, а российская сторона за счет собственных средств оплачивает их обучение.

Урегулированы взаимные финансовые вопросы и условия использования испытательных полигонов. В этой связи внесены соответствующие изменения в ряд межгосударственных и межправительственных двусторонних соглашений.

Ведется работа по подготовке к подписанию проекта Межправительственного соглашения о реализации программ совместных работ в сфере военно-технического сотрудничества в интересах вооруженных сил Республики Казахстан и Российской Федерации, а также по подготовке Межправительственной Программы поставок продукции военного назначения в интересах вооруженных сил Республики Казахстан и Российской Федерации на 2008-2012 годы.

Энергетика

В энергетической сфере Казахстан и Россия взаимодействуют в вопросах транспортировки казахстанского углеводородного сырья на мировые рынки с использованием магистральных трубопроводов России, совместно модернизируют нефтегазодобывающие производства.

Казахстан и Россия являются основными акционерами Каспийского трубопроводного консорциума. Уже сегодня Казахстан является третьим (после России и Норвегии) по величине экспортером нефти на рынок Европейского Союза из числа стран - не членов ОПЕК.

В связи с увеличением добычи и реализации казахстанского газа активизировалось взаимодействие по переработке газа в России и использованию российской транспортной инфраструктуры для его экспорта. Заметным достижением в этой сфере стала договоренность между казахстанской и российской стороной о переработке газа с Карачаганакского месторождения в России. В этой связи 3 октября 2006 года в Уральске было подписано межправительственное Соглашение о сотрудничестве в создании хозяйственного общества на базе Оренбургского нефтеперерабатывающего завода.

Одним из важных элементов энергетического партнерства двух стран является транзит туркменского (а также узбекского) природного газа в Россию и далее на рынки Европы.

В декабре 2007 года подписано Соглашение между Правительствами Казахстана, России и Туркменистана о сотрудничестве в строительстве Прикаспийского газопровода для транспортировки туркменского и казахстанского природного газа по территориям Республики Казахстан, Российской Федерации и Туркменистана.

В 2006 году было создано три совместных казахстанско-российских предприятия в области мирного использования атомной энергии, которые занимаются добычей урана на территории Казахстана, разработкой нового типа атомного реактора малой и средней мощности. Учитывая научно-производственный потенциал России и Казахстана в атомной энергетике, под контролем МАГАТЭ на территории России создан и открыт для участия других стран Международный центр по предоставлению услуг ядерного топливного цикла, включая обогащение урана. Казахстан стал первым государством, присоединившимся к данной инициативе России.

Планируется создание и эксплуатация АЭС на территории Казахстана (г.Актау), что может стать одной из точек технологического прорыва в машиностроении.

Перспективные сферы взаимодействия

Казахстан и Россия последовательно развивают сотрудничество в сфере высоких технологий.

В первую очередь, это касается сотрудничества в космической сфере. Для этого есть все условия, главным из которых является совместное использование космодрома «Байконур». Как отметил во время своего визита в Казахстан в мае 2007 года В.Путин: «Чтобы не потерять Байконур, его, конечно, нужно использовать совместно. Это очевидно для любого специалиста».

Ведется планомерная работа по созданию современного ракетно-космического комплекса «Байтерек», включению казахстанских космонавтов-испытателей в составы космических экипажей Международной космической станции.

В мае 2008 года подписаны межправительственные соглашения о совместной работе по проекту Глобальной системы спутниковой навигации (ГЛОНАСС), и в области исследования космического пространства в мирных целях.

Как ожидается, это даст мощный толчок развитию в Казахстане новых наукоемких производств, позволит обеим странам полнее реализовать свой научно-технический и интеллектуальный потенциал.

Особое значение приобретает инновационное сотрудничество, включая нано - и биотехнологии, создание искусственного интеллекта, а также внедрение цифрового вещания.

В целях качественного изменения содержания казахстанско-российского сотрудничества под руководством Президентов РК и РФ создана рабочая группа по инновационному развитию. В ее формате за короткое время уже проведены заседания и определены главные направления деятельности, основные сферы приложения инновационного сотрудничества. Также рассматривается вопрос создания совместного казахстанско-российского венчурного фонда между акционерным обществом «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», компанией «Роснанотех» и Российской венчурной компанией.

У Казахстана и у России существует достаточная научная база, позволяющая развивать наукоёмкие производства на основе отечественных разработок по ряду направлений. Особого внимания заслуживают совместные высокотехнологичные проекты в химической отрасли, в том числе производство минеральных удобрений, а также проекты по сельскому хозяйству.

Культурно-гуманитарное сотрудничество

Получают дальнейшее развитие традиционные культурно-гуманитарные связи. В октябре 2007 года подписана Межправительственная программа по сотрудничеству в гуманитарной сфере на 2007-2010 годы, направленная на реализацию конкретных мероприятий в сфере образования, гуманитарных наук, культуры, СМИ, туризма и спорта, здравоохранения, деятельности молодежных организаций и т.д.

Созданы условия по обеспечению равенства прав граждан двух государств, развития культуры народов, получения образования, а также сохранения и развития национальной самобытности, реализации ими духовно-религиозных потребностей и обучения на родном языке.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости