Проекты из бруса

Где пуп земли. Интересно, где же находится Пуп Земли? Смотреть что такое "Пуп земли" в других словарях

Где пуп земли. Интересно, где же находится Пуп Земли? Смотреть что такое

Пуп земли

Пу́п Земли́ - центр сосредоточения наиболее главного, важного, географическое понятие «центра Земли». Переносное выражение «Пуп Земли» употребляется иронически, как характеристика кого-нибудь, кто неосновательно считает себя центром, основной силой чего-либо.

Еще язычники определяли его в зависимости от того, где по их понятиям располагалось главнейшее жилище верховного божества.

С древности христиане стали называть так Иерусалим , основываясь на словах псалма: «Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!» (Пс. 73:12), а также на словах пророка Иезекииля : «Так говорит Господь Бог: это Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него - земли.» (Иез. 5:5). В самом же Иерусалиме, чуть ли не со времен святой царицы Елены , стали указывать Пуп Земли прямо напротив входа в пещеру Гроба Господня . Тогда же это место сделалось символическим христианским центром Земли, местом спасения всего человеческого рода. По православной традиции оно и сейчас находится внутри Храма Гроба Господня , на середине прямой линии, соединяющей алтарь православного кафоликона и Кувуклию , часовню, построенную над Гробом Господним . Чтобы обозначить его точное местоположение, здесь ставят символическую невысокую мраморную чашу с шаром внутри на котором начертан крест.

  • Чаша настолько легка, что её приковывают цепью, чтобы туристы и паломники не смещали или уносили её.
  • Существует традиция, по которой все посетители должны коснуться на счастье чашу, символизирующую Пуп Земли.

В других религиях и мифологиях

Ссылки

  • Пуп Земли (статья в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона)
  • Викисловарь

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Пуп земли" в других словарях:

    В православном кафоликоне Хра … Википедия

    Мифопоэтический символ центра. Как таковой П. з. служит опорой других символов центра (например, мировой оси) или их вершиной (он обозначает вершину мировой горы или место, к которому пристал ковчег, когда стали спадать воды мирового потопа). В… … Энциклопедия мифологии

    В талмудическом фольклоре в центре мира находится Палестина, в центре Палестины – Иерусалим, в центре Иерусалима – храм, в центре храма – святое святых (алтарь), а в центре его – камень перед ковчегом завета. С этого камня, который бог бросил в… … Словарь крылатых слов и выражений

    Центр, главный, на певом месте, номер один Словарь русских синонимов. пуп земли сущ., кол во синонимов: 4 главный (75) … Словарь синонимов

    ПУП, а, м. (разг.). То же, что пупок (в 1 знач.). Пупом торчит (о чём н. выпуклом, выпирающем; прост.). Созерцать собственный п. (перен.: быть поглощённым только собой, своими мелкими интересами; ирон.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю … Толковый словарь Ожегова

    Ср. Так трактир Македония вам неизвестен... Это пуп земли фараонской. Каждый день, чем свет, все хоры здесь выручку делят... П. Боборыкин. Из новых. 1, 14. Ср. Царьград, тетенька, это пуп земли. Островский. Праздничный сон до обеда. 3. Юша. Ср.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    пуп земли - ироническая характеристика самоуверенного человека, необоснованно считающего себя основой, центром в каком либо деле или свое существование – очень важным для всех окружающих. Пуп земли в представлении древних – место, откуда началось мироздание; … Справочник по фразеологии

    Пупъ земли. Ср. Такъ трактиръ «Македонія» вамъ неизвѣстенъ... Это пупъ земли фараонской. Каждый день, чѣмъ свѣтъ, всѣ хоры здѣсь выручку дѣлятъ... П. Боборыкинъ. Изъ новыхъ. 1, 14. Ср. Царьградъ, тетенька, это пупъ земли. Островскій. Праздничный… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Пуп земли - крыл. сл. В талмудическом фольклоре в центре мира находится Палестина, в центре Палестины Иерусалим, в центре Иерусалима храм, в центре храма святое святых (алтарь), а в центре его камень перед ковчегом завета. С этого камня, который бог бросил в … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Олицетворяет космический центр, из которого питается вселенная, убежище. Символ катарсиса и способности отвращать несчастье. Место, где сообщаются три мира. Каждое священное место это пуп. Точка, из которой разворачивается не развернувшееся еще… … Словарь символов

Книги

  • 100 мест, где исполняются желания , Блохина Ирина Валериевна. С древних времен люди выделяли места, обладающие необъяснимой положительной энергетикой. Суеверие это или нет, но загадывать желания так же свойственно современным обитателям планеты Земля,…

Сегодня задала себе вопрос,- "Интересно, где же находится Пуп Земли?"

1.«Пуп Земли» - выражение, известное нам с малых лет. Чаще
всего мы запоминаем его как знак какого-то порицания, когда
про кого-то говорят, что он или она считает себя пупом Земли.
И мало кто знает, что с древнейших времен Пуп Земли является
географическим понятием. Еще язычники определяли его в
зависимости от того, где по их понятиям располагалось главнейшее
жилище верховного божества. Со времен Иосифа Флавия и Аристея,
с первых лет Средневековья так стали называть Иерусалим, основываясь
на словах псалмопевца: «Бог же царь наш прежде века содела спасение
посреде земли», а также на словах пророка Иезекииля: «Сей Иерусалим
посреде языков положил его и страны яже окрест его». В Талмуде евреи
определяют как Пуп Земли гору Мориа, на которой располагался храм
царя Соломона. Греки, чуть ли не со времен царицы Елены стали
указывать Пуп Земли прямо напротив входа в пещеру Гроба Господня.
Тогда же это место сделалось символическим христианским центром
Земли, местом спасения всего рода человеческого.
Сейчас Пуп Земли находится внутри храма Воскресения Господня
примерно посередине между алтарем кафедрального храма
Иерусалимского Патриарха и Кувуклией - прекрасной часовней из
розового мрамора, построенной над Гробом Господним (от греческого
слова Кувуклион - «покой, опочивальня»). Чтобы обозначить
местоположение, здесь ставят символическую невысокую каменную
чашу, внутри которой - шар, одетый в крест. Пред ней ставят такой
же невысокий светильник со множеством свечей. Это и есть Пуп Земли.
И так уж сложилось, что на всем белом свете только уборщицы могут
передвигать центр Земли с места на место - когда они моют полы в храме
Воскресения, то ненадолго смещают Пуп Вселенной, но потом возвращают
его туда, где ему положено находиться.

