Дача

Дислалия. Упражнения при дислалии Занятие с логопедом для коррекции дислалии

Дислалия. Упражнения при дислалии Занятие с логопедом для коррекции дислалии

Ребенку пять лет. Пора вплотную заняться звуками. Прислушайтесь, как говорит ваш ребенок. Возможно, любящее родительское ухо «замылилось», поэтому вам все нравится! Правда, соседка со второго этажа говорит, что вашему чаду надо посетить логопеда…. Да она просто завидует говорливости вашего отпрыска! Так, по крайней мере, вам кажется. А, может быть, что-то действительно не так? Чтобы развеять сомнения, сходите к специалисту. Не исключено, что результатом посещения кабинета станет диагноз: «Дислалия!» За ним не скрывается ничего ужасного. Родители должны знать, что в чистом виде дислалия предполагает лишь нарушенное звукопроизношение. При этом у малыша нормальный слух, обширный кругозор, достаточный словарный запас и устойчивый навык согласования слов при высказывании. То есть, интеллект, восприятие речи и лексико-грамматический строй – в полном порядке! Радуйтесь. Все проблемы, в этом случае, можно решить в течение месяца, максимум - полугода. Это при условии, что с малышом будет заниматься логопед. Но и вы должны внести посильную лепту: проводить дома артикуляционную гимнастику, закреплять навыки правильного звукопроизношения на речевом материале.

2. Причины возникновения дислалии

Существуют две формы дислалии: функциональная и механическая . Не хотелось бы загружать родителей логопедическими аспектами данной проблемы, но, придется…. Дело в том, что предотвратить дислалию гораздо легче, чем устранять уже имеющиеся дефекты. Поэтому, знание механизмов возникновения дислалии поможет избежать ошибок. Ведь известно изречение: «Вооружен, - значит защищен»!

Итак, функциональная дислалия . Её возникновение напрямую связано с физическим состоянием ребенка и социальными условиями его жизни. Если малыш часто болеет, особенно в период активного становления речи, это может привести к различным нарушениям звукопроизношения. Соматическая ослабленность порой вызывает и задержку психо-речевого развития (ЗПРР). Этот диагноз стали все чаще ставить малышам, поступающим в логопедические группы детских садов и коррекционные (компенсирующие) классы школ. Стало быть, повышая иммунитет ребенка с помощью всевозможных закаливающих процедур, физических упражнений и рационального питания, родители ограждают кроху от речевых нарушений. Комплекс профилактических мер нужно вводить буквально с пеленок! Помните: в здоровом теле – здоровый дух и … - чистая речь!

Ещё функциональная дислалия может появиться, если ребёнку не уделяют достаточного внимания. Отсутствие общения приводит к катастрофическим последствиям! У малыша не формируется фонематический слух, т. е. слух на речевые звуки. Ребёнок никогда не произнесёт звуки правильно, если не услышит их в достаточном количестве! Но, если вы говорили с малюткой с первых дней его жизни, проблемы со звукопроизношением в 4-5 лет будут минимальны.

3. Семейный диалект - одна из причин дислалии.

К сожалению, общение может принести и вред. Если в разговоре с ребенком, в раннем детстве, сюсюкались, коверкали слова, такие «образцы» остались в памяти и проявились в виде неправильное произношении на более поздних сроках развития. Такой ребенок, как правило, страдает смягчением согласных: «сьтёль» (стол), «тясетькя» (чашечка), «кьнизетькя» (книжечка). Следите за собственной речью. Она является эталоном для ребенка.

А что делать, если у самих взрослых имеются речевые дефекты? Вы ведь наблюдали, что в некоторых семьях они передаются из поколения в поколение? И дело не только и не столько в наследственности, сколько в эффекте подражания. Окружающая среда, в частности семья, передает малышу специфику произношения, темп, модуляцию голоса, характерные словечки, выражения, даже интонацию! Все особенности «местного» говора кроха впитывает, как губка, и воспринимает как норму. Он ведь ещё не понимает, что правильно, а что – нет. Как же быть в таком случае? Запретить родственникам, имеющим речевые дефекты, или диалектное произношение общаться с малышом? Это было бы абсурдно! Просто надо взять за правило, что доминантная роль в воспитании крохи, на этапе становления его речи (от рождения до школы), должна принадлежать человеку с правильным произношением и литературным (нормативным) языком. Идеально, если этим человеком будет мама. Если, по каким-то причинам, это невозможно, её с успехом заменят папа или бабушка. Наконец, профессиональная няня или гувернантка. Выход всегда есть!

4. Причины возникновения механической дислалии.

Дефекты и аномалии в строении зубно-челюстной системы, языка, нёба и губ приводят к механической дислалии . Это может быть врожденная патология, или приобретенная вследствие травмы. На что следует обратить внимание? Во-первых, на строение верхней и нижней челюсти , на расположение зубов у малыша. Нарушение прикуса хорошо видно при сомкнутых челюстях. Попросите ребенка крепко сжать зубки и улыбнуться как можно шире. Если передние зубки в верхней челюсти сильно выступают вперед и буквально закрывают нижние, значит, у него прогнатия . Если картина прямо противоположная: нижняя челюсть выдвинута вперед, а за нижними зубами не видно верхних, - налицо прогения . Возможно, при сомкнутых зубах у малыша между верхними и нижними резцами большая щель, в которую так и норовит высунуться язычок. Это – передний открытый прикус . Его можно наблюдать и в период смены зубов (от пяти до восьми лет). Щель может «нарисоваться» и сбоку, между коренными зубами. Тогда говорят о боковом открытом прикусе (как одностороннем, так и двустороннем). Дефекты прикуса часто возникают из-за неправильно подобранных сосок-пустышек, из-за их длительного применения. Может сыграть свою роль и наследственность. В любом случае, стоит обратиться в стоматологическую поликлинику к врачу-ортодонту. Раньше ребенку с дефектами зубно-челюстной системы помощь оказывалась после 7-8 лет (после смены молочных зубов). Теперь коррекция прикуса проводится на более ранних сроках. Это важно ещё и потому, что звукопроизношение формируется к 4-5 годам. Чем раньше будут устранены причины, мешающие нормальному произношению, тем лучше. Аномалии в строении зубов и челюстей чаще всего препятствуют появлению свистящих и шипящих звуков. Возникают так называемые сигматизмы (межзубный, призубный, губно-зубной, боковой и проч.) и парасигматизмы (замены свистящих и шипящих на другие звуки). Не менее страдают звуки [Л ] и [Р ]. Конечно, совсем не обязательно, что у ребенка с прогнатией, прогенией или при открытом прикусе будут все вышеперечисленные дефекты. Компенсаторные возможности детского организма велики. Но, если нарушение звукопроизношения всё же имеет место, стоит заняться исправлением прикуса.

5. Упражнения для устранения механической дислалии.

Иногда с зубами всё более или менее нормально, но произношение звуков какое-то скованное, смазанное. Ребенок говорит сквозь сжатые зубы. Он не может свободно двигать нижней челюстью, широко открыть ротик. Возможно, все дело в строении лицевых костей, в частности, в сочленении верхней и нижней челюсти. Подвижностью обладает лишь нижняя челюсть, если ее движения ограничены, - возникают проблемы. Развить эту подвижность можно с помощью нехитрых упражнений. Проделывайте их вместе с малышом, сидя перед зеркалом. Можно просто открывать и закрывать рот, раз от раза увеличивая раствор между зубками. Можно подвигать нижней челюстью из стороны в сторону, или вперед-назад. А можно рассказывайте малышу одну из историй про гномика Язычка. Так выполнять упражнения будет намного интересней! Не забудьте поставить перед ребенком зеркало. Оно должно быть достаточно большим, чтобы он видел не только свою, но и вашу артикуляцию.

Сказка «Упрямые двери».

«Из-за постоянной сырости, двери в домике Язычка набухали и не могли плотно закрыться. (Упражнение «Двери»: Несколько раз опустить и поднять нижнюю челюсть, открывая и закрывая рот. Сначала делать это свободно, потом – подставив под подбородок руку и «мешая» движению челюсти.)

Язычку приходилось раскачивать двери, чтобы выйти из домика. (Упражнение «Упрямые двери»: а/ нижняя челюсть раскачивается из стороны в сторону не менее 10 раз; б/ нижняя челюсть выдвигается вперед и отодвигается назад под счет «раз-два»).

Порой двери вообще перекашивало, и внешние створки мешали закрываться внутренним. (Упражнение «Перекос»:

- верхние зубы покусывают нижнюю губу;

- нижние зубы покусывают верхнюю губу;

- чередовать покусывание нижней и верхней губы.

