Проекты из бруса

Тема цветов в поэзии ахматовой. Исследовательский проект на тему: «Цветы в поэзии А.А Ахматовой». Цветы в ранних стихотворениях Ахматовой

Тема цветов в поэзии ахматовой. Исследовательский проект на тему: «Цветы в поэзии А.А Ахматовой». Цветы в ранних стихотворениях Ахматовой

«Златоусой Анной Всея Руси» назвала Ахматову М. Цветаева. И это удивительно точное определение. Послушайте… Слышите чарующую музыку, бесконечную таинственную песнь души? Гениальное пророчество Цветаевой оправдалось: А. Ахматова стала не только поэтическим, но и нравственным знаменем своего века. В её лирике чувствуется «всемирная отзывчивость», любовь к окружающему миру, желание понять законы красоты и гармонии¸ законы добра.

Обращаясь к стихам А.Ахматовой, мы соприкасаемся с миром чарующих звуков и красок, размышляем о вечности, красоте и любви, мы вдыхаем аромат поэтических роз, лилий, сирени, чувствуем живую душу неувядаемого цветка, поэзии А. Ахматовой. Кажется, мы знаем о её жизни и творчестве всё. Но это только кажется. Сколько тайн, ещё связанных с именем Ахматовой, предстоит открыть потомкам! Мне было интересно узнать, как часто поэт обращается в своих стихах к изображению цветов, какие предпочитает, какую смысловую нагрузку выполняют образы цветов, какова символика образа.

Тема исследовательского проекта: семантика цветов в поэтическом мире Анны Ахматовой.

Цели исследовательского проекта:

  • понять, какую смысловую нагрузку выполняют образы цветов в лирике Анны Ахматовой;
  • выяснить, какова символика образов цветов, их метафорическое значение;
  • узнать, какую роль играют образы цветов в раскрытии душевного состояния лирической героини.

Объект исследования: стихотворения Анны Ахматовой и критические статьи, посвящённые жизнь и творчеству поэта.

Предмет исследования: образ цветов в поэтическом мире Анны Ахматовой.

Гипотеза: глубокое понимание идейного звучания стихотворений Анны Ахматовой возможно, если будут исследованы образы цветов

Задачи исследования:

  • понять какова семантика образов цветов
  • понять каково символико-метафорическое значение образов цветов

Методическая основа исследования:

  • Труды….
  • Статьи Г. М. Темненко,Н. Татаринова

Методы исследования

  • Теоретические - изучение литературы по теме исследования
  • Практические - анализ стихотворения Анны Ахматовой

Практическая значимость:

  • При составлении сценария внеклассного мероприятия по творчеству Анны Ахматовой
  • Возможность использовать данный проект на уроках литературы

Цветы в ранних стихотворениях Ахматовой

Мир благоухающих цветов открывается нам в лирике Ахматовой. Именно цветы помогают воссоздать психологическое состояние лирического героя, передают определённую атмосферу настроения, эмоциональность тона. В этих стихотворениях заключена мысль о вечности природы, её живой душе. В ранней лирике Ахматовой «мальчик играет на волынке, девочка свой плетёт венок», когда любовь «у самого сердца колдует» дремлет левкой, душа радуется и ищет счастья, но уже тогда лирический герой предчувствует свою нелёгкую судьбу:

Знаю: гадая, и мне обрывать
Нежный цветок маргаритку…

Однако, роль цветов намного значительнее. Обратимся к стихотворению «Смятение».

Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застит туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.

Кажется, не будь цветка в данном стихотворении - и он потеряет свою остроту, пронзительность, откровенность. Известно, что тюльпан считается символом признания в любви. Красный цвет имеет несколько символических значений: любовь, мощь, борьба, гордость. Деталь - тюльпан в петлице - дополняет гамму чувств стихотворения. Кроме того, он вбирает в себя смысл предыдущих строк, со своими чувствами и эмоциями, внутренней борьбой. Мы замечаем чувство неизбежности, терзающее её («Мне очи застит туман, сливаются вещи и лица»), гнев, страсть(«О, как ты красив, проклятый!»), уязвлённую гордость («И я не могу взлететь, а с детства была крылатой!»), - и всё это отражается в красном тюльпане.

Семантика цветка помогает достичь более глубокого и полного понимания этого стихотворения. Подчёркнутая изысканность цветов остаётся в книге «Чётки»(1914), в «Белой стае»(1917). В стихотворениях этого цикла соседствует изысканность и простые цветы: розы, сирень, фиалки, бессмертник, можжевельник. В «Чётках» чаще всего упоминаются такие цветы, как тюльпан, сирень, гвоздика, мимоза.