Вот он собственно.

2.1. Древнегреческий философ Анаксимандр Милетский (610 - 547/540 до н. э.) представлял Землю в виде отрезка колонны, которая парит в центре мира, ни с чем не соприкасаясь. Середину Земли занимает суша – большой остров Ойкумена, окружённый океаном. Ойкумена разделена на три части – Европу, Азию и Ливию. В центре Земли находится Греция, а в центре Греции находятся Дельфы – “пуп Земли”.

2.2. Согласно мифу, Зевс-Громовежец решил определить, где находится пуп. Для этого он выпустил в воздух двух орлов, и птицы встретились в небе именно над Дельфами.

В Дельфах обитала знаменитая жрица Аполлона, безумная Пифия, имевшая мистическое влияние на умы греков. Здесь же квартировал и сфинкс. Сфинкс в русской культуре является существом скорее мужского пола, ну, в крайнем случае сочетает в себе два пола, а вот в древнегреческой культуре сфинкс – женщина (и слово женского рода). Эта сфинкс загадывала грекам мрачные загадки, насылала мор и болезни на города, жители которых должны были загадки разгадать.

Омфал - др.-греч.- "пуп земли" (считалось, что существует и "пуп моря"),

древний каменный культовый объект. Этот памятник считался посвященным Аполлону и хранился в его храме в Дельфах. В музее в Дельфах, где находился знаменитый древнегреческий оракул, многие проходят мимо резного куполообразного предмета метровой высоты, не зная, что это такое. Согласно легенде, Зевс послал с разных концов земли двух орлов, чтобы определить центр мира, священное место, где из хаоса родился порядок. Орлы встретились в Дельфах, поэтому Зевс отметил это место каменным омфалом (греч. «пуп»). Греки единодушно признали Дельфы центром мира, но при этом каждая область могла иметь свой собственный омфал. В нескольких греческих храмах имелись подобные камни. Возможно, здесь корни западной строительной традиции - закладывать краеугольный камень в фундамент.

Считается, что омфал - это исходная точка, от которой начинаются линии, указывающие четыре направления, или страны света, и разделяющие горизонт на четыре части. Камень упорядочивает время и пространство. Омфал определяет центр для страны, города или священного ландшафта и таким образом становится символическим отображением разума в физическом мире.

3. Пуп Земли расположен в пустыне Сахара. Структура Ришат, расположенная в пустыне Сахара на территории Мавритании, хорошо заметна из космоса благодаря своим огромным размерам - ее поперечник составляет почти 50 километров. А почти идеально круглая форма этого образования до сих пор заставляет спорить учёных что это –кратер от удара метеорита, жерло потухшего вулкана или место высадки инопланетян.

4. Древняя идея о «пупе земли» обнаруживается во многих культурах.

Легенда индейцев зуни, Южная Америка, рассказывает, как первые зуни, блуждая по земле, встретили К"ян Асдеби, Водяного Ската. Он показал им стороны света, расставив свои длинные ноги. А когда живот его коснулся земли, он сказал: «Это место - середина Матери-земли, ее пупок» и велел построить там укрепленные деревни.

Этруски, населявшие северную Италию, называли свои священные центры типс1 и 8, что значит «вселенная». Это была яма, прикрытая камнем; отсюда начинали прокладывать улицы города.

Главный омфал для мусульман - Черный камень (предположительно космического происхождения), помещенный в кубическое строение Кааба, в Мекке. Центром мира у индуистов и буддистов считается «Гора Меру», или гора Кайласа, в Гималаях.

Очевидно, что величайшим «пупом земли» является Иерусалим, почитаемый как святыня и христианским миром, и мусульманами, и приверженцами иудаизма. Сам омфал - это гора Мориа. Именно здесь, согласно Ветхому Завету, Авраам собирался принести в жертву Богу своего сына Исаака, и отсюда же Мухаммед вознесся на небо. Здесь же был построен Соломоном Иерусалимский храм.

5. "Пуп моря" - мифический остров Огигия нимфы Калипсо, согласно традиции находившийся на крайних западных пределах ойкумены, где сливаются воды моря с водами мировой реки Океана.

Калипсо· нимфа, дочь титана Атланта и океаниды Плейоны (по другой версии, дочь Гелиоса и Персеиды), владелица острова Огигии на крайнем Западе. На Огигии Калипсо живет среди прекрасной природы, в гроте, увитом виноградными лозами. Она умелая ткачиха, ежедневно она появляется у станка в прозрачном серебряном одеянии. Калипсо семь лет державшая Одиссея у себя на острове Огигия во время его растянувшегося на десять лет возвращения из-под стен Трои домой, на остров Итаку, к жене Пенелопе и сыну Телемаку (Телемаху). ..в светлом доме островной сибиллы - у Калипсо; сибиллы (сивиллы) - женщины-прорицательницы. ..сладость элисийских нег - Элисий (Элизий) - поля блаженных, куда после смерти попадают любимцы богов. ..о дымных безднах Скиллы - Скилла (Сцилла) - морское чудовище, от которой только Одиссею единственному из мореплавателей удалось спастись; вероятно, выражение "дымные бездны" - намек на вулканы острова Сицилия, в который превратилась Скилла. Ахайя - древнее название северной приморской области полуострова Пелопоннес.