Все варианты упражнения проделать не менее 5 раз.)

Язычок брал в руки рубанок и счесывал края дверей. (Упражнение «Рубанок»:

- верхними передними резцами энергично «поскрести» по нижней губе не менее 5 раз;

- проделать то же самое, но нижними резцами с верхней губой;

- чередовать оба эти движения не менее 5 раз.)

Наконец, двери могли свободно открываться и закрываться (последовательно сомкнуть сначала зубы, а потом и губы)».

Эту историю неплохо рассказать и проделать вышеперечисленные упражнения с детьми, имеющими прогнатию и прогению , а также различные виды неправильного прикуса. Занятия должны быть достаточно регулярными, а не от случая к случаю. Лишь тогда появятся ощутимые результаты. Неплохо было бы придумать и продолжение истории об «упрямых дверях» и гномике Язычке. Проявите фантазию! Хочется напомнить, что продолжительность занятий на первых порах не должна превышать 5 минут. Постепенно увеличивайте время «тренировок» до 20 минут. Лучше заниматься непродолжительное время, но 2-3 раза в день.

6. Влияние строения губ на артикуляцию некоторых звуков.

Губы и их строение играют немаловажную роль в артикуляции звуков. Маленькие дети часто травмируют губки, вследствие чего, на них появляются стягивающие рубцы. Это значительно ограничивает подвижность «капризного» артикуляционного органа. Укороченная, как бы вздернутая верхняя губка также не способствует появлению звуков, в частности, свистящих и шипящих, а также звуков [П ], [Б ], [М ]. Порой, под верхней губой бывает слишком короткая уздечка , соединяющая губу с верхней челюстью. Она-то и не дает губе опуститься на нужную высоту. Устраняется дефект в кабинете хирурга-стоматолога. Произвести эту несложную операцию необходимо ещё и потому, что короткая и массивная уздечка под верхней губой приводит к образованию щели между верхними резцами. Помимо того, что это не совсем эстетично, подобная аномалия ведет к переднему открытому прикусу и дефектному произнесению ряда свистящих и шипящих звуков. Надо предупредить, что подобная операция проводится ТОЛЬКО ПОСЛЕ СМЕНЫ ЗУБОВ. НА СТАДИИ МОЛОЧНОГО ПРИКУСА ДЕЛАТЬ ЕЁ НЕЛЬЗЯ!!!

Ещё две неприятности, которые если и не фатально действуют на произношение, то, по крайней мере, существенно его ухудшают и ограничивают подвижность губ. Это трещинки на губах и в уголках рта, а также герпес. Если подобные неприятности преследуют ребенка с завидным постоянством, он привыкает говорить, минимально двигая губами. Ведь любое активное движение вызывает боль и существенный дискомфорт! Скованная артикуляция ведет к «смазанному» звукопроизношения, значительно ухудшает разборчивость речи и становится привычной. Впоследствии, «неряшливое» произношение послужит благодатной почвой для дисграфии (нарушения письма).

Подвижность губ увеличивается с помощью массажа и артикуляционных упражнений. Массаж лучше доверить специалистам, а вот упражнения можно проводить и дома. Естественно, перед этим надо решить все проблемы с герпесом и трещинками на губах. Ещё несколько советов в дополнение к вышеперечисленным:

1. Не берите для работы с ребенком сразу все упражнения. Начните с одного-двух. Когда они будут хорошо получаться, осваивайте следующие, но не забывайте повторять предыдущие.

2. Перед началом домашних самостоятельных занятий желательно все же проконсультироваться с логопедом.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ.

1.«Улыбка»: губы естественно улыбаются, зубы, сжаты «заборчиком», передние зубы хорошо видны. Удерживать в таком положении не менее 10 секунд.

2. «Трубочка»: зубы плотно сжаты; вытянуть губы вперед трубочкой и удерживать в таком положении не менее10 секунд.

3 .Чередовать упражнения «Улыбка» - «Трубочка» под счет «раз-два» не менее 10-15 раз.

4. «Воронка »: зубы разомкнуты, на счет «раз» губы вытянуть вперед «трубочкой», на счет «два» втянуть губы внутрь рта, подвернув их за зубы. Сделать не менее 10 повторов.

5.«Литавры»: губы слегка завернуты за зубы внутрь рта. Пошлепать ими одна о другую, издавая при этом характерный похлопывающий звук. Проделать это не менее 10раз.

6. «Пофыркивающая лошадка »: губы расслабить, фыркнуть ими, как это делает лошадка. Проделать не менее 10 раз.

7. «Засов»: зубы сжаты, нижняя губа двигается из стороны в сторону.

8. «Прятки»: а) «спрятать» нижнюю губу за верхние передние зубы, при этом видна только верхняя губа, она словно нависает над подбородком. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд;

б) «спрятать» верхнюю губу за нижние передние зубы, видна только нижняя губа, она тянется вверх к носу. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд;

в) чередовать варианты а) - б) под счет «раз-два» не менее 10 раз;

г) «спрятать» верхнюю и нижнююгубы, втянув их в рот и слегка сжав передними зубами. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.

7. Нарушения в строении языка и дислалия.

Осталось поговорить о языке и нёбе . Нарушения в строении языка многообразны: слишком большой, массивный (макроглоссия), крохотный (микроглоссия), рыхлый, желеобразный и проч. Наиболее часто встречается укороченная подъязычная уздечка. К сожалению, бытует мнение, что её можно растянуть с помощью упражнений. Это заблуждение. При стойких нарушениях звуков Л, Р, Ш, Ж, Ч (и, если подъязычная связка явно укорочена), выход один – хирургическое вмешательство. Выбор, конечно, за родителями. Им решать: оставлять всё как есть, и обрекать ребенка всю жизнь картавить и страдать от дислалии, или раз и навсегда решить эту проблему. Но помните, одним вмешательством хирурга здесь не обойтись, после операции необходимо заниматься реабилитацией и постановкой звуков с логопедом. Домашними способами здесь уже не обойтись. Понадобится специальный массаж и артикуляционные упражнения. Но ваши усилия будут вознаграждены: у ребенка появится, наконец, чистая речь.

8. Аномалии в строении неба - одна из причин дислалии

Нёбо может быть различной формы: плоское, щелеобразное, «готическое». И то, и другое, и третье может привести к дефектному произношению шипящих ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]), звуков [Р], [РЬ], [Л], [ЛЬ]. Язычку непросто пристроиться и принять нужную форму на одном из таких «плацдармов»! Но не всё так плохо. Логопеды знают множество способов справиться с этими трудностями. Правда, форму нёба изменить не удастся, зато язычок может приспособиться к любым неудобствам! Несколько занятий, и вы получите ценные рекомендации и советы. А вскоре у малыша появятся и долгожданные звуки.

Надо сказать, что аномалии в строении языка и нёба дают наибольший процент дефектов звукопроизношения. Не поленитесь заглянуть в ротик своего малыша как можно раньше, сходите на консультацию к хирургу-стоматологу, логопеду. Лучше перестраховаться, чем дарить крохе «букет дислалии»!

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

Василюк Лиза (5 лет)

Дефект: дизартрия (стертая форма)

Тема: Звук [л] (отсутствие звука)

Этап: постановка звука [л]

Цели:

    Развивать общую и мелкую моторику.

    Развивать мимическую мускулатуру.

    Формировать плавный выдох, направленную воздушную струю.

    Развивать фонематический слух, формировать навыки звукового анализа и синтеза.

    Формировать правильное положение органов артикуляции для произнесения звука [л];

    Закрепление изолированного произношения звука [л]; учить выделять звук [л] в словах.

    Упражнять в определении наличия звука в слогах.

    Развивать память, внимание, графо-моторные навыки.

Оборудование: зеркало, артикуляционный профиль звука [л], картинки для артикуляционной гимнастики, материал для отработки воздушной струи, кукла, предметные картинки со звуком [л], цветные карандаши, лист белой бумаги.

Ход занятия:

    Организационный момент

    Здравствуй Лиза. Я рада тебя видеть. Я сегодня получила письмо, нас приглашает в гости кукла Алла, но чтобы идти в гости, нам нужно подготовиться и выполнить разные упражнения.

    Ты согласна? Отлично, тогда за дело!

    Развитие общей моторики

Игра «Угадай движение».

    Я покажу тебе движения, чем могут заниматься дома взрослые и дети (вытирать пыль, работать пылесосом, варить обед, мыть пол, рисовать, мыть окно, читать книгу, поливать цветы), а ты угадывай движение и повторяй его.

    Пальчиковая гимнастика

«Вышел дождик погулять».