Стихотворения 1935 – 1948 годов пестрят названиями цветов и растений: одуванчик, крапива, чертополох, нарцисс, цветущий персик, фиалка, роза, глицинии, шиповник, черемуха, резеда, тюльпан, подснежник, сирень, хризантема. Основой этого периода является «Седьмая книга»

Если учитывать семантику цветов, их символическое значение, можно получить сведения, углубляющие смысл стихотворений: черемуха – отрадное чувство, но через «белый траур» мы видим вечную (белый) трагедию, драму; крапива, чертополох – предостережение; желтый одуванчик – надежда на будущее, стимулирующая к жизни (желтый); сирень – чистая любовь; библейский нарцисс – кротость, нежность.

Из творчества Ахматовой 1949 – 1954 годов почти исчезают цветы, что, как и прежде, связано с ее биографией. В последнем периоде (1955 – 1966) в стихах Анны Андреевны вновь появляются розы, шиповник, вереск, гвоздики, сирень, фиалка. И это не случайно: поэтесса возвращается к прошлому, воспоминания невольно заставляют сравнивать его с настоящим. Так возникает тема вечности:

Я к розам хочу, в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград,

Где статуи помнят меня молодой,

А я их под невскою помню водой.

В душистой тиши между царственных лип

Мне матч корабельных мерещится скрип.

И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,

Любуясь красой своего двойника...

"Цветы" обнаруживают себя в поэтическом мире Анны Ахматовой достаточно явно и уже неоднократно вызывали внимание исследователей. Прежде всего, была отмечена повышенная частотность употребления Ахматовой слова "цветы", а также постоянное упоминание ею цветочных, и не только цветочных, растений. В ранней лирике Ахматовой "цветы" встречаются практически в каждом стихотворении. Это и лилии, и фиалки, и маргаритки, и левкои, и георгины и т.д. Само по себе многоцветие любовной, к тому же женской, поэзии не кажется необычным. Оно может быть осмыслено как дань традиции альбомной лирики XIX века (вспомним "уездной барышни альбом", над которым добродушно подшучивал А. С. Пушкин в "Евгении Онегине"), традиции, учитываемой Ахматовой совершенно серьезно, и не только в 1910-е годы - "Трилистник московский" (1961-1963) открывается стихотворением "Почти в альбом".
Альбомная культура в начале века была живым явлением не только среди гимназисток и воспитанниц женских институтов 5 . В этот период она фактически слилась с культурой элитарной: "Аполлон", "Мир искусства" активно украшались виньетками с элементами цветочно-растительного декора и прочей, традиционной для девичьих альбомов, эмблематикой. Эмблематика не всегда сохраняла закрепленную за нею семантику: "кедр - сила", "кипарис - скорбь", "роза - любовь", "ландыш - возвращение счастья" и т. д.. Ведь традицию не обязательно сознавать - ей важно следовать. В данном контексте статус, которым наделяет автор "Поэмы без героя" героиню, свою современницу 1913 года, - "Институтка, кузина, Джульетта" - говорит о ее приверженности к "тайному языку" любовных, очень часто растительно-цветочных, символов и эмблем.
Влюбленная героиня ранней ахматовской лирики живет в мире цветочных эмблем и ориентируется на их значения. По цветам она гадает "на любовь": "Знаю: гадая, и мне обрывать / Нежный цветок маргаритку". При этом она совершенно "по-институтски" рифмует "маргаритку" с "пыткой", "гвоздики" с "уликами"… Заметим, что рифмы в данном случае не просто банальны (в оценочном, а не терминологическом значении слова), но обусловлены апелляцией к универсальному языку - "языку цветов

Для лирической героини "Четок" "красный тюльпан" в петлице героя тоже "подразумевает горе". Этот цветок сохранит свое трагическое значение в лирике Ахматовой до конца. В двустишии 1959 года он "размножится" и окрасится в черный цвет: "Это были черные тюльпаны, / Это были черные цветы".
О том, что "цветочные аллегории" раскрылись для лирической героини Ахматовой своим горестным смыслом, мы можем судить по стихотворению, под которым стоит дата, указывающая на эпоху в целом - 1910-е годы:

Я не люблю цветы - они напоминают
Мне похороны, свадьбы и балы…

Одна из разновидностей розы - эглантерия - символизирует поэзию.
В позднем творчестве Ахматовой роза действительно будет доминировать, видимо, соединив в себе значения остальных цветов, выступая в своем первородном образе "цветущего шиповника", который является одновременно образом возвращенного к первородству слова: "Шиповник так благоухал, / Что даже превратился в слово…". В момент его "неистового цветения" поэту раскроется значение будущей судьбы: "И встретить я была готова. / Своей судьбы девятый вал". Знак судьбы, раскрывшийся в "цветке-слове", - знак смерти. Ощущение расцвета накануне заката определяло акмеистическое ощущение культуры.
Полемика по поводу слова, бурно развивавшаяся между символистами и акмеистами, велась, кстати, на "языке цветов". Согласно "Тайной Доктрине", "Оккультный закон предписывает молчание при знании некоторых тайных и невидимых вещей, … которые не могут быть выражены "шумною" или гласную речью". Возможность воплотить тайну, не проговаривая ее, открывал "язык цветов".