6. самое глубокое отверстие нашей планеты (El Ombligo del Mundo) находится в Сибири рядом с городом Мирный. Его глубина 525 метров и о диаметр - 1,25 км. Эта шахта,где добывают алмазы и там работают все жители этого города. Над ней запрещают летать вертолетам так как они с огромной силой засасываются внутрь. (В первоисточнике: Se han producido accidentes de helicópteros, debido a la enorme fuerza de succión hacia su interior). Месторождения, было открыто в 1955 году, на нем за все время было добыто алмазов на сумму более 17 миллиардов долларов.

Ответов на этот вопрос очень много, а окончательный вывод делаю всё же- это Иерусалим.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Вскоре после второго раздела Речи Посполитой в 1793 году, Минск стал губернским городом. Дороги, связывающие Минск с другими городами были приведены в порядок, и с 6 сентября 1795 г. начались регулярные "почтовые" перевозки пассажиров. Благоустройство почтовых трактов обеспечивало и нормальную транспортировку грузов.
Расстояния в те времена измерялись верстами. На почтовых трактах каждая верста отмечалась верстовым столбом. Возле почты устанавливался столб - "нулевая верста" - начало всех трактов губернии.
Ориентировочно здесь, в районе площади Нового места (ныне сквер у театра им. Янки Купалы), где проходила ежегодная контрактовая ярмарка, и стояла когда-то "нулевая верста" Минской губернии.
Во время реконструкции Октябрьской площади, на стыке веков, была вновь установлена "нулевая верста".

В Беларуси есть тоже Пуп, по другому можно назвать это географическим центром, У каждого объекта, который имеет формы, обязательно есть центр. Порой его очень сложно вычислить, и на это требуются годы, как на вычисление центра Беларуси, который ученый определили относительно недавно. А знаете ли вы - где находится «пуп земли белорусской?». Да, вы не ошиблись - есть такая точка на поверхности нашей страны.

Географический центр Беларуси - точка земной поверхности с географическими координатами широта: 53 °31’50,76»; долгота 28 °2’38,00». Находится в 70-и км к юго-востоку от Минска, в нескольких километрах от Марьиной Горки, около деревни Антоново Пуховичского района Минской области.

В 1995 году специалисты-энтузиасты 82-й экспедиции объединения «Белгеодезия» и фирмы «Аэрогеокарт» искали центр Беларуси на карте масштаба 1:200 000, полученной из искусственного спутника Земли. Расчертили компьютерные съемки вдоль и поперек, долго выверяли, никак не могли определиться с результатами расчетов. Наконец с 18 версий выбрали одну. 31 мая 1996 года на этом месте был установлен памятный знак.

А вот где же находится Пуп Европы? Сделала вывод, " сколько людей, столько и мнений".

Несколько европейских стран претендуют на то, что Центр Европы находится именно на их территории. В этом списке - Венгрия, Чехия, Словакия, Польша, Украина, Литва, Россия. Беларусь недавно тоже вошла в данный список. Белорусские ученые-геодезисты на основании уточнённых подсчетов заявили, что центр Европы находится в древнем Полоцке.

ПУП ЗЕМЛИ

Царь богов Зевс был всемогущим, но далеко не всеведущим. Управляя людьми и наводя порядок на Олимпе, он, естественно, не успевал следить за всем, что происходит в мире. Поэтому нередко, чтобы получить необходимые сведения, он обращался к своим помощникам. Однажды понадобилось ему определить, где находится центр Земли. Твердо убежденный, что Земля - плоский диск и, следовательно, должна иметь центральную точку, он выпустил с запада и востока двух орлов и стал ожидать, где же они сойдутся. Орлы послушно полетели по указанному маршруту (не забыв при этом, что им нужно сохранять одинаковую скорость!) и благополучно встретились в том месте, которое одинаково далеко находилось от обоих краев Земли - Кавказских гор и Геркулесовых столпов. Что за этими пределами Земля кончалась, Зевс не сомневался, а дальнозоркие птицы уж они-то, несомненно, понимали, как он заблуждается, - решили не разубеждать его.

Итак, встреча произошла. Где? Над святилищем бога Аполлона - в Дельфах. В восторге от того, что ему открылась столь ценная научная истина, Зевс щедро одарил дельфийских жрецов - поднес им… камень, который стали называть Пупом Земли. Это была святыня: его облачали в пышные одежды, умащали благовониями. Охраняли его два отлитых из золота орла. (Как показала история, в охране больше нуждались сами орлы. В середине IV века до нашей эры фокийский полководец Филомел разграбил Дельфийский храм и превратил золотых стражей в звонкую монету, позволившую содержать отряды наемников.)

За что же все-таки почитали остроконечный кусок белого мрамора? Разумеется, не за то, что он являлся географическим указателем. Пуп Земли, оказывается, был спасителем богов и людей. Не будь его - не было бы ни самого Зевса, ни всего человечества.

Мифы рассказывают. Когда-то существовал Хаос - вечная, безграничная зияющая пустота (беспорядочной путаницей его стали считать гораздо позднее!). Хаос породил Мрак и Солнечный свет, Ночь и День, Небо (Уран), Землю (Гею) и темную бездну под Землей - Тартар. Из Хаоса родилась и могучая сила, которая движет миром, - Любовь. Этой силе, конечно, не могли противостоять Уран и Гея. И на свет стали появляться боги. Даже целые поколения богов.

Сначала сторукие чудовища, каждое из которых гордо несло на своих плечах по пятьдесят голов. Удрученный отец, не в состоянии взирать на такое потомство, низверг их обратно в недра Земли.

Потом появились одноглазые исполины - Циклопы. Их постигла та же судьба.