    Раз, два, три, четыре, пять!
    Вышел дождик погулять,
    Шел неспешно, по привычке,
    А куда ему спешить?
    Вдруг читает на табличке:
    «По газонам не ходить!»
    Дождь вздохнул тихонько:
    «Ох!» И ушел… Газон засох!

(Ритмичные удары по столу пальчиками обеих рук, начиная с мизинца, поочередно. Беспорядочные удары пальчиками обеих рук по столу. «Шагаем» средним и указательным пальчиками по столу. Ритмично ударяем то ладонями, то кулаком по столу. Частые и ритмичные удары в ладоши. Один хлопок. Ритмичные хлопки по столу).

    Самомассаж лица по показу логопеда

«Снова туча прилетела!».

    Выполняй вместе со мной движения:

    Струйкой дождик побежал
    На лоб, на нос, на щечки,
    Капал долго и играл:
    На щечках капли-точки

(Разглаживаем лоб от середины к вискам. Гладим лоб, нос сверху вниз и по щекам.
Пощипываем щеки, верхнюю и нижнюю губу. Проделать 2 раза).

    Формирование плавной, направленной воздушной струи

«Прогоним тучу!»

    Грустно, когда дождь идет, давай представим, что это тучка и прогоним ее. Давай будем сдувать с ладошки вот эту «ватную тучку» (сдуваем плавным выдохом с раскрытой ладони вату).

    Развитие мимических мышц

«Любуемся собой» (по показу логопеда)

    Тучу мы прогнали, настроение стало хорошее, давай полюбуемся собой:

    Возмутились!

    Нахмурились!

    Удивились!

    Обрадовались!

    Развитие артикуляционной моторики.

    Мы полюбовались собой, настроение поднялось. Давай поиграем щеками: надуваем щеки одновременно и поочередно; разминаем губы: делаем «Улыбочку», «Заборчик» поочередно.

    Лиза, теперь давай посмотрим, какой у нас стал веселый язычок, он умеет играть!

Упражнение «Лопаточка».

Язык лопаткой положи
И спокойно подержи!

Упражнение «Непослушный язычок».

Мы накажем язычок -
Пошлепаем его, дружок.

Упражнение «Иголочка».

Язык в иголку превращаю,
Напрягаю и сужаю.

Упражнение «Маляр».

Я маляр, я крашу крыши,
Выше всех я, выше-выше!

Упражнение «Парус».

Парус наверх! Лодка плывет,
И на прогулку ребяток зовет.

    Разложение правильного артикуляционного уклада для произношения звука [л]:

    Сегодня нас с тобой к себе в гости пригласила кукла Алла. Она живет в сказочном домике, но чтобы до нее добраться, нам нужно плыть на пароходе, а ты знаешь как гудит пароход?

    Вот послушай «л-л-л».

    Когда мы произносим звук [л] наши губы улыбаются, зубы сближены «заборчиком», кончик язычка поднят за верхние зубки, воздушная струя проходит по боковым краям языка, голос звенит.

    А теперь ты попробуй погудеть как пароход, произнеси звук [л].

    Работа над развитием фонематических процессов

    Ну, вот мы и добрались до сказочного домика куклы Аллы.

Игра «Что есть в доме у Аллы».

    Сейчас я буду показывать картинки, и называть их, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук [л], хлопай в ладоши: стол, лопата, конфета, полка, ложка, кошка, лампа.

    Давай оставим только те картинки, в которых есть звук [л] и уберем лишние картинки, в которых нет звука [л] (ребенок самостоятельно выполняет).

    Закрепление изолированного произношения звука [л]

    Давай улыбнемся, ещё раз сделаем упражнение «Заборчик», кончик языка поднимем за верхние зубки, и пропустим воздушную струю по боковым краям языка. Что же получилось? (ребёнок выполняет действия и произносит звук [л].) Повтори её ещё раз. Молодец! Ты научилась произносить звук [л].

    Давай покажем, как гудит пароход: л-л-л.

    Домашнее задание

    Развитие внимания и памяти. Формирование графических навыков

    А сейчас будь внимательна, я убираю все картинки, а ты припомни как можно больше картинок, которые ты видела и назови их (ребенок называет ). А сейчас нарисуй ту, которая больше всех тебе понравилась.

    Итог занятия

    Лиза, какой звук мы с тобой сегодня учились произносить. Давай вспомним, как мы его произносили.

    Сегодня на занятии мы были в гостях у куклы Аллы, играли в разные игры, ты училась слушать и правильно произносить звук [л] и показала Алле, как хорошо это у тебя получается! Молодец!

    Мы с куклой Аллой приготовили тебе сюрприз – цветочек, давай прикрепим его тебе на кабинку.

Конспект коррекционного занятия при дислалии звука [ш]

Цель: Подготовка речевого аппарата к постановке звука [ш]

Задачи:

    Уточнение фонетической характеристики звука [ш].

    Уточнение артикуляционного уклада звука [ш]

    Выработка артикуляционного уклада звука [ш].

    Вызывание звука [ш].

Организационный момент.

Логопед. Посмотри, к нам сегодня в гости из леса прискакал зайчишка-трусишка.

ПОЙМАЙ ЗВУК

Зайчишка-трусишка хочет с тобой поиграть он будет тебе говорить слова если ты услышишь звук [ш] нужно подпрыгнуть хлопнуть в ладоши.

шапка, шуба, шина, шов, мышата, мешок, сова, зонт, лиса, лес, коза, кашка, ушко, мышка, ваш, башня, мушка, пышка

Зайчишка принес с собой картинки. Давай их посмотрим и назовем.

Ребенок произносит слова по картинкам, в названии которых есть звук [ш]

(шапка, шуба, шина, машина, бабушка, дедушка, подушка, мыши, камыши)

Артикуляционная гимнастика.

Чтобы правильно и красиво произносить этот звук, давай выполним гимнастику для языка, а зайчишка будет наблюдать за нами.

Лягушка-хоботок"

Свои губы прямо к ушкам
Растяну я как лягушка,
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.

"Лопаточка"

Язык лопаткой положи
И под счет его держи,
Раз, два, три, четыре, пять.
Язык надо расслаблять.

"Чашечка"

Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

"Фокус"

Давай зайчишке покажем фокус

1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

"Накажем непослушный язычок". Положить язык на нижнюю губу и "пошлёпать" его губами (пя-пя-пя) на одном выдохе несколько раз. Повторить упражнение 5-7 раз.

Грибочек, грибок,

Масляный бок,

Серебряная ножка,

Прыгай в лукошко!

(Упр. «Грибок»)

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

(Упр. «Лошадка»)

Давай подуем теплым воздухом на ладони, погреем их.

Произносим ш-ш-ш на одном дыхании.

Артикуляция и характеристика звука [ш].

В каком положении находятся губы, когда мы произносим звук [ш]? (губы округлены и выдвинуты вперед).

Где находится язычок? (Широкий язык поднят вверх, боковые края язык прижимаются к верхним зубам).

Воздух встречает преграду? (Да)

Подведение итогов занятия.

Какой звук мы сегодня чаще других произносили? ([ш]).

Кто был у нас сегодня в гостях? ("Зайчишка-трусишка")

Яна Пылаева
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения ребенка 6 лет с дислалией.

Тема : 1. Лексическая тема «Одежда»

2. Автоматизация звука [Л]

Цель : Автоматизировать звук [Л] в слогах , в словах;

Образовательные задачи :

Закрепление умений делить слова на слоги;

Закрепление понятия : «звук » , «слог» , «слово» .

Совершенствование артикуляции и правильное произношение звука [Л] ;

Совершенствование умения выделять звук [Л] из ряда звуков , слогов ;

Формирование умения образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;

Закрепление умения определять наличие звука [л] в словах ;

Закрепление умения классифицировать предметы по лексической теме «Одежда» ;

Активизация словаря воспитанников по лексической теме «Одежда» ;

Формирование умения образовывать качественные прилагательные посредством развития навыков словообразования и словоизменения;

Совершенствование навыка по акустическим признакам;

Коррекционные задачи :

развитие фонематического восприятия

развитие слухового внимания, логического мышления, зрительного восприятия, общую и мелкую моторику (шнуровка) ;

Воспитательные задачи :

Воспитание умения слышать учителя-логопеда ;

Воспитание интереса и настойчивости к выполнению задания;

Воспитание навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии .

Здоровье сберегающие технологии : физминутка «На прогулке!» ; пальчиковая гимнастика «Одежда» .

Оборудования : кукла Лада, картинки с изображением одежды, лошадка, зеркало, медаль, шерстяная нитка.