Приверженность к цветочной символике в поэзии начала ХХ века, как символистской, так и постсимволистской, приобрела характер тенденции. Можно предположить, что здесь сыграли роль "Цветы зла" Ш. Бодлера, под влиянием которых Н. Гумилев создал свои "Романтические цветы.

Практически все цветы, но особенно, конечно, роза, являются традиционными поэтизмами, и в поэзии начала ХХ века значение "цветок" - "поэзия" - "поэт" утвердилось как устойчивое. Поколение поэтов - "цветов зла", романтически влюбленное в "поэзию-розу", уже на этом, метафорическом, уровне было обреченным и трагическим. Оно само это сознавало. Уже старшие символисты объективировали это знание в образе "цветка". А. Пайман так пишет о Д. С. Мережковском: "Все его поколение казалось ему переходным: "Цветы, лишенные корней, / Цветы, опущенные в воду…". Поколению, которому было не суждено достичь "вершины великой весны", Ахматова посвятит "Поэму без героя", метод которой сравнит с "развертыванием цветка (в частности) розы … который дает читателю в какой-то мере, и, конечно, совершенно подсознательное ощущение соавторства, так как, развертывая розу, мы находим под сорванным лепестком совершенно такой же". Заметим, что автору важен эффект, рассчитанный именно на подсознание. Эффект, который может дать знак . При этом ахматовский метод эксплуатирует амбивалентное содержание "цветка" - смерти и жизни: "под сорванным лепестком" - "такой же". В "Прозе" Ахматова назвала свою поэму "могилой под горой цветов", и, очевидно, это не только "князевская" могила, как указано там. Что касается ахматовской лирики акмеистического периода, то обилие цветов в ее поэтическом "букете" открывало еще один путь реализации тенденции к "экономии изобразительных средств" (В. Недоброво). "Цветы" освобождали как автора, так и героиню от необходимости прямого называния переживания, и на этом уровне лирическая структура поэзии Ахматовой сближалась с архаической, так как с древнейших времен "…цветы использовали для выражения чувств, которые по той или иной причине не могли быть высказаны или написаны. <…> Примечательным примером служит "Селам", язык цветов, которым пользовались в турецких гаремах ". Именно "дух" восточного гарема "выдразнил" к жизни "Поэму без героя", которая в конечном итоге предстала перед читателем "вся в цветах, как "Весна" Боттичелли". В Ташкенте закончилась пора "бесцветия" ахматовской лирики 1920-1930-х годов, когда о "предвечных розах" напоминал либо острый запах крапивы ("И крапива запахла как, розы…"), либо лед на ветках ("…кусты ледяных ослепительных роз"). Так называемые "последние розы" Ахматова пометит 1917 годом ("И в тайную дружбу с высоким…"). А дальше - "ни роз, ни архангельских сил". Ташкентская лирика, сформировавшая первый поэтический контекст "Поэмы без героя", вся пронизана благоуханным цветом: "Ташкент зацветает", цветут "поля Кашмира" и т. д. Этот контекст поэтически зафиксирован в "Еще одном лирическом отступлении":

Все небо в рыжих голубях,
Решетки в окнах - дух гарема
Как почка, набухает тема.
Мне не уехать без тебя, -
Беглянка, беженка, поэма.

Но, верно, вспомню на лету,
Как запылал Ташкент в цвету
Весь белым пламенем объят,
Горяч, пахуч, замысловат,
Невероятен…

И яблони, прости их Боже,
Как от венца в любовной дрожи…

О том, что этот "дух" взбудоражил самые глубокие пласты авторского сознания, затронув сферу бессознательного, можно судить по следующему лирическому признанию:

Это рысьи глаза твои, Азия,
Что-то высмотрели во мне,
Что-то выдразнили подспудное
И рожденное тишиной,
И томительное, и трудное,
Как полдневный термезский зной,
Словно вся прапамять в сознание
Раскаленной лавой текла…

Информация, которую содержала в себе эта "раскаленная лава", оформилась в знаках , значение которых героиня Ахматовой, как мы уже знаем, всегда умела считывать. В ташкентской лирике доминируют цветочные знаки. Это не случайно. Ташкент назван Ахматовой "родиной бессмертных роз". Цикл данного периода "Луна в зените" открывается "именем розы", которое стоит рядом с именем поэта: "Этой розы завои…" А. Фет. В качестве эпиграфа здесь - стихотворная строка, таким образом, "цветок - поэт" и "цветок - поэзия" выступают в своей семантической монолитности, задавая циклу сквозной мотив. Этот мотив реализуется последовательно в следующих образах: 1) мак; 2) тополь; 3) библейские нарциссы; 4) гранатовый куст; 5) цветущий персик; благовонные фиалки; 6) цветущая ограда; 7) бессмертные розы. Цикл цветения начинается с "розы" и ею заканчивается, ибо "роза" у Ахматовой всегда "предвечная" и "бессмертная".
Язык цветов в поэзии Ахматовой - язык природы. Именно через природу героиня постигает тайну, содержащуюся в явленных ей знаках: "Арык на местном языке, / Сегодня пущенный лепечет…". И именно это постижение определяет форму воплощения ее собственного слова: "А я дописываю "Нечет" / Опять в предпесенной тоске…". Данной формой является "язык цветов":