И, наконец, родились Титаны. Великаны как великаны - без каких-либо отклонений от нормы. Вероятно, их участь оказалась бы столь же печальной, потому что предсказано было Урану - свергнет его один из сыновей. Но тут иссякло терпение его многострадальной супруги. Мало того, что на ее долю выпали нескончаемые родовые муки, ей приходилось еще нести тяжкое бремя в своей утробе, куда Уран ввергал злополучных детей. И богиня Земля начала подговаривать титанов отомстить отцу.

Детей Урана - Уранидов - нельзя было упрекнуть в трусости. К тому же племя титанов весьма расплодилось и прибрало к рукам все, чем располагали Небо и Земля. Одни повелевали бурями и ветрами, другие - солнечными, лунными и звездными лучами, третьи-лесами, горами, реками. Океан и Нерей вместе со своими дочерьми - океанидами и нереидами - владычествовали на морях. Мнемосина воплотила в себе память, Фемида - справедливость. Бессмертными и мудрыми были титаны, но даже они преклонялись перед сыновьями титана Япета - Атлантом и Прометеем, проникшим в тайны судьбы и сокровенные думы Матери Земли. Однако любимцем Геи оставался младший сын - Крон (что значит «Всепоглощающее время»). Ему и вручила она победное оружие - волшебный серп.

Незаметно подкравшись к отцу, Крон нанес роковой удар, навсегда лишивший Урана способности производить потомство. Произошла смена владык. Титаны единодушно признали властелином мира коварного Крона. Наступил век блаженства - «золотой век».

Но… Нет правды на Земле. И Крон был бессилен перед судьбой. А она ему тоже предрекла падение от рук собственного сына. Где выход? Куда девать собственных детей? Ведь уничтожить-то их нельзя - они же бессмертны. Боги все-таки! Крон стал просто глотать новорожденных. Так он отправил в свой желудок Гестию, Деметру, Геру, Плутона, Посейдона. То же ожидало и младшего Кронида-Зевса, который вот-вот должен был появиться на свет, Тогда жена Крона-Рея-отправилась на остров Крит и там, в пещере спрятала младенца. Вооруженные воины, охранявшие его, ударяли копьями по щитам, чтобы заглушить голос плачущего ребенка, а коза Амалфея покорно выполняла функции кормилицы.

Теперь оставалось самое главное-обмануть Крона. И вот Рея, завернув в пеленки камень, отнесла его чадолюбивому отцу, который радостно и проглотил его.

А когда Зевс подрос, он осуществил пророчество. Но сначала ему понадобилось заполучить верных союзников - собственных братьев и сестер. Крону незаметно дали снадобье, и он изрыгнул проглоченных детей. Первым же, естественно, вышел спасительный камень - тот самый, который Зевс, не без оснований, поместил в Дельфийское святилище, «чтобы всегда там стоял он как памятник смертным на диво».

Из книги Ленин - Сталин. Технология невозможного автора Прудникова Елена Анатольевна

Ни земли… Крестьяне, сгоряча поддержавшие Временное правительство, тоже ничего не получили, кроме кивков в сторону будущего Учредительного Собрания: мол, как оно решит, так тому и быть. Между тем помещики, предвидя скорую потерю земли, принялись сбывать ее с рук всеми

автора Акунин Борис

§ I. О положении земли Итак, вышеназванная земля расположена в той части востока, в которой, как мы полагаем, восток соединяется с севером. К востоку же от них расположена земля китайцев, а также солангов, к югу – земля сарацин, к юго-западу расположена земля гуиров,

Из книги Ордынский период. Голоса времени [антология] автора Акунин Борис

§ II. О качестве земли В одной части земли находится несколько небольших лесов, другая же часть совершенно безлесна, пищу же себе варят и сидят [для тепла], как император, так вельможи и все другие люди, при огне, разведенном из бычачьего и конского навоза. Далее, даже и сотая

Из книги Запретная археология автора Бейджент Майкл

Затонувшие земли Где же могли развиться эти культуры? Надо полагать, там же, где всегда развивались культуры: в плодородных низменностях с умеренным климатом, по берегам рек, дающих воду и возможность сообщения. В особенности культуры могли возникать в районах дельт, там,

Из книги Древняя Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

в) ЗАПАДНЫЕ ЗЕМЛИ В этом разделе речь пойдет о Западной Волыни и Галиции. Западная Волынь в восьмом и девятом веках была местом проживания дулебов, а Галиция, расположенная на северо-восточных склонах Карпатских гор, была родиной хорватов (кроатов)1205. Югославский ученый Л.

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Культ Земли Низы китайского общества Чжоу составляли крестьянские общины с их привычными ритуалами и культами, среди которых центральное место занимал культ земли. Еще со времен неолита этот культ был тесно связан с магией и ритуальной символикой, с колдовством и

Из книги Полигоны смерти? Сделано в СССР автора Баландин Рудольф Константинович

Крик Земли Биосфера - живой организм. Ему должна быть свойственна активная реакция на вредные воздействия. В чем она может выражаться? В усилении процессов, направленных против человека. С таких позиций глобальное потепление следует толковать как повышение температуры

автора Элфорд Алан

Богини Земли До сих пор мы говорили о мужских божествах Земли трех поколений. Это Геб, Озирис, Гор. Некоторые комментаторы высказывали удивление преобладанием мужских божеств Земли, тогда как во многих древних, и не только древних, обществах существовал образ

Из книги Путь Феникса [Тайны забытой цивилизации] автора Элфорд Алан

Две «Земли» Один из аргументов, которые могут привести против того, что Абидос астрономо-географически символизировал Землю, - то обстоятельство, что и Великая пирамида также, по-видимому, символизировала Землю, изображая ее в миниатюре. Но, по-моему, мы в этом случае