Организационный момент

Логопед : Здравствуйте, я очень рада видеть тебя! Проходите, садитесь за стол. Какое сегодня замечательное утро! Давай улыбнемся друг другу! Сегодня к нам в гости пришла кукла Лада, она будет заниматься вместе с нами. И она для нас приготовила много интересных, занимательных игр. Сегодня мы с тобой продолжим работу со звуком [Л] . Будем стараться произносить его правильно и красиво.

Основная часть

Артикуляционная гимнастика перед зеркалом.

Логопед : Кукла Лада приглашает, нас отправиться в «путешествие игры» . Однако к путешествию нужно как следует подготовиться, свои губки укрепить (упражнение «Трубочка» ). Давай напечем блинов, чтобы было чем подкрепиться (упражнение «Блинчик» ). К блинам возьмем с собой вкусное варенье (упражнение «Вкусное варенье» , после еды нам нужно почистить зубки (упражнение «Почистим верхние зубки» ). Перед выходом в «путешествие игры» давай проверим, как перенесем качку (упражнение «Качели» ). Качка нам не страшна! С песенкой индюка нам будет путешествовать веселее бл-бл-бл («упражнение «Индюшата» ). Песенку мы с тобой спели. Отправимся в путешествие, а поможет нам (показ игрушки лошадки, поскакали вместе цок-цок (упражнение «Лошадка» ). Чтоб отправиться в путешествие нам нужно надеть одежду. А зачем люди надевают одежду? (ответ ребенка ) . Ветер подул нам в лицо (имитация движений, (упражнение «Парус» ).

Логопед (Кукла) : Какой 1-й звук в имени девочки Лада? (Звук [Л] ) . Давайте вместе произнесем : ЛЛЛЛ

Какой это звук ? (Согласный, твёрдый)

Сегодня мы с тобой будем тренироваться произносить этот звук правильно в слогах , словах.

Логопед (Кукла) : Сейчас поиграем в игру «Попугайчики» . Я буду называть слоги, а ты будешь повторять за мной

Ла – ло - лу

Лу – ло - ла

Лы – ло - лу

Ло – лы - лу

Ал – ол - ул

Ыл – ол - ал

Логопед (кукла) : на столе лежат картинки. Что на них изображено? (Платье, платок, колготки, футболка, чулки, плавки, блузка, плащ) . Как можно, одним словом назвать все перечисленные предметы? (Одежда) .

Куколка Лада потеряла звук [л] , давай поможем ей его найти, когда услышишь звук [Л] , хлопни ладошками (з, м, л, ма, ли, лу, плащ, мяч, пальто, платок) .

Упражнение «Прохлопай слова»

Давай вспомним, как можно разделить слова на части.

Правильно, можно их прохлопать. Давай разделим слова на слоги :

(Колготки, перчатки, рубашка) .

Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Раз, два, три, четыре, пять – Последовательно соединяют пальцы

Будем вещи мы стирать : одной руки с пальцами другой руки.

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем. Кулачки имитируют стирку.

Логопед (кукла) : А сейчас поиграем в игру «Назови ласково» . Я показываю картинку одежды, а ты называешь одежду ласково.

Платье-платьице

Платок-…

Колготки-…

Футболка-…

Физкультминутка «На прогулку!» (Выполнение движений согласно тексту)

Мы снимаем тапки, надеваем шапки,

Кофточки, штанишки,

Шарфики, пальтишки.

Обуваем ножки и бежим по дорожке!

Игра «Продолжи фразу»

АЛ-АЛ. мячик наш. упал.

OЛ-OЛ. мы забили. гол.

УЛ-УЛ. вечерок. подул.

ЫЛ-ЫЛ, я тетрадь. забыл.

ОЛ-ЭЛ, суп мне. надоел.

УЛ-УЛ. мы сломали. стул.

Игра «Вставь букву» .

Куколка Лада нам принесла интересную коробочку с задачей. Но, пока шла, то потеряла буквы. Поможем ей исправить все ошибки - вставить потерянные буквы.

Карточки со словами : _ОСИНЫ, П_АТЬЕ, ФУТБО_КА.

Логопед (Кукла) : А ты знаешь, что одежду шьют из разных тканей. Например, одежду из кожи называют (кожаной, из шерсти – (шерстяной) . А как называют одежду, сделанную из шелка? (Шелковой, а из хлопка (хлопковой) .

Куколка Лада предлагает тебе вспомнить и нарисовать из шерстяной ниточки букву Л, звук [Л] .

Подведение итогов

Логопед (Кукла) : Кукле Ладе очень нравится путешествовать по стране игр, но наше путешествие подошло к концу. Какой звук помогал нам путешествовать? Молодец! С каким звуком мы сегодня играли ? Придумай слово, чтобы в нем был звук [Л] ?

Рефлексия

Какие игры тебе понравились больше? С чем были затруднения? За увлекательное путешествие в «страну игр» Кукла Лада, хочет тебя поблагодарить и подарить медальку.

Публикации по теме:

Интегрированное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения у ребенка старшего дошкольного возраста Интегрированное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения для ребенка старшего дошкольного возраста с ОНР, имеющего.

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения Тема: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях. Цель: автоматизировать звук [ш] в слогах, словах и предложениях Образовательная.

Конспект индивидуального занятия для ребенка 4–5 лет с выраженной задержкой психического развития «Зима» Цель: развивать психические процессы. Задачи: - развивать мышление, память, внимание и восприятие; - закрепить представление о «Зиме» (признаках);.

Тема: Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки М. Гаршина «Лягушка – путешественница») Задачи: 1.

Цель: расширить представление о признаках зимы; развивать психические процессы. Задачи: - развивать мышление, память, внимание, зрительное.

Конспект логопедического индивидуального занятия для детей 5–6 лет «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах» Тема: «Космос» Цель: Формирование правильного произношения звука [ш] в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: формировать представления.

Конспект логопедического занятия по формированию звукопроизношения в подготовительной группе «Звуки [ Х] и [Х’]» Тема: Звуки Х и Хь. Цель: Учить детей правильному, четкому произношению и различению звуков Х и Хь Образовательные задачи: Познакомить.

Конспект логопедического занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе детей ОНР (II-III) Тема: звуки [р]- [р,] Цель: формировать навык дифференциации звуков [р], [р’] на слух и в собственной речи в словах, предложениях. Образовательные.

Конспект логопедического занятия по формированию звукопроизношения «Звук и буква С» (подготовительная группа) Конспект логопедического занятия по формированию звукопроизношения по теме; «Звук и буква С» учителя-логопеда Черненко Т. В. Цели: 1. Формирование.