До середины мне видна
Моя поэма. В ней прохладно,
Как в доме, где душистый мрак
И окна заперты от зноя
И где пока что нет героя,
Но кровлю кровью залил мак.

Здесь "мак" являет собой не самого героя, но знак его присутствия.
В "Поэме без героя" "цветы" станут знаками живого присутствия в ней слов мертвых


Важно подчеркнуть, что хтоническая семантика растения ("страшный праздник мертвой листвы", "могильная хвоя", "раздавленная хризантема", "подснежник в могильном рву") постепенно перевешивается образами живой весенней растительности. Большую роль здесь играет "сирень". Сначала ее совсем не было, в дальнейшем она только "вяла в кувшинах", но в последних вариантах "сирень" называется трижды. Причем из трех "сиреней" одна мертвая ("кладбищем пахла сирень"), а две живые ("первая ветвь" и "охапка мокрой сирени"). "Влага" здесь содержит семантику "живой воды", выполняющую волшебную функцию оживления . Идею "победы" жизни над смертью ("победившего смерть слова"), которую заключает в себе "растительная" образность, задают уже первые строки поэмы: "кто-то маленький жить собрался, / Зеленел, пушился …". Это - nova vita - жизнь вечная, знаком которой являются "влажные стебли новогодних роз".
Итак, все вышесказанное убеждает нас, что в тексте "Поэмы без героя" и в поздней лирике Ахматовой "цветы" - это знаки присутствия . В данном случае активна формула тождества "цветок - поэт/поэзия - слово". Эта формула исключительно активна и в ближайшем поэме контексте - в цикле "Венок мертвым". В стихотворении, посвященном памяти М. Булгакова, она реализует себя буквально :

Вот это я тебе, взамен могильных роз,
Взамен кадильного куренья…

Смысл данного лирического жеста связан не только с данью памяти об умершем, но и с ритуальным актом воскрешения его в живом слове. Эта же функция возлагается и на "ландышевый клин" в стихотворении памяти Б. Пильняка, на "ветвь бузины" - памяти М. Цветаевой, на "пряные гвоздики" - памяти О. Мандельштама, на "все цветы" - памяти Б. Пастернака. "Цветы" у Ахматовой органично вписываются в логику формы общения с теми, кто "уже за Флегетоном", в ритуал превращения мертвого в живое - тленного цветка в бессмертную розу. О том, что такой ритуал действительно имеет место в ахматовском поэтическом мире, можно судить по стихотворению, выполняющему в цикле "Венок мертвым" роль преамбулы:

De profundis… Мое поколение
Мало меду вкусило.…

Наше было не кончено дело,
Наши были часы сочтены,
До желанного водораздела,
До вершины великой весны,
До неистового цветенья
Оставалось лишь раз вздохнуть…

Подобный акт "взывания (вызывания) из бездны" описан в стихотворении "Памяти друга":

…Когда заря, как зарево, красна,
Вдовою у могилы безымянной.

Хлопочет запоздалая весна.
Она с колен подняться не спешит.… Дохнет на почку и траву погладит
И бабочку с плеча на землю ссадит,
И первый одуванчик распушит.

Здесь действия "весны-вдовы" показаны как ритуальное действо , содержание которого - вдыхание жизни в смерть. Аллитерация "Заря, как Зарево, красна" в этом и подобных случаях (ср.: "Кровлю Кровью залил мак") связана с реализацией функции магического слова . "Почка", "трава", "одуванчик", "бабочка", как "цветы" и "клен" в "Поэме без героя", - это те "отлетевшие темные души" (см. "Так отлетают темные души…"), которым было не суждено закончить свое земное дело, поэтому там они не заслужили не только "света", как Мастер у Булгакова, но и "покоя". Они сами обрекли себя на это, дерзновенно променяв "посмертный покой" на один миг, но самой "неистовой" гармонии:

За одну минуту покоя
Я посмертный отдам покой.