Из книги Наполеон. Победителей не судят автора Щербаков Алексей Юрьевич

Железные земли 1. «Дипломатическая война» В России распространено несколько неверное представление о характере наполеоновского нашествия. Оно возникло в начале Великой Отечественной войны. Советская пропаганда, дабы вдохновить солдат и тружеников тыла, часто

Из книги Миф о русском дворянстве [Дворянство и привилегии последнего периода императорской России] автора Беккер Сеймур

Стоимость земли В период 1854–1858 гг. средняя цена десятины сельской земли (по данным о продажах в сорока четырех губерниях Европейской России, за исключением трех прибалтийских, Архангельской, Астраханской и Пермской губерний) составляла 13 рублей. За первое десятилетие

Из книги Люди средневековья автора Фоссье Робер

ПЛОДЫ ЗЕМЛИ Историки-медиевисты, изучающие город, в первую очередь, очевидно, интересуются переработкой сырья и торговлей, для них важны рынок, прилавок, монета, они без ума от торговых и финансовых изысканий, говорят о деньгах, ссудах, кораблях, занимаются купцами и

Из книги В стране мифов автора Арский Феликс Наумович

ПУП ЗЕМЛИ Царь богов Зевс был всемогущим, но далеко не всеведущим. Управляя людьми и наводя порядок на Олимпе, он, естественно, не успевал следить за всем, что происходит в мире. Поэтому нередко, чтобы получить необходимые сведения, он обращался к своим помощникам. Однажды

Из книги Сен-Жермен на Урале автора Скоробогатова Раиса Федоровна

Из книги От варягов до Нобеля [Шведы на берегах Невы] автора Янгфельдт Бенгт

Пожалованные земли Острова дельты в те времена были больше всего известны под их финскими названиями, но имели также шведские и русские. Так, например, Ристисаари (от финского risti - крест и saari - остров) назывался Крестовским островом и Корсхольмен (швед. kors - крест и holmen -

Из книги Полное собрание сочинений. Том 13. Май-сентябрь 1906 автора Ленин Владимир Ильич

Ни земли, ни воли Председатель Совета министров сообщил Государственной думе «заявление» в ответ на адрес Думы.Этого заявления все с нетерпением ожидали. Это заявление должно было дать программу правительства.И «программа» правительства дана в самом деле самая ясная.

Омфалос по определению филолога Годфри Хиггинса – это священное место, в котором слышны сверхъестественные вибрации. Это следует из послогового анализа этого слова: «ом» - священный звук или глас, «фа» - произносить, оглашать, «лос» - определённое место, необычное место. То есть омфалос - это место, где можно услышать магические звуки, а не местонахождение божественного фаллоса, как утверждают некоторые псевдо учёные.

Древние считали, что отец богов Зевс пожелал узнать, где лежит пуп Земли. Он пустил с двух "концов света" орлов. Летя с одинаковой скоростью, птицы столкнулись в небе над тем местом, которое и стало считаться центром мира - и произошло это в греческом городе Дельфы. Кстати, именно там находился омфал, считавшийся древними греками пупом Земли.

Омфал (др.-греч. ὀμφαλός — пуп) — древний культовый объект (байтил) в Дельфах, считавшийся Пупом Земли. Этот посвящённый Аполлону камень хранился в его храме, имел вид монолитной глыбы и находился в целле, в окружении двух золотых орлов.

Согласно Греческой мифологии Зевс выпустил с западного и восточного предела мира двух орлов, а в точку их встречи метнул камень, символизирующий центр мироздания — омфал («Пуп Земли»).


Омфал в археологическом музее в Дельфах

Другой миф утверждает, что омфал был именно тем камнем, проглоченным Кроносом вместо Зевса. Варрон упоминает предание, что омфал был могилой священного дельфийского Змея Пифона, то есть изначально представлял из себя надгробный камень и мог служить точкой соприкосновения между миром живых и мёртвых, выступая истинным центром всего мироздания.

Из греческих мифов известно, что дельфийский «пуп» первоначально был посвящен богине земли Гее и только позднее - Аполлону.

В других религиях и мифологиях

Космогонические представления любой культуры как правило содержат сходные представления:
.Те-Пито-те-хенуа (рап. Te-Pito-te-henua — Пуп Земли) — на острове Пасхи рапануйцы называют ритуальную площадку с большим круглым камнем в центре и четырьмя меньшего размера по сторонам света, а также это одно из названий самого острова.
.Мачу-Пикчу — «потерянный город инков», индейцы кечуа называют это место «Пуп Земли».
.Гора Суншань, не соотносясь с представлением о Земле как о теле, тем не менее трактовалась древними китайцами как Центр Мира. В имперскую эпоху представление о горе как сакральном центре мира закрепилось за Тайшань.
.Алатырь, латырь — в рус. средневековых легендах и фольклоре камень, «всем камням отец»» (один из основных элементов космоса), пуп земли, наделяемый сакральными и целебными свойствами. В заговорах Алатырь соответствует центру магических координат мира. Он находится на «синем море Окиане», на «острове Буяне»

Пуп Земли

Специально для Ахилла Гефест выковал щит, на котором была нарисована карта всего известного грекам мира. А гора, располагавшаяся в центре щита, называлась Пуп. Русская народная мудрость гласит: "Мила та сторона, где пуп резан" (то есть мила та сторона, где родился).

Олицетворяет космический центр, из которого питается вселенная, убежище. Символ катарсиса и способности отвращать несчастье. Место, где сообщаются три мира. Каждое священное место - это пуп. Точка, из которой разворачивается не развернувшееся еще пространство. Пуп - центр мира, подобно тому, как Солнце - центр вселенной. Пуп - символ земли и всякого рождения, часто описывается как гора или остров, поднимающийся из вод хаоса. Это место встречи Неба с Землей, обиталище богов, например, гора Меру, Гелиополис, Олимп, Синай, Химинбьорг, Гени-зим. В индуистской традиции известен могучий Агни, установленный около пупа земли (Ригведа, 11:33).