Самоанализ интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи Самоанализ интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения
Речевое заключение: дислалия, призубный парасигматизмТема: Звук [с]
Этап: подготовительный
Цель: подготовить артикуляционный аппарат для правильного произнесения звука [с]
Задачи
образовательные: проводить упражнения для подвижности органов артикуляционного аппарата, его переключаемости;
коррекционные: развивать артикуляционные навыки для произнесения звука [с];
развивающие: развивать слуховое внимание и фонематический слух; развивать пространственные отношения; развивать мелкую моторику, внимание и память;
воспитывать интерес к занятиям через игровые приемы.
Оборудование: картинки животных, ватка, кубики, наборное полотно, картинки для игр (сумка, ком, дом, лом, бак, рак, мак, лак).
Ход занятия
I. Орг. момент
- Сегодня мы с тобой вспомним и повторим упражнения для язычка, губ Но, прежде чем мы начнём, посмотри внимательно на стол и назови картинки животных, которых ты видишь, вверху (заяц), кто находится внизу (волк, медведь), кто справа (белка), слева от тебя (олень). Скажи, как называются эти животные? (это дикие животные).
- Молодец!
II. Артикуляционная гимнастика
Упражнения на дыхание
«Сдуй ватку с носа».
Логопед подает ватку ребенку. Давай положим ватку на нос и сильно подуем на кончик носа, так чтобы ватка полетела вверх.
«Загнать мяч в ворота»
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.
«Листопад»
- Давай подуем сильно-сильно, чтобы сдуть все листочки со стола.
- Как называется это явление, когда падают листочки с деревьев? (листопад).
- А в какое время года можно наблюдать листопад? (осенью).
Упражнения для переключаемости органов артикуляционного аппарата - А теперь выполним упражнения для нашего язычка
«Маятник»
Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому, то к левому уху.
«Качели»
Улыбнуться, приоткрыть рот, сделать язык широким, касаться поочередно широким языком верхних и нижних резцов.
Упражнения для губ
«Улыбка»
Улыбнулись, зубки не видны.
«Оскал»
Ротик широко растянем, зубки видны.
Упражнения для языка
«Почистим нижние зубки»
- Давай улыбнемся, покажем зубки, приоткроем ротик и кончиком язычка почистим нижние зубки, двигая язычков слева-направо, затем вверх-вниз.
«Горка»
Приоткройте ротик, прижмите края язычка к зубкам. Кончик язычка опустите вниз.
«Желобок»
- Высунем широкий язычок изо рта, его боковые края загни вверх. Давай плавно подуем на кончик язычка.
III. Развитие мелкой моторики
- Давай вспомним, где правая, а где левая рука, повторим название каждого пальчика. Делаем массаж на каждый пальчик сначала на правой руке, а затем на левой:
Этот пальчик самый сильный,
Самый крепкий и большой.
Этот пальчик для того,
чтоб указывать его.
Этот пальчик в серединке,
мы ему погладим спинку.
Этот пальчик безымянный-
легкомысленный он самый.
А мизинчик хоть и мал,
очень ловок и удал.
IV. Развитие фонематического восприятия- сейчас, поиграем в игру «Расставь картинки»».
- Посмотри на наборном полотне стоят картинки.
- ком, дом, лом
- бак, мак, лак, рак
- Я буду тебе называть слова, а ты будешь брать нужную картинку.
- Скажи чем различается первая группа слов? (в первом слове звук [к], [д], [л].
- А теперь проверим твою память и внимание.
- Я уберу одну картинку, а ты назовешь, чего не стало. Логопед убирает картинку с изображением лома или меняет картинки местами.
- Посмотри какой предмет изображен на картинке (сумка).
- Я сейчас буду называть слова, когда я назову предмет, изображенный на картинке, ты поднимешь руку.
- Итак, внимание….. сумка, чумка, думка, шумка, сумка.
V. Домашнее задание
Выполнить артикуляционные упражнения «Почистим нижние зубки», «Горка», «Желобок».
VI. Итог занятия
- Скажи, какие упражнения для губ ты научился делать? Для язычка?

Этап: постановка звука

Задачи
образовательные: научить выполнять артикуляционные упражнения для произношения звука;
коррекционные: закрепить изолированное произношение звука;
развивающие: продолжать работу над развитием фонематических; процессов; воспитывать интерес к занятиям через игровые приемы.
Оборудование: картинки к игре «Четвертый лишний», символы для артикуляционной характеристики звука, картины с зимней тематикой, зеркало.
Ход занятия
Орг. момент
Игра «Четвертый лишний»
У меня в руках картинки:
- чашка, блюдце, тарелка и яблоко (яблоко – фрукт, остальное –посуда);
- медведь, лошадь, кошка и курица (медведь – дикое животное, остальные относятся к домашним животным);
- елка, береза, дуб, лещ (лещ – рыба, остальное относится к деревьям).
- Назови, что ты видишь, и скажи, какая из картинок не относится ко всем остальным, объясни почему?

Логопед загадывает загадки, а ребёнок отгадывает
Ну-ка, кто из вас ответит:Не огонь, а больно жжет,Не фонарь, а ярко светит,И не пекарь, а печет?(Солнце)
Заворчал живой замок,Лег у двери поперек,Две медали на груди,Лучше в дом не заходи!(Собака)
Что за птица: песен не поет, гнезда не вьет, людей и груз везет?(Самолет)
- Назови первый звук в отгадках (звук[с]).
- Как ты думаешь, что мы будем учиться делать на занятии? (учиться правильно произносить звук [с]).Сегодня на занятии мы с тобой научимся правильно произносить звук [c]. Для этого сделаем артикуляционную гимнастику.

«Улыбка»

«Оскал»

«Почистим зубки» (формирование нижнего положения языка).

«Желобок» (формирование воздушной струи)
Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно подуть на кончик язычка.
- Смотри в зеркало, как у тебя получается?


Упражнение «Улыбка». Удерживаем губы в улыбке. Зубы не видны.
Упражнение «Желобок». Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно подуть на кончик язычка.
Упражнение «Горка». Заводим язычок за нижние зубки, упираем язычок в нижние зубки, дуем посередине язычка на его кончик.


Символы на картинках
ГУБЫ…………. в улыбке (картинка- улыбка)






«Как течет водичка»

«Насос»
«Холодный ветерок»
«Сушим белье»
«Проколотый шарик»

Фонематические процессы

С, Д, К,С,Х,Р,Я,О,С, Н
Домашнее задание


Итог



Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения для дошкольника
Речевое заключение: дислалия, шипящий парасигматизмТема: Звук [с]
Этап: автоматизация звука в прямых слогах
Цель: автоматизировать звук [с] в прямых слогах
Задачи
образовательные: научить произносить звук в прямых слогах;
коррекционные: повторить артикуляционную характеристику звука;

Оборудование: зеркало, ленточки разных цветов, картинки – символы, картинка солнышка.
Ход занятия
Орг. момент
Игра «Кто быстрее»
- Смотри, у меня в руке ленточки разных цветов, назови цвет каждой ленточки и предметов, которые соответствуют данному цвету.
Жёлтый – груша, карандаш, лимон…;
красный – яблоко, помидор, вишня…;
зелёный – жаба, кузнечик, огурец, трава… .
Подведение к теме занятия
- Послушай стихотворение и скажи какой звук повторяется чаще других:
Сам горел самовар,
Сам гудел самовар,
Сам шипел самовар,
Сам кипел самовар,
Сам свистел,
Сам сверкал,
Зовется самоваром! (чаще, больше других повторяется звук [с]).
- Вот над этим звуком мы и будем работать сегодня, научимся произносить его в слогах.
- Давай вспомним, как произносится этот звук, я буду тебе задавать вопросы, а ты выбирать картинки – символы и класть на стол.
- Как расположены губы? (картинка – улыбка)
- Зубы? (картинка - зубы приоткрыты)
- Язык? (картинка - стрелочка вниз)
- Струя воздуха? (картинка - снежинка)
- А теперь, глядя на картинки расскажи, как произносится звук [с] (губы в улыбке, зубы приоткрыты, язык упирается в нижние зубы, струя воздуха холодная, проходит посередине язычка).
- Молодец!
- Давай проверим домашнее задание (идет проверка д/з).
III. Артикуляционная гимнастика.
Перед тем как приступить к теме занятия, сделаем зарядку для язычка, губ.
«Улыбка»
Удерживаем губы в улыбке. Зубы не видны.
«Заборчик»

«Почистим зубки» (формирование нижнего положения языка)
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

IV. Автоматизация звука в прямых слогах
- Попробуй повторить за мной слоги (прямые), четко произноси звук [с]
сссссссса сссссссссо сссссссссы сссссссссссу сссссссссссэ - Давай поиграем в игру на внимание, произнеси слог СА столько раз, сколько у меня в руке карандашей (4)
- СО сколько у меня пальцев на одной руке (5)
- СЫ сколько у меня на столе листочков (3)
- СУ сколько раз я хлопну (6)
- СЭ сколько раз я топну (2)
- - Сейчас поиграем в игру, я начинаю слово, а ты его заканчиваешь, слогом СА
Ли..(са), о..(са), кры..(са), ко..(са), колба..(са)
СО
про..(со), коле (со)
СЫ
ве..(сы), ча..(сы), у..(сы).

- Сейчас я буду тебе называть разные слоги, а твое задание услышать слог со звуком [с] и поднять снежинку.