В "Поэме без героя" автор "неистовое цветение" упорядочит, приведя поэтический закон в соответствие с биологическим: первым в тексте, как и полагается, появляется подснежник, затем апрельские фиалки, майские сирени, осенние хризантемы… Только "влажные розы" цветут вечно, ибо вечно Слово, которое они воплощают. Так, в свою очередь, "биологический закон" наполняется духовным содержанием.
Для того, чтобы уж если не понять до конца, то хотя бы почувствовать все "величие замысла", к которому причастна "Поэма без героя", необходимо учесть, что "язык цветов" - не единственный в системе древних невербальных языков. "У древних народов существовали и своеобразные системы символов, такие, например, как язык жестов, язык цветов, язык узлов и т. п. <…> Из языка цветов родилось искусство составления букетов, из языка поз - балет, пантомима…".
"Тайнопись" ахматовской поэмы ("Это тайнопись, криптограмма…"), надо полагать, ориентирована на совокупность древнейших знаковых комплексов. Ахматова, как известно, стремилась превратить поэму в балет, говорила о пантомимности поэмной фактуры и т. д.. "У древних греков существовал еще и язык камней, именно отсюда пошла символика и связанные с ней представления об особых свойствах самоцветов и влиянии их на судьбы людей, которые дошли до наших дней, где гранат является камнем верности, агат - здоровья и долголетия, опал - постоянства, аметист - надежды, правдивости, преданности; бирюза - каприза, рубин - страсти".
Деталь, которую подчеркивает автор "Поэмы" в портрете своей героини, - "ожерелье черных агатов". Не пытаясь гадать, какое именно значение камня здесь предполагается, отметим два следующих, на наш взгляд, весьма характерных момента. Первое: в ташкентской лирике Ахматовой наряду с обилием цветов можно наблюдать и обилие самоцветов: "Из перламутра и агата…", "…и все перламутром и яшмой горит…", "…месяц алмазной фелукой…" и т. д. Второе: первоначально строка "В ожерелье черных агатов" существовала в тексте "Поэмы" в следующих вариантах: "С незабвенным цветком граната", "В ожерелье черных гранатов". Существенным представляется не столько выбор автора между "агатом" (долголетием?) и "гранатом" (верностью?), но сама связь "цветка" и "камня".
В древних мифах и легендах зафиксирована связь цветов и самоцветов: "…сложно сказать, что является первоосновой. Известно лишь, что камень гранат назван за сходство по цвету и форме с зернами граната … маргаритка в буквальном переводе с латинского "жемчужина", родонит в переводе с греческого "роза".
Учитывая эту изначальную связь, можно сделать вывод, что семантика "цветок-слово" не вступает в противоречие с семантикой "слово-камень", но если вторая эксплицирована в декларациях акмеистов (О. Мандельштам "Утро акмеизма"), то вторая реализуется имплицитно, скрыто, но, тем не менее, реализуется: "…прекрасная дама Теология останется на своем престоле, - пишет Гумилев в статье "Наследие символизма и акмеизм", - литературу поднимать в ее алмазный холод акмеисты не хотят".
В эзотерических системах "цветок земли" - имя, даваемое метеоритам или падающим звездам. <…> Это "центр" - т. е. архетипический образ души… "Цветок - центр" восходит в своей семантике к чаше Грааля"; Связь "цветка" ("камня") и "звезды" нашла отражение в мировой художественной практике

Краткое описание

В стихотворении Анны Ахматовой наряду с темами Родины, русской земли, славы, власти, любви, прослеживается тема цветов. Анна Ахматова обладает способностью понимать и любить вещи в их непонятной связи именно к переживаемым минутам. Ахматова входила в модернистское движение «Акмеизм», декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла. Ее цветы реальны, видимы, и даже создается впечатление, что, мы чувствуем их ароматы. Цветы всегда имеют определенный цвет, что усиливает ощущение их реальности, а также дает полную смысловую картину - ведь каждый цвет имеет свое собственное значение. стихи Ахматовой гораздо глубже, чем мы часто их воспринимаем, поэтому нельзя пренебрегать и семантикой цветов.

План

  1. Введение.
  2. Задачи работы.
  3. «Язык цветов» как один из аспектов раскрытия « вещного мира».
  4. Духовные переживания поэта.
  5. «Язык цветов».
  6. Образ тюльпана.
  7. Образ розы.
  8. Изображение цветов как проявление быстротечности жизни.
  9. Заключение.

Предметом моего исследования является рассмотрение «цветочной тематики» в поэзии А.А.Ахматовой. Творчество Ахматовой пользуется большой популярностью, так как простые цветы имеют свою эмблему. В каждом названии цветка скрывается свой смысл, своя тайна.

Актуальность исследования заключается в том, что в творчестве Анны Ахматовой мы можем проследить преемственность поэтических традиций и адаптацию их в современных поэту литературных направлениях, а также в индивидуальной творческой манере. Кроме того, в девятом классе мы изучаем творчество поэтов «серебреного века». Эту информацию можно использовать, как на уроках девятого класса, так и на уроках одиннадцатого класса.

Ахматова входила в модернистское движение «Акмеизм», декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла. Ахматовой экзотика чужда. Смысл жизни героини ранней ахматовской лирики – любовь. Чувства отражаются в предметном мире, в бытовой детали, в психологическом значимом жесте.