Особая сакральность пупа земли объясняется его связью с родовым местом, с тем, что он несёт на себе след происхождения человека, вселенной (расширяющейся после взрыва: ср. др.-инд. nabh-, "взрываться", "лопаться") и земли (в некоторых центральноазиатских традициях она разрастается вокруг пупа земли как своего центра). В отличие от других категорий моделирования пространства (ср. в связи с этим ст. о середине мира, репрезентацией которой является и пуп земли), пуп земли предельно отвлечён, геометричен и метафизичен, он служит идеальным мыслимым центром в медитативном трансе (например, в буддийских и византийских мистических созерцаниях; считалось, что через созерцание собственного пупа можно изолироваться от "возмущающего" влияния субъективных факторов и охватить десубъективизированный мир как единое целое).
Согласно Страбону, в Дельфах встретились посланные Зевсом с востока и с запада два орла. В память об этом обретённом сакральном центре в середине дельфийского храма был установлен мраморный шар с двумя золотыми орлами по сторонам шара.
В ряде традиций пуп земли отмечается каменными полусферами (пол-яйца) или особыми межевыми камнями (в Южной Индии они называются "пуповыми камнями", ср. лат. umbo, "межевой камень" при umbilicus, "пуп"). В ряде традиций (напр., у индейцев суньи) существуют особые мифы, посвящённые теме отыскания пуп земли, и технология определения центра. У некоторых американских индейцев этот поиск мотивируется представлениями о происхождении племени из пупа или пупа - лона земли.

Распространён образ пупа земли и в азиатских традициях. Так, в одной якутской легенде рассказывается о "спокойном месте - жёлтом пуп восьмиугольной матери земли". Из пупа растёт цветущее дерево с восемью ветвями: его кора из серебра, сок из золота, из кроны сочится божественный напиток с жёлтой пеной, утоляющий голод и жажду и устраняющий горе и печаль. В других легендах этот пуп земли отмечает место рождения первого человека ("белого юноши"). Понятие пупа земли часто встречается в индийских ритуальных текстах ("Этот алтарь - крайняя граница земли, это жертвоприношение - пуп мироздания", PB I 164, 35). Пуп земли - это место, в котором пребывает Агни, когда он на земле, иногда в нём локализуется Вивасват (I 139, 1).

В странах юго-западной Азии и Дальнего Востока известно много примеров приурочения образа пуп земли к храмам, святилищам, алтарям или к трону божества, особенно матери-земли. Пуп земли фигурирует в ряде финноязычных мифологий. В частности, в заговорах против болезней упоминается не только сам пуп земли, но и мотив его вырывания из земли.

Пуп земли может рассматриваться и как вход в лоно, в чрево, в преисподнюю. Так, например, у древних греков, кроме Дельф, пуп земли считался и город Энна в центре Сицилии, где находился храм Деметры в память о том, что в этом месте Аид похитил Персефону.

Пуповину часто считают определяющей судьбу человека. Маори вешают пуповину новорожденной на ветвь священного дерева, чтобы, выросши, она стала плодовитой. Индейцы чироки хранят пуповину девочки под ступкой для растирания зерна, считая, что это сделает её искусной в печении хлеба. Туземцы Западной Австралии топят пуповину мальчика в воде: это поможет ему стать хорошим охотником. Древние германцы считали, что ребёнок, съевший свою пуповину, становится умным, а у испанцев бытует представление о том, что ребёнок, чья пуповина съедена каким-либо животным, вырастает плохим человеком.

Лит.: Худяков И. А., Верхоянский сборник, "Записки Восточносибирского Отдела Русского Географического Общества", т. 1, в. 3, Иркутск, 1890, с. 18, 112, 132, 144, 152; Hocart А. М., Kingship, L., 1927, ch. 14; Harva U., Die religiцsen Vorstellungen der altaischen Vцlker, Hels., 1938; Butterworth E. A. S., The Tree at the navel of the earth, В., 1970.

Пуп земли

Что означает это понятие? Постижение времени было как бы заранее задано сменой дня и ночи, а затем фазами луны, что нашло адекватное отражение в языке: луна на санскрите называется «мас», то есть измеритель. Неслучайно и латинское «мензис» - месяц - находится в тесной связи со словом «мензура» - мера. Но прошли тысячелетия, прежде чем первобытный человек смог упорядочить окружающий пространство космос: четыре стороны света на плоскости и пронзающая эту плоскость ось. Именно тут и мыслится центр мира, или «пуп земли».
Цивилизация этрусков (VIII-IV вв. до н.э.), предшествовавшая Риму, соответствующим образом планировала свои поселения. Сначала проводили главные дороги с запада на восток и с юга на север и только затем начинали отстраивать улицы. Пересечение дорог считалось священным местом и называлось «темплом» - отсюда английское «темпл» и французское «тампль» - храм.
«Пуп земли», таким образом, представлялся своего рода центральной святыней святынь.
Эллада В Древней Элладе «пуп» (греч. «омфалос») знаменовал место происхождения космоса и, соответственно, творения. Наиболее известный среди подобных объектов почитания можно увидеть в Дельфах, где находился знаменитый храм Аполлона Пифия. В тамошнем музее хранится изваянный в форме улья каменный столб, покрытый плетеной сетью. Более похожий на фаллос, нежели на пуп, он лишний раз напоминает о широко распространенном культе плодородия. Наглядный символ творения - он стал общим для всех народов от Индии до Греции, от Китая до Рима.