VI. Домашнее задание
Повтори артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Желобок», «Почистим нижние зубки»
Повтори слоги, четко, выделяя голосом звук [с]
Са-са-са, со-со-со, су-су-су, сы-сы-сы, сэ-сэ-сэ.
VII. Итог
- Над каким звуком мы работали сегодня?
- Давай вспомним, как мы его произносим? (ребенок выкладывает символы и рассказывает артикуляционную характеристику звука).
- Ты сегодня был очень внимательный и старательный, я хочу подарить тебе веселое солнышко.
Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения для дошкольника
Речевое заключение: дислалия, шипящий парасигматизмТема: Звуки [с-ш]
Этап: дифференциация в прямых слогах
Цель: дифференцировать звуки [с - ш] в прямых слогах
Задачи
образовательные: учить правильно произносить звуки в слогах;
коррекционные: повторить артикуляционную характеристику звуков; сравнить характеристику звуков и выявить артикуляционные особенности каждого звука;
развивающие: продолжать работу над развитием фонематических процессов; воспитывать интерес к занятиям через игровые приемы.
Оборудование: картинки животных, карточки-символы для артикуляционной характеристики звуков, Степашка
Ход занятия
Орг. момент
Игра «Кто спрятался?» - Перед тобой картинки животных, внимательно их рассмотри и запомни. Сейчас ты отвернешься, а я в это время уберу несколько, твоя задача назвать, какие картинки я убрала.
Подведение к теме занятия
- Мы продолжаем с тобой учиться правильно произносить звуки. А вот какие звуки ты сейчас догадаешься сам.
- Ребята, к нам в гости пришел Степашка, он попал в беду. Зайчик играл в компьютерную игру и заблудился в ней. Чтобы он вернулся к нам, нужно послушать стихи и догадаться, о каких звуках мы будем говорить на занятии. Поможем Степашке?
В словах на «С» повсюду свист, он слышен здесь прекрасно.
Собака, сумки, сахар, лист. Теперь тебе все ясно?
В словах на «Ш» – совсем не то, тут шум сплошной мы слышим.
Шалаш, подушка, решето, шуршим, решаем, пишем.
- Какие звуки мы будем повторять сегодня?
- Правильно [с - ш]. Вот и вернулся к нам Степашка.
III. Сравнительная артикуляционная характеристика звуков
- Давай вспомним, при произнесении звуков [с- ш] в каком положении губы, зубы, язык.
Далее заполняется таблица сравнения звуков с помощью символов
С Ш
Губы картинка – улыбка картинка – круглые губы
Зубы картинка – приоткрыты картинка – сомкнуты
Язык картинка – стрелочка вниз картинка – стрелочка вверх
Воздушная картинка – снежинка картинка – солнце
струя
- Давай еще раз повторим, чем различаются звуки [с-ш], смотри на картинки и рассказывай (губы при произнесении звука [с] в улыбке, при [ш] округлены, зубы при [с] – полуоткрыты, при [ш] сомкнуты, язык при [с] расположен внизу, при [ш] поднимается вверх, воздушная струя при произнесении звука [с] холодная, при [ш] теплая.
- Давайте произнесем звук [с], а теперь звук [ш] и понаблюдаем еще раз, как расположены у нас губы, зубы, язык, произнеси звук и поднеси ладонь ко рту, понаблюдай какая воздушная струя выходит при произнесении каждого.
IV. Дифференциация [с-ш] в прямых слогах
- Сейчас мы с тобой попробуем произносить слоги с этими звуками, повтори за мной, будь внимателен.
Са-ша, со-шо, су-шу, сы-ши, сэ-шэ - А теперь наоборот
Ша-са, шо-со, шу-су, ши-сы, шэ-сэ.
Игра «Договори слово»
- Я буду начинать слово, а ты договори слово, давай попробуем коСА, ноША, проСО, проШУ, оСА, чаСЫ, шалаШИ,
V. Развитие фонематических процессов
- Я буду называть разные слоги, а ты если услышишь звук [с], показываешь карточку со стрелочкой, изображенной вниз, если звук [ш] – вверх
Ша, сы, са, ши, шу, сы, сэ, шо, шу, су, са, шэ, сэ, сэ, са, ша.
VI. Домашнее задание
Повтори за взрослым:
Са-ша-ша, со-шо-шо, су-шу-шу, сы-ши-сы, сэ-сэ-жэ.
VII. Итог
- Над какими звуками работали?
- Чем они различаются? (ребенок смотрит на таблицу символов-картинок и рассказывает).
- Молодец, ты хорошо поработал!
Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения для дошкольника
Речевое заключение: ринолалияТема: Звук [с]
Этап: послеоперационный, автоматизация звука в прямых слогах
Цель: автоматизировать звук в прямых слогах
Задачи
образовательные: научить правильно произносить звук с в прямых слогах;
коррекционные: продолжать работу над активизацией мягкого нёба; формировать правильное звукопроизношение без «назального» оттенка; развивать артикуляционные навыки для произнесения звука [с];
развивающие: развивать слуховое внимание и фонематический слух; развивать лексико-грамматическую сторону речи;
Оборудование: стакан с водой, игрушка кукла, рыбка, картинки-символы, картинки, в названии которых есть звук [с], мяч.
Ход занятия
Орг. момент
- Давай посмотрим друг на друга и улыбнёмся, поделимся хорошим настроением, оно поможет нам сегодня справляться со всеми заданиями на занятии.
Массаж (самомассаж) мягкого неба
- Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется «Красим крышу». Представь, что чупа-чупс - это валик, а нёбо - это потолок, ты должен покрасить свой потолок.
- Погладь пальчиком небо вперед-назад.
III. Гимнастика для мягкого неба
- Возьми стакан с водой, выпей ее маленькими глоточками.
- А теперь прополощи горлышко водичкой, бери в рот немного воды.
- Произнеси гласные звуки: «а», «у», «о», «э», «и», «ы» энергично.
Дыхательные упражнения
А) выработка диафрагмального дыхания
- Сейчас мы с тобой поиграем в волшебников и оживим игрушки.
Ребёнку, находящемуся в положении лёжа, кладут на живот в области диафрагмы игрушку.
Качаю рыбку на волне,
То вверх (вдох), то вниз (выдох) плывёт по мне.
Качели – вверх, качели – вниз.
Крепче, куколка, держись!
Б) дифференциация ротового и носового дыхания
Игра «Проветриваем пещеру»
Наш язычок живёт в пещере. Как и любое помещение, её необходимо часто проветривать, ведь воздух для дыхания должен быть чистым! Давай проветрим пещеру…..
-вдохнуть воздух носом и медленно выдохнуть через широко открытый рот (и так не менее 5 раз);
-вдох ртом и медленный выдох через открытый рот (не менее 5 раз);
-вдох и выдох носом (не менее 5 раз);
-вдох носом, выдох ртом (не менее 5 раз).
Артикуляционная гимнастика
Чтобы научиться хорошо произносить звуки, надо делать зарядку.
Упражнения для губ
Поочерёдно складывать губы в трубочку и растягивать в улыбку
«Причёсывать» верхними зубами нижнюю губу
«Причёсывать» нижними зубами верхнюю губу
Втягивать обе губы в рот
Вытягивать губы вперёд «хоботком»
Упражнения для языка