Цели и задачи данной работы:

  1. Рассмотреть данную работу в контексте литературного направления «акмеизм».
  2. Показать, какое место образы цветов занимают в поэтическом мире Анны Ахматовой.
  3. Раскрыть основные образы, связанные с «Цветочной тематикой».

В стихотворении Анны Ахматовой наряду с темами Родины, русской земли, славы, власти, любви, прослеживается тема цветов, проведенная в ее стихах скорее пунктирной, чем сплошной линией. Но она, безусловно, есть - цветы присутствуют в каждом сборнике Ахматовой: то это нежная фиалка, то новогодняя роза, то изысканные гиацинты, то простые одуванчики.

В 1912 году выходит первый сборник стихов Анны Ахматовой - "Вечер", состоящий в основном из любовной лирике: "Любовь", "Сжала руки под темной вуалью...", "Любовь покоряет обманно...", "Сероглазый король", "Песня последней встречи". В этих стихах проявляются уже истинно ахматовские черты: лаконичность формы, строгость рисунка, драматическая, почти трагическая, напряженность стиха наряду с его простотой: "Я вижу все. Я все запоминаю,/ Любовно – кротко в сердце берегу», - писала Ахматова в одном из своих стихотворений, что в точности соответствовало действительности: акмеистическая вещность в ее поэзии выражалась именно в запоминании и упоминании в стихах конкретной плоти мира, оттенков цвета, запахов, штрихов, быта, обыденной, приземленной речи. Это делало ее стихи столь живыми и жизненными. Как проявление вещности появляются в «Вечере» и цветы: лилии, цветущий крыжовник, розы, иммортели, левкои. … Уже современники Ахматовой отмечали, насколько важна для нее, казалось бы, незначительная деталь: перчатка, письмо, хлыстик или цветок. Михаил Кузмин, поэт и прозаик, писал в статье «Предисловие к книге «Вечер» А.А.Ахматовой»: «Нам кажется, что, в отличие от других вещелюбов, Анна Ахматова обладает способностью понимать и любить вещи в их непонятной связи именно к переживаемым минутам. Часто она точно и определенно упоминает какой-нибудь предмет (перчатку на столе, облако, как беличья шкурка, в небе, желтый свет свечей в спальне, треуголку в Царскосельском парке), казалось бы, не имеющий отношения ко всему стихотворению, но именно от этого упоминания более ощутимый укол, более сладостный яд мы чувствуем. Не будь этой беличьей шкурки, и все стихотворение, может быть, не имело бы той пронзительности, которую оно имеет. Мы особенно ценим то первое понимание острого и непонятного значения вещей, которое встречается не так часто». А.С.Городецкий в статье «Некоторые течения в современной русской поэзии» писал, что «у акмеистов вещи и также цветы стали сами по себе хороши, перестали наполняться какими-то мистическими символами». Действительно, никакой мистики в стихах Анны Ахматовой, и в частности в цветах из ее лирики, не было. Ее цветы реальны, видимы, и даже создается впечатление, что, мы чувствуем их ароматы.

Еще одна характерная черта лирики Ахматовой, проявившаяся уже в «Вечере»: ее цветы всегда имеют определенный цвет, что усиливает ощущение их реальности, а также дает полную смысловую картину - ведь каждый цвет имеет свое собственное значение. Например, стихотворение «Вечерняя комната»:

Я говорю сейчас словами теми,

Что только раз рождаются в душе.

Жужжит пчела на белой хризантеме,

Так душно пахнет серое саше.

И комната, где окна слишком узки,

Хранит любовь и помнит старину,

А над кроватью надпись по-французски

Гласит: «Seigneur, ayes pitie de nous».

Ты сказки горестных заметок,

Душа моя, не тронь и не ищи …

Смотрю блестящих севрских статуэток

Померкли глянцевитые плащи.

Последний луч, и желтый и тяжелый,

Застыл в букете ярких георгин,

И как во сне я слышу звук виолы

И редкие аккорды клавесин.

Белая хризантема в самом начале стихотворения добавляет ему некоторой степенности, даже несколько замедляя его ритм, так как наряду с невинностью и чистотой белый цвет имеет символическое значение вечности. Однако степенность нарушается в последней строфе «яркими георгинами», что символически можно расшифровать как надежду на перемену, движение.

Но в «Вечере» упоминаются и другие растения, например, лебеда в стихотворении «Песенка»:

Я на солнечном восходе

Про любовь пою,

На коленях в огороде

Лебеду полю.

Вырываю и бросаю –

Пусть простит меня.

Вижу, девочка босая

Плачет у плетня.

Страшно мне от звонких воплей

Все сильнее запах теплый

Мертвой лебеды.

Будет камень вместо хлеба

Мне наградой злой.