Однако символика «пупа» намного богаче. Он связует три мира: подземный, земной и небесный - эти три космические области можно последовательно пройти по соединяющей их оси - «пупу». Так боги спускаются на землю, мертвые - в подземный мир, а дух пришедшего в экстаз шамана или жреца может воспрять или спускаться во время его небесных инфернальных путешествий. Отсюда и слава оракула Аполлона Пифия. За предсказанием его жриц - пифий - стекались в Элладу толпы со всех концов мира: греческие мудрецы и иноземные царьки, римские императоры и купцы - все, кто хотел узнать будущее
Космическим центром считался и «Мундус» (от латинского «мир»). Так называлась яма для жертвоприношений, также унаследованная от этрусков. Согласно легенде основатель Рима Ромул вырыл ее как раз в той самой точке пересечения главных улиц «квадратного Рима» - в темплуме. Позднее это место получило название Палатинского холма. Именно сюда приносились горсти земли с легендарной прародины, а вместе с ними первенцы всех культур полеводства. Мундус почитался как «пуп града Рима».

САКРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ГОРОДА МУНДУС
Мундус - сакральный камень, располагавшийся в геометрическом центре регия.
Камень Мундус закрывал четырехугольную яму-пещеру, носившую такое же название. Яму эту по-латыни называют так же, как и небо - Мундус. Она должна была служить как бы центром круга, отмечающего границу будущего города.
Город обязательно должен был иметь свой мистический центр - Мундус - для общения с Подземным миром. Считалось, что Мундус даровал силы Лукумонам и всему народу, служил средоточием представлений о перемещении во Вселенной по вертикальной оси, так как в месте нахождения этого камня, по верованиям этрусков, сходились миры и был возможен переход в Небесное и Подземное царства. Связь одного и того же предмета как с Небесным, так и с Подземным миром становится понятной, если вспомним, что этот камень связывал этрусский народ с душами-защитниками предков и героев, а также охранял уклады и законы жизни жителей города. Души предков, по представлению этрусков, совершали свое загробное путешествие через Подземный мир к Небесному миру, поэтому камень, им посвященный, был своеобразными воротами во все запредельные миры, где души предков могли находиться.
Можно сделать предположение, что изначально Мундусом этруски называли место сакральной связи с Загробным и Подземным миром. В дальнейшем это название перешло и на камень, закрывающий и обозначающий это место. Таким сакральным местом в глубокой древности для этрусков могли служить пещеры и расселины. В Этрурии была найдена глубокая расселина в скале, своеобразный аналог Мундуса, по дну которой струится поток. Разновременные подношения и следы жертвоприношений, обнаруженные в этой расселине, показывают, что почитание богов воды и земли, как и подчиненных им стихий, а также почитание предков и связь через расселину с Подземным миром продолжалось непрерывно, несмотря на смену эпох.
Историк Древнего Рима Ж. Бейе пишет о существовавшем в Риме этрусском обычае открытия камня Мундус, который у римлян назывался manalis lapis. Священная процессия несла камень по улицам Рима, выпуская из Загробного мира не только предков - Манов, но и дождь. "Древние считали, что мертвые обладали огромной властью вызвать дождь". Из чего видно, что культ предков у этрусков и римлян был тесно связан с природными явлениями.

Римляне в какой-то мере переняли воззрения этрусков, поэтому в римскую эпоху в центре римского города имелась квадратная яма - mundus. Данная яма-пещера считалась у римлян ходом в Подземное царство. Камень, ее закрывавший, у римлян назывался "lapis manalis" - "камень Манов". В дни поднятия камня было запрещено совершать любые действия, рассчитанные на благоприятный исход. В эти дни справляли траур по всем покойным, находящимся в Загробном мире.

Полярная звезда и мировая гора Менее известны, хотя и пользовались поклонением, «пупы океана» и «пупы неба». Если в первом случае точное место среди зыбей не обозначено, то небесный центр, что совершенно оправданно астрономически, связан с Полярной звездой. Например, монголы, калмыки и буряты называют Полярную звезду «Золотым столпом», киргизы и башкиры - «Железным столпом», представляя себе ее как колышек, к которому привязаны все объекты космоса. Таким образом, к идее единства пространства и времени человечество пришло задолго до того, как Эйнштейн создал теорию относительности.
Солнце и звезды позволили определить продолжительность года и четыре главные точки: осеннего и весеннего равноденствия и зимнего и летнего солнцестояния. Это жреческое, оккультное знание получило чисто практический выход в сельском хозяйстве. Сроки сева и жатвы, приплода скота и т.п. играли жизненно важную роль в любой цивилизации. Поэтому «пупу земли» и придана форма фаллоса - излюбленного символа производительной мощи, объекта общечеловеческого культа плодоносящей природы.
Особенно похожи греческий омфалус и индийский лингам - фаллический образ, коему и ныне поклоняются в шиваистских святилищах. «Пупом земли» в индуизме и буддизме, однако, считается мифическая гора Смеру. Это через нее проходит ось, нацеленная на Полярную звезду. Почти так же - Сумер или Сумеру - называют мировую гору монголы, буряты и калмыки.
И совсем как индийские боги, схватив эту ось мира, волновали ею изначальный Океан, породив таким образом Вселенную, боги из калмыцкого мифа использовали Сумер как палку, чтобы расшевелить Океан, создав таким образом Солнце, Луну и звезды. Достойна благоговейного восхищения подобная общность космогонических представлений. В основе ее лежат тысячелетние наблюдения ритмов мироздания и живой природы.