Упражнения для выработки сильной, направленной воздушной струи
«Вьюга» (логопед привязывает на ниточки кусочки ватки, свободные кончики ниток закрепляет на своих пальцах, таким образом, получается пять ниточек с ватными шариками на концах. Рука держится на уровне лица ребёнка на расстоянии 20 – 30 сантиметров)
- Давай попробуем сдуть ватные шарики, чтобы они кружились и отклонялись.
- Следующая игра «Ветер» (вместо ниточек с ваткой используется лист бумаги, нарезанный снизу бахромой).
- Давай подуем на бахрому, вспомни как дует сильный ветер, покажи.
Голосовые упражнения
А теперь давай поиграем в оркестр, я буду дирижёром, а ты – оркестром. Я взмахну палочкой, а ты должен будешь произнести звуки [ а, о, у, э] сначала без голоса. Потом я взмахну палочкой, а ты на выдохе произнесёшь [а], [аа], [ааа], [о], [оо], [ооо].
Договорились?
Специфические артикуляционные упражнения
Артикуляционная гимнастика.
«Улыбка»
Удерживаем губы в улыбке. Зубы не видны.
«Оскал»
Рот широко растянут. Зубы видны.
«Заборчик»
Губы растянуты в улыбке, зубы обнажены и сомкнуты.
«Почистим зубки» (формирование зазубного положения)
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
«Трубочка» (формирование воздушной струи)
Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку.
Подведение к теме
Логопед загадывает загадку, а ребёнок отгадывает
Что это?
Голубой аэропланчикСел на белый одуванчик.(Стрекоза)
На какой звук начинается отгадка? Как ты думаешь, чем мы сегодня будем заниматься?
- Давай вспомним, как произносится этот звук…Как расположены губы? (в улыбке), зубы? (приоткрыты), язык? (упирается в нижние зубы), воздушная струя? (холодная).
- Давай произнесем этот звук…., следи за губами, зубами и язычком.
насос).
Автоматизация звука в прямых слогах
Попробуй повторить за мной слоги (прямые)
са со сы су сэ - Сейчас поиграем в игру, я начинаю слово, а ты его заканчиваешь, хорошо?
Ли..(са), о..(са), про..(со), кры..(са), ко..(са), колба..(са), ве..(сы), ча..(сы), у..(сы).
Развитие фонематического восприятия
- - Сейчас я буду тебе называть разные слоги, а твое задание услышать слог со звуком [с] и хлопнуть в ладоши.
Са, зу, со, ба, лу, гы, жэ, су, мы, сы, зэ, сэ, та, ро, со, сы.
- Перед тобой картинки, выбери те, в названии которых есть звук [с]
Сок, мост, лес, замок, нос, дом.
Изменение числа имен существительных
Игра «Один-много»
- Давай поиграем в игру, я тебе кидаю мяч и называю один предмет, ты мне кидаешь и называешь много предметов
Зонт – зонты, мак-маки, дом-дома, этаж-этажи, кит-киты, кот-коты, год-годы, жук-жуки.
Домашнее задание
Выполнить артикуляционные упражнения
«Улыбка», «Оскал», «Заборчик», «Почистим зубки» , «Трубочка»
Повтори
са со сы су сэИтог.
Какой звук мы учились произносить?
Напомните мне, как мы его произносим.
- Ты сегодня хорошо поработал на занятии, молодец!
Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения для дошкольника
Речевое заключение: дизартрия, межзубный сигматизмТема: Звук [с]
Этап: постановка
Цель: сформировать артикуляционный уклад для звука [с]
Задачи:
образовательные: - закрепить изолированное произношение звука; научить выполнять артикуляционные упражнения для произношения звука;
коррекционные: продолжать работу над развитием речевого дыхания; развивать слуховое внимание и фонематический слух;
- продолжать работу над интонационно-просодической стороной речи;
Развивающие: продолжать работу над развитием фонематических процессов; совершенствовать пространственные представления;
.
Оборудование: геометрические фигуры, рисунок детей, картинки-символы, рисунок зима, зеркало.
Ход занятия
Орг. момент
Игра на развитие пространственных представлений
- У тебя на столе лежат разные геометрические фигуры, сейчас мы их будем раскладывать, слушай внимательно и выполняй мои инструкции.
- Положи сначала зеленый кружок, справа от него - желтый треугольник, слева - желтый квадрат, выше - красный треугольник, ниже красный квадрат.
- Сколько и каких фигур ты положил? Чем они похожи и чем отличаются? Каких фигур больше, каких меньше?
Общее расслабление
Массаж лица
Какое сейчас время года? (зима). А какие осадки мы наблюдаем в это время года? (снег). Давай представим, что снежинки падают на лицо, повторяй за мной: кончиками пальцев дотрагивайся до лица; сначала снежок идёт медленно, затем сильнее…
Развитие мимических мышц
Упражнение «Барабан»
Надуй щёчки и постучи кулачками, как на барабане.
Упражнение «Трубочка»
Вытяни губки в трубочку и постучи по ним пальчиком.
Массаж языка
Положить широкую часть языка на нижнюю губу, удерживать часть языка в таком положении несколько секунд
Поочерёдно касаться кончиком языка углов рта
Поднимать язык к верхней губе
Поднять язык к верхней губе и опустить на нижнюю
Касаться кончиком языка верхних зубов.
Работа над развитием дыхания и голоса
- Сейчас мы с тобой поиграем.
Упражнение «Кулачки»
И.п: встать прямо, поднять ладони на уровень лица, локти опустить.
- Сделай короткий, шумный вдох носом и сожми кулачки. Выдохни через рот плавно, кулачки разожми, руки расслабь.
Упражнение «Поясок»
И. п: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу.
- Сделай короткий, шумный вдох носом и с силой толкни кулачки к полу, как будто что-то сбрасываешь. Во время толчка кулачки разожми, пальцы растопырь. Выдохни через рот плавно, вернись в исходное положение.
Упражнение
- Сделай полный вдох, на выдохе произнеси: па, папа, па па па, па па па па.
- Сначала произнеси все слоги одинаково. Теперь попробуй сделать ударение на первом слоге, выдели его голосом, теперь второй, третий.
Упражнения по развитию высоты голоса
- Давай споем песенку звуку [у]: сначала пониженным голосом [у], повышай голос [у], [у], снова понизь голос [у].
у у
у
Артикуляционная гимнастика
Ты делаешь по утрам зарядку? (да), а ты знаешь, что существует другая зарядка для того, чтобы правильно и красиво произносить звуки, это особая зарядка, давай её сделаем.
Упражнения для губ
«Улыбка»
«Оскал
«Заборчик»
Упражнение для формирования зазубного произношения
«Почистим зубки»
Упражнение для формирования воздушной струи
«Трубочка»
Постановка звука (от исходного [и])
- Давай произнесем звук [и], а теперь сильно подуем на кончик язычка.
VII. Закрепление артикуляции звука
- Давай посмотрим, как расположены губы при произнесении этого звука:
Символы на картинках
ГУБЫ…………. в улыбке (картинка - улыбка)
ЗУБЫ……………..немного приоткрыты (картинка - зубки приоткрыты)
ЯЗЫК……………упирается в нижние зубки (картинка – стрелочка вниз)
ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ…………………..холодная (картинка - снежинка) – пробуем поставить ладонь ко рту проверяем, какая струя холодная или теплая.
-Где проходит воздух? (воздух проходит посередине язычка).
- А теперь я буду показывать картинки, а ты мне рассказывать, как расположены губы, зубы и т. д.
VIII. Закрепление изолированного произношения звука
«Как течет водичка»
Ваня пошел в ванну мыть руки после прогулки. Повернул кран, и вода полилась очень быстро и шумно: (громко) и брызги летели в разные стороны. Ваня убавил воду, повернув кран, и водичка полилась медленно тонкой струйкой и стала петь так: [с-с-с-с-с-с] (тихо).
Ваня, вымыл руки с мылом и выключил кран. Как пела водичка, когда текла быстро из крана, а как медленно?
«Насос»
Ваня поехал на велосипеде и вдруг «бах-бах» проколол колесо гвоздем. Он слез с велосипеда, заклеил колесо, взял насос и начал накачивать шину [с-с, с-с-с, с-с-с]. Давай поможем мальчику накачать шину (ребенок произносит звук с-с-с и одновременно делает движения руками, как будто он качает насос).
«Холодный ветерок»
Зима. На полях, лугах, крышах домов лежит снег (демонстрация картин с зимней тематикой). Зимой дует холодный ветер вот так: [с-с-с-с] и сдувает снежинки с деревьев, домов и т.п.
«Сушим белье»
Взрослый держит в руках натянутую веревку, ребенок вешает на нее носовой платок (или любой кусочек легкой материи) и крепит его прищепками к веревкам. На команду «Подул сильный ветер» ребенок начинает дуть на платок с-с-с-с-с (как в упражнении «Холодный ветерок»). По команде ветер стих, ребенок перестает произносить звук [С]. Повторяете это упражнение несколько раз, с разной силой и громкостью произношения звука [С]. Сильный ветер подул - ребенок громко и с силой выдувает воздух и произносит [C], тихий ветер - ребенок тихо произносить звук [C].
«Проколотый шарик»
Давай вспомним, как выходит воздух из шарика, который прокололи? с-с-с-с-с-с-с-с-с-с
Фонематические процессы
Выделение звука на фоне других звуков
Я буду произносить звуки, а ты подними флажок, когда услышишь «песенку водички»
С, Д, К,С,Х,Р,Я,О,С, Н
В,С,Т,Ц,С,Х,Т,С,З,Ж,С,Ш,В,С,Щ
Домашнее задание
Выполни артикуляционные упражнения «Улыбка», «Желобок», «Горка».
Пропой дома песенку водички тихо-громко, медленно – тихо.
X. Итог
- Какой звук мы учились с тобой говорить?