Надо мною только небо,

С лебедой связана одна из страниц жизни Анны Ахматовой: «В голодные годы Ахматова живала у Рыбаковых в Детском Селе, - писала Л.Гинзбург. – У них там был огород. В число обязанностей Натальи Викторовны входило. Заниматься его расчисткой – полоть лебеду. Анна Андреевна как-то вызвалась помогать: «Только вы, Наташенька, покажите мне, какая она, эта лебеда»». Прочитав «Вечер», можно заметить: в них «живут» иммортели, розы, маргаритки, лилии, левкои, хризантемы, георгины, цветущий шиповник.

Подчеркнутая изысканность в выборе цветов, появившаяся в «Вечере», остается и в «Четках» (1914), «маленькой книге любовной лирики», - как называла ее сама Ахматова, и в «Белой стае» (1917). Но цветы нужны Ахматовой не только для того, чтобы создать романтическую обстановку, их роль значительнее:

Не любишь, не хочешь смотреть?

О, как ты красив проклятый!

И я не могу взлететь,

А с детства была крылатой.

Мне очи застит туман,

Сливаются Вещи и лица,

И только красный тюльпан,

Тюльпан у тебя в петлице.

«Смятение», 1913

Этот «Тюльпан у тебя в петлице » подобен замку, который держит на себе всю композицию стиха, его замысел. Не будет цветка – и стихотворение потеряет свою остроту, томительность, откровенность, пронзительность. Но, если учитывать семантику цветов, можно достичь более глубокого и полного понимания стихов Ахматовой, ведь, несмотря на то, что в «Четках» «нет отяжеленных десятилетиями раздумий, нет и синтеза многовековых и многонародных слоев всеевропейской культуры», - как пишет в своем письме Анне Ахматовой П.Н.Лукницкий, - но «Четки» созданы не в одном, а в «двух измерениях, третье тогда только прорастало», то есть даже эти стихи Ахматовой гораздо глубже, чем мы часто их воспринимаем, поэтому нельзя пренебрегать и семантикой цветов.

Тюльпан издавна считается символом признания в любви, а красный цвет его имеет несколько символических значений: любовь, мощь, борьба, гордость. … Эта, казалось бы, незначительная деталь – тюльпан в петлице – расширяет и дополняет гамму чувств и эмоций стихотворения. Кроме того, он вбирает в себя смысл предыдущих строк, со своими чувствами и эмоциями, внутренней борьбой. Мы замечаем чувство неизбежности, терзающие ее («Мне очи застит туман,/ Сливаются вещи и лица»), гнев, страсть («О, как ты красив, проклятый!»), уязвленную гордость («И я не могу взлететь,/ А с детства была крылатой!»), - и все это отражается в красном тюльпане.

Цветы проходят одним из лейтмотивов не только через лирику, но и через жизнь Ахматовой. Прибегнув к словарю цветов, можно сказать, что скрытой любви, покорности (ландыш) Ахматова предпочла недосказанность и томительную склонность (гиацинты). В «Четках» встречаются такие цветы, как тюльпан, сирень, розы, гвоздики, мимоза.

В сентябре 1917 года выходит третий сборник Ахматовой – «Белая стая». В стихотворениях этого сборника соседствуют изысканные и простые цветы: розы, сирень, фиалки, бессмертник (уже не «иммортель», как в «Вечере»), можжевельник.

В сборниках Анны Ахматовой «Подорожник» и «Anno Domini» цветы перестают употребляться столь часто, и простота начинает преобладать над утонченностью – появляются подснежники, полевые цветы, соседствующие между тем с розами. Стоит также отметить, что само название сборника, вышедшего в 1921 году, - «Подорожник», растение, не отличающееся особой изысканностью.

Стихотворение из сборника «Anno Domini» «Буду черные грядки холить…», на мой взгляд, является характерным для этого периода творчества Ахматовой в отношении цветов:

Буду черные грядки холить,

Ключевой водой полевать;

Полевые цветы на воле,

Их не надо трогать и рвать.

Пусть их больше, чем звезд зажженных

В сентябрьских небесах –

Для детей, для бродяг, для влюбленных

Вырастают цветы на полях.

А мои – для святой Софии

В тот единственный серый день,

Когда возгласы литургии

Возлетят под дивную сень.

И, как волны приносят на сушу

То, что сами на смерть обрекли,

Принесу покаянную душу

И цветы из Русской земли.

Ахматова любила полевые цветы. В воспоминаниях «Записки о встречах» А.В.Любимова пишет: «Мне там (в комнате Анны Ахматовой) все понравилось – и отсвет солнца, и простота, и порядок, и несколько старинных вещей из мебели: круглый стол, покрытый маленькой четырехугольной голубоватой скатертью, большой букет полевых цветов, простая металлическая кровать, два-три кресла-стула, что-то вроде комода, на стене небольшое зеркало и небольшой четырехугольный стол в углу, на котором должно быть, лежали тетради, - она (Анна Ахматова) туда иногда подходила и что-то быстро записывала»


О цветах в поэзии А.А.Ахматовой.