Такой же каменный фаллос стоял и в святилище Элевсина, где проходили таинственные мистерии, посвященные богине плодородия Деметре. Это ее дочь Персефону похитил Аид, сделав царицей Тартара - царства мертвых. Символический «пуп земли» предстает как результат взаимодействия женского и мужского начала, занимая законное место в космической структуре первоначал бытия. Мир и дом Эта космология нашла полное отражение и в микромире людей: ось мира изображалась самым конкретным образом - либо столбами, подпирающими жилище, либо отдельными сваями, которые назывались «мировыми столпами». У бурят, горных алтайцев и тувинцев опорный шест шатра ассоци-ируется с небесным столпом. У тувинцев он выступает над верхушкой юрты, и его верхний конец украшается голубыми, белыми и желтыми лоскутами, представляющими цвета различных областей неба. Шест этот - священный, у его основания находится небольшой каменный жертвенник, на который возлагаются приношения. Центральный священный столб - характерная деталь жилища практически всех народов арктического и северо-азиат-ского регионов, а также древних скандинавов и германцев. Он означает, что всякое человеческое жилище проецируется в небо и что прямо из дома возможно восхождение как на небеса, так и в преисподнюю.
Еремей ПАРНОВ 15,Тайная Власть 2006

Как таковой П. з. служит опорой других символов центра (например, мировой оси) или их вершиной (он обозначает вершину мировой горы или место, к которому пристал ковчег, когда стали спадать воды мирового потопа). В рамках мифологическо-космической концепции, устанавливающей соответствия между элементами микрокосма и макрокосма (глаза - солнце, волосы - растения, кости - камни и т. п.), пуп занимает место, в котором совмещаются оба соотносимых объекта: пуп первочеловека и есть пуп вселенной (ср. как исключение возникновение из пупа первочеловека Пуруши воздушного пространства - PB X 90, 14). Идёт ли речь о человеческом или космическом пупе, он обозначается одним словом (ср. рус. пуп, нем. Nabel, англ. navel, др.-греч. ompalos, др.-инд. nabhi). Особая сакральность П. з. объясняется его связью с родовым местом, с тем, что он несёт на себе след происхождения человека, вселенной (расширяющейся после взрыва: ср. др.-инд. nabh-, «взрываться», «лопаться») и земли (в некоторых центральноазиатских традициях она разрастается вокруг П. з. как своего центра). В отличие от других категорий моделирования пространства (ср. в связи с этим ст. о середине мира, репрезентацией которой является и П. з.), П. з. предельно отвлечён, геометричен и метафизичен, он служит идеальным мыслимым центром в медитативном трансе (напр., в буддийских и византийских мистических созерцаниях; считалось, что через созерцание собственного пупа можно изолироваться от «возмущающего» влияния субъективных факторов и охватить десубъективизированный мир как единое целое).

Согласно Страбону, в Дельфах встретились посланные Зевсом с востока и с запада два орла. В память об этом обретённом сакральном центре в середине дельфийского храма был установлен мраморный шар с двумя золотыми орлами по сторонам шара. У древних евреев священный щит имел форму пупа (выступ в центре круглого щита назывался пупом или словом того же корня в древнегреческом и латинском языках). В ряде традиций П. з. отмечается каменными полусферами (пол-яйца) или особыми межевыми камнями (в Южной Индии они называются «пуповыми камнями», ср. лат. umbo, «межевой камень» при umbilicus, «пуп»). В ряде традиций (напр., у индейцев суньи) существуют особые мифы, посвящённые теме отыскания П. з., и технология определения центра. У некоторых американских индейцев этот поиск мотивируется представлениями о происхождении племени из пупа или пупа - лона земли.

Распространён образ П. з. и в азиатских традициях. Так, в одной якутской легенде рассказывается о «спокойном месте - жёлтом П. восьмиугольной матери земли». Из П. растёт цветущее дерево с восемью ветвями: его кора из серебра, сок из золота, из кроны сочится божественный напиток с жёлтой пеной, утоляющий голод и жажду и устраняющий горе и печаль. В других легендах этот П. з. отмечает место рождения первого человека («белого юноши»). Понятие П. з. часто встречается в индийских ритуальных текстах («Этот алтарь - крайняя граница земли, это жертвоприношение - пуп мироздания», PB I 164, 35). П. з. - это место, в котором пребывает Агни, когда он на земле, иногда в нём локализуется Вивасват (I 139, 1). В странах юго-западной Азии и Дальнего Востока известно много примеров приурочения образа П. з. к храмам, святилищам, алтарям или к трону божества, особенно матери-земли. П. з. фигурирует в ряде финноязычных мифологий. В частности, в заговорах против болезней упоминается не только сам П. з., но и мотив его вырывания из земли.

П. з. может рассматриваться и как вход в лоно, в чрево, в преисподнюю. Так, например, у древних греков, кроме Дельф, П. з. считался и город Энна в центре Сицилии, где находился храм Деметры в память о том, что в этом месте Аид похитил Персефону. В связи с подобными представлениями пуп нередко табуируется, служит объектом оберегов и запретов. Считается, что злая сила внедряет в человека болезни и пороки именно через пуп. В одной тюркской мусульманской легенде рассказывается, что, увидев первого человека, дьявол плюнул ему в желудок, но аллах вычистил плевок, отчего П. до сих пор имеет вид рубца, шрама.

Пуповину часто считают определяющей судьбу человека. Маори вешают пуповину новорожденной на ветвь священного дерева, чтобы, выросши, она стала плодовитой. Индейцы чироки хранят пуповину девочки под ступкой для растирания зерна, считая, что это сделает её искусной в печении хлеба. Туземцы Западной Австралии топят пуповину мальчика в воде: это поможет ему стать хорошим охотником. Древние германцы считали, что ребёнок, съевший свою пуповину, становится умным, а у испанцев бытует представление о том, что ребёнок, чья пуповина съедена каким-либо животным, вырастает плохим человеком.

Лит.: Худяков И. А., Верхоянский сборник, «Записки Восточносибирского Отдела Русского Географического Общества», т. 1, в. 3, Иркутск, 1890, с. 18, 112, 132, 144, 152; Hocart А. М., Kingship, L., 1927, ch. 14; Harva U., Die religiцsen Vorstellungen der altaischen Vцlker, Hels., 1938; Butterworth E. A. S., The Tree at the navel of the earth, В., 1970.

В. Н. Топоров

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Пуп земли, С. 5 и далее. Мифы народов мира, С. 6453 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 351 Словарь)]