- Давай вспомним, как произносится этот звук. Как расположены губы? Зубы? Язык? Какая струя воздуха? Где проходит воздух?
- Ты сегодня очень хорошо поработал, молодец!
Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения для обучающегося 1 класса
Речевое заключение: дислалия, параротацизм на [л]
Тема: Звук [р] и буква Р
Этап: постановка звука
Цель: сформировать артикуляционный уклад для звука [р]
Задачи:
образовательные: научить выполнять артикуляционные упражнения для произношения звука; учить соотносить звук с буквой;
коррекционные: закрепить изолированное произношение звука;
развивающие: продолжать работу над развитием фонематических процессов; развивать мелкую моторику;
Оборудование: зеркало, картинки-символы, пропись, буква Р, шнурок, палочки, ватка, картинка тигренка, дорожка, пуговицы.
Ход занятия
Орг. момент
- Я предлагаю наше занятие начать игрой.
- Перед вами столбик слов (понятий), а рядом с каждым из них, в скобках, пять слов. Из этих пяти слов ты должен выбрать только два слова, которые подходят к нашему слову больше всего и объяснить свой выбор.
Сад – (деревья, садовник, собака, забор, земля).
В саду растут деревья, а садовник ухаживает за садом
Мышь – (спина, кошка, глаза, сыр, мышеловка).
Мышка больше всего любит сыр и боится мышеловку (как вариант может быть слово кошка, вместо представленных)
Подведение к теме занятия
- Сейчас ты попробуешь определить тему нашего занятия
Логопед показывает картинки: рак, рука, рога, рот, роза
- Посмотри на картинки и назови первый звук в каждом слове ([р]).
- Как ты думаешь, что мы будем учиться делать на занятии? (учиться правильно произносить звук [р]).
Сегодня на занятии мы с тобой научимся правильно произносить звук [р]. Для этого сделаем артикуляционную гимнастику.
III. Артикуляционная гимнастика
«Желобок», «Трубочка» (упражнения для укрепления боковых краев языка)
«Почистим верхние зубки» (упражнения для формирования верхнего подъема языка)
«Парус» (упражнение для растяжения подъязычной связки, умения расслаблять мышцы языка в приподнятом положении)
«Фокус» (упражнение для выработки сильной направленной воздушной струи).
- Смотри в зеркало, как у тебя получается?
IV. Постановка звука (3 подхода)
Способ разложение артикуляции:
Упражнение «Лопаточка».
Широкий расслабленный язык положи на нижнюю губу.
Заведи широкий распластанный язычок за верхние передние зубы. Упражнение «Парус». Подуй с силой на кончик язычка.
V. Закрепление артикуляционного уклада звука
- Давай расскажем вместе, как расположены губы при произнесении этого звука:
Символы на картинках
ГУБЫ…………. в полуулыбке (картинка- полуулыбка)
ЗУБЫ…………….. приоткрыты (картинка - зубки приоткрыты)
ЯЗЫК……………упирается в верхние зубки, принимает форму ложечки (картинка – стрелочка вверх)
- А теперь я буду показывать картинки, а ты мне рассказывать, как расположены губы, зубы и т. д.
- Расскажи мне какой звук [р]: гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой, парный или непарный.
Закрепление изолированного произношения звука
«Как рычит тигренок»
- Посмотри к нам в гости пришел тигренок, он с нами еще не знаком и поэтому он начал рычать очень громко: [рррррррр]. Немного погодя, тигренок стал привыкать к нам и стал рычать очень тихо [р-р-р-р-р].
«Заведи моторчик»
- Перед тобой дорожка, сейчас мы с тобой поедем на машине, давай сначала заведем машину, как работает моторчик [рррррррррррр]. Веди пальчиком по дорожке, произнося звук [ррррррррррррр].
Фонематические процессы
Выделение звука на фоне других звуков
Я буду произносить звуки, а ты подними руку, когда услышишь звук [р]
л, р, в, ж, р, ч, т, м, р, н
Соотнесение звука с буквой
- Скажи, а какой буквой обозначается звук [р]? (правильно звук [р] обозначается буквой Р.
- Давай найдем эту букву в алфавите, посмотри внимательно и скажи из каких элементов состоит эта буква? (наклонная линяя и наклонная с закруглением вверху и внизу).
- На какую букву похож второй элемент? (на букву г)
- Давай выложим эту букву из шнурочков, из палочек, из пуговиц.
- А сейчас открой пропись и обведи две буквы, а затем напиши две буквы самостоятельно.
IX. Домашнее задание
Выполни артикуляционные упражнения «Желобок», «Трубочка», «Почистим верхние зубки», «Парус», «Фокус»
Нарисуй дорожку для своей машинки и поиграй, заведи моторчик.
Допиши строчку буквы р
- Какой звук мы учились с тобой говорить?
- Давай вспомним как произносится этот звук. Как расположены губы? Зубы? Язык? Какая струя воздуха? Где проходит воздух?
- Ты сегодня очень хорошо поработал, молодец!
Конспект индивидуального занятия по лексической теме «Животные» для дошкольника
Речевое заключение: ОНР II уровня речевого развития
Тема: Животные. Звук [ш].
Этап: автоматизация звука в словах
Цель: закрепить правильное произношение звука на материале лексической темы: «Животные»
Задачи:
образовательные: автоматизировать звук [ш] в словах;
коррекционные: учить согласовывать существительные с числительным;
учить называть детенышей животных; использовать формы глаголов настоящего и прошедшего времени в речи;
развивающие: развивать мелкую моторику (учить сопровождать речь с движением рук); продолжать работу над развитием связной речи
Оборудование: фланелеграф: животные на магнитах; два листа бумаги; два фломастера; две лягушки (игрушки).
Ход занятия
Орг. момент
- Здравствуй.
II. Подведение к теме занятия
- Сегодня будем продолжать учиться красиво, произносить звук.
- А какой звук мы будем произносить, ты догадаешься сам, посмотри на картинки: шоколад, шишка, шина.
- С какого звука начинаются слова? ([ш]).
- А еще на занятии мы поговорим о наших друзьях, иногда люди их называют «братьями нашими меньшими», как ты думаешь, это кто? (животные).
III. Артикуляционная гимнастика
- Сначала нужно подготовить язык к занятию и выполнить артикуляционные упражнения:
«Лопатка»
«Рупор»
«Чашечка»
«Сдуй бабочку с носа»
IV. Артикуляция звука
- Давай вспомним, как произносится звук [ш] (по ходу ответов логопед выставляет картинки-символы).
- Как расположены губы? (округлены)
- Зубы? (сомкнуты)
- Где находится язычок? (поднимается к верхним зубам)
- Воздушная струя? (теплая)
- Расскажи еще раз все, что ты знаешь о звуке [ш], по картинкам-символам.
V. Согласование имен существительных с числительными
- Посмотри кто сегодня у нас в гостях (показываю картинки – шакала, лягушки, мышки, мишки, мартышки, кошки).
- Произнеси, кого ты видишь, помни, как произносится звук [ш]. Слова произноси четко и правильно.
Игра: «Я - ты - он - мы - вы - они»
- Я буду тебе показывать по одной картинке, а ты добавлять слова, которые я назову, например, я – мишка, ты – мишка, мы – мишки, вы – мишки, они – мишки.
Мышка
Кошка
- А теперь отгадай загадку
Где же вы её найдёте?
Ну конечно же, в болоте!
Зелена, как трава,
Говорит: «КВА, КВА, КВА!»
- Правильно это лягушка.
Посчитай сколько их сидит в болоте?
- А теперь скажи о двух лягушках, начинай ответ словами: Я вижу…..
VI. Словоизменение глагола по временам
- А теперь попробуем составлять предложения о животных, я буду показывать тебе картинки и начинать предложение, а ты продолжай…
В болоте сейчас живут -……….лягушки
В болоте вчера………. жили -……….лягушки
Сегодня мы видим………..мышку
Вчера мы………….видели ………….
Дети покупают …………. .мартышку
Вчера дети………………..покупали ……..мартышку
V. Обогащение активного словаря
- Представь, что это болото в лесу. Посмотри, в лесу у зверей случилась беда. Они растеряли своих детенышей. Помоги детенышам отыскать своих родителей.
Дидактическая игра «Животные и их детеныши»
Лягушка потеряла…………
Мышка потеряла……………..
Кошка потеряла………….
Мишка потерял…………..
VI. Развитие мелкой моторики
- Сейчас мы с тобой друг другу сделаем подарок. Возьмем фломастер и лист бумаги. Повторяй все, что я говорю, и рисуй точно так же как я (правой рукой).
Жили, были два брата. Одного звали Мишка, другого Тимошка. Вырыли они колодец. Обложили соломой, чтобы не замерз. Обнесли его забором. Из-за забора торчали две трубы. Печка есть, топить нечем. Едет Мишка в лес за дровами. Едет, едет, бух в ямку, едет, едет, бух в ямку. Заблудился. Полез вверх на дерево. Смотрит: две трубы видны. Слез с дерева и поехал домой. Здравствуй, Тимошка. Вот тебе кошка.
Развитие фонематического слуха
- Перед тобой звуковые линеечки, я буду называть тебе слова, а ты – определять место звука [ш] в слове и показывать на линеечке.
- Шакал (в начале слова)
Лягушка (в середине слова)
Мышка
Кошка
Мартышка
Домашнее задание
Нарисуй тех животных, которых ты запомнил на занятии.
Повтори слова: шоколад, школа, шишка, шина.
Итог занятия
Расскажи, какой звук мы с тобой учились произносить?
Давай повторим, как он произносится, как расположены губы, зубы, язык, какая воздушная струя?
Какие животные сегодня к нам приходили в гости?
Большое тебе сегодня спасибо, ты молодец!