В стихотворениях Анны Ахматовой наряду с темами Родины, русской земли, славы, власти прослеживается тема цветов. Цветы присутствуют в каждом сборнике Ахматовой: то это нежная фиалка, то новогодняя роза, то изысканная гиацинты, то простые одуванчики.

Как проявление вечности появляются в "Вечере" цветы: лилии, цветущий крыжовник, розы, левкои…

Её цветы реальны, видимы, и даже создаётся впечатление, что мы чувствуем их ароматы; всегда имеют определённый цвет, причём каждый цвет имеет собственное значение. Например: белая хризантема - символическое знание вечности, тюльпан - символ признания в любви, красный цвет его имеет несколько символических значений: любовь, мощь, борьба, гордость... В сборнике Анны Андреевны "Подорожник" цветы простые - подснежники, полевые цветы, растения - подорожник, лебеда, крапива, чертополох...

Стихи 1935 - 1948 годов пестрят названиями цветов и растений: одуванчик, крапива, нарцисс, цветущий персик, фиалка, роза, глицинии, шиповник, черёмуха, резеда, тюльпан, подснежник, сирень, хризантема.

Если учитывать семантику цветов, их символическое значение, можно получить сведения, углубляющие смысл стихотворений: черёмуха - отрадное чувство, но через "белый траур" мы видим вечную (белый) трагедию, драму; крапива, чертополох - предостережение; жёлтый одуванчик - наднжда на будущее, стимулирующая к жизни (жёлтый); сирень - чистая любовь; нарцисс - кротость, нежность.

В последнем периоде 1955 - 1966 в стихах её вновь появляются розы, шиповник, персик, сирень, вереск, гвоздики, фиалка. И это неслучайно: поэтесса возвращается к прошлому, воспоминания невольно заставляют его сравнивать с настоящим.

Так возникает тема вечности.

«Цветов и неживых вещей…» Анна Ахматова

Цветов и неживых вещей
Приятен запах в этом доме.
У грядок груды овощей
Лежат, пестры, на черноземе.

Еще струиться холодок,
Но с парников снята рогожа.
Там есть прудок, такой прудок,
Где тина на парчу похожа.

А мальчик мне сказал, боясь,
Совсем взволновано и тихо,
Что там живет большой карась
А с ним большая карасиха.

Анализ стихотворения Ахматовой «Цветов и неживых вещей…»

Стихотворение «Цветов и неживых вещей…», датированное 1913 годом, создано во время пребывания Ахматовой в Слепнево – имении, располагавшемся в Тверской губернии. Его поэтесса считала своей второй родиной. В произведении говорится о сельском доме, описываются приметы его повседневного быта. В рассматриваемом тексте Анна Андреевна раскрывает перед читателями красоту обыкновенных вещей и прелесть простой деревенской жизни. Взгляд лирической героини скользит от груды овощей, оставленной на грядке, к парникам, с которых снята рогожа. Затем ее внимание переключается на пруд. Ничем не примечательный водоем в тексте Ахматовой приобретает особенную прелесть, ведь тина на нем «на парчу похожа».

«Цветов и неживых вещей…» — высказывание поэтессы, осознающей всю прелесть деревенского бытия и уставшей от суетливой городской жизни. В молодости Анна Андреевна нередко коротала время в знаменитом петербургском арт-подвале «Бродячая собака», где собирались представители богемы. Кафе принимало приверженцев разных направлений в искусстве: футуристов, акмеистов, символистов. Природа, описанная в стихотворении «Цветов и неживых вещей…», неявно противопоставлена искусственности обстановки «Бродячей собаки» с ее стенами, расписанными птицами, облаками, растениями. Примечательна финальная строфа рассматриваемого текста. В ней появляется мальчик, живущий в мире таинственном и немного сказочном. Сообщая лирической героине об обитателях пруда, он волнуется, боится. Предельно обострены его чувства, необыкновенно сильна его вера в явления загадочные, необычные. Мягкая насмешка, используемая Ахматовой в финальном четверостишии, позаимствована поэтессой у Андерсена и Диккенса. Героиня анализируемого текста уважает тайну, поведанную парнишкой. Ей явно импонирует непосредственность, свойственная мальчишке.

Небольшое стихотворение «Цветов и неживых вещей…» Анна Андреевна включила в свой второй сборник «Четки». Впервые он увидел свет в марте 1914 года. Издательство «Гиперборей» выпустило книгу внушительным по тем времена тиражом – более тысячи экземпляров. Через несколько месяцев после ее выхода началась Первая мировая война. Ахматова искренне полагала, что из-за этого сборник затеряется, не дойдет до читателей. К счастью, она ошибалась. До 1923 года тираж «Четок» допечатывался еще восемь раз.