Баня

Методы и приемы подготовки к написанию части "с" егэ по русскому языку. Cочинение «О любви к отечеству и народной гордости Эссе на тему монументы возвышают дух народа

Методы и приемы подготовки к написанию части

Николай Михайлович Карамзин (1766—1826)

Любовь к отечеству может быть физическая, моральная и политическая .

Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов, есть дело природы и должна быть названа физическою . Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человечества. В свете нет ничего милее жизни: она есть первое счастие — а начало всякого благополучия имеет для нашего воображения какую-то особенную прелесть. Так нежные любовники и друзья освещают в памяти первый день любви и дружбы своей. <...>

Всякое растение имеет более силы в своем климате: закон природы и для человека не изменяется. — Не говорю, чтобы естественные красоты и выгоды отчизны не имели никакого влияния на общую любовь к ней: некоторые земли, обогащенные природою, могут быть тем милее своим жителям; говорю только, что сии красоты и выгоды не бывают главным основанием физической привязанности людей к отечеству: ибо она не была бы тогда общею.

С кем мы росли и живем, к тем привыкаем. Душа их сообразуется с нашею; делается некоторым ее зеркалом; служит предметом или средством наших нравственных удовольствий и обращается к предметам склонности для сердца. Сия любовь к согражданам, или к людям, с которыми мы росли, воспитывались и живем, есть вторая, или моральная, любовь к отечеству, столь же общая, как и первая, местная или физическая, но действующая в некоторых летах сильнее: ибо время утверждает привычку. Надобно видеть двух единоземцев, которые в чужой земле находят друг друга: с каким удовольствием они обнимаются и спешат изливать душу в искренних разговорах! Они видятся в первый раз, но уже знакомы и дружны, утверждая личную связь свою какими-нибудь общими связями отечества! Им кажется, что они, говоря даже иностранным языком, лучше разумеют друг друга, нежели прочих: ибо в характере единоземцев есть всегда некоторое сходство, и жители одного государства образуют всегда, так сказать, электрическую цепь, передающую им одно впечатление посредством самых отдаленных колец или звеньев. <...>

Но физическая и нравственная привязанность к отечеству, действие натуры и свойств человека не составляют еще той великой добродетели, которою славились греки и римляне. Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения — и потому не все люди имеют его.

Самая лучшая философия есть та, которая основывает должности человека на его счастии. Она скажет нам, что мы должны любить пользу отечества; ибо с нею неразрывна наша собственная; что его просвещение окружает нас самих многими удовольствиями в жизни; что его тишина и добродетели служат щитом семейственных наслаждений; что слава его есть наша слава; и если оскорбительно человеку называться сыном презренного отца, то не менее оскорбительно и гражданину называться сыном презренного отечества. Таким образом, любовь к собственному благу производит в нас любовь к отечеству, а личное самолюбие — гордость народную, которая служит опорою патриотизма. Так греки и римляне считали себя первыми народами, а всех других — варварами; так англичане, которые в новейшие времена более других славятся патриотизмом, более других о себе мечтают.

Я не смею думать, чтобы у нас в России было не много патриотов; но мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве, а смирение в политике вредно. Кто самого себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут.

Не говорю, чтобы любовь к отечеству долженствовала ослеплять нас и уверять, что мы всех и во всем лучше; но русский должен по крайней мере знать цену свою. Согласимся, что некоторые народы вообще нас просвещеннее: ибо обстоятельства были для них счастливее; но почувствуем же и все благодеяния судьбы в рассуждении народа российского; станем смело наряду с другими, скажем ясно имя свое и повторим его с благородною гордостию.

Мы не имеем нужды прибегать к басням и выдумкам, подобно грекам и римлянам, чтобы возвысить наше происхождение: слава была колыбелию народа русского, а победа вестницею бытия его. Римская империя узнала, что есть славяне, ибо они пришли и разбили ее легионы. Историки византийские говорят о наших предках как о чудесных людях, которым ничто не могло противиться и которые отличались от других северных народов не только своею храбростию, но и каким-то рыцарским добродушием. Герои наши в девятом и десятом веке играли и забавлялись ужасом тогдашней новой столицы мира: им надлежало только явиться под стенами Константинополя 1 , чтобы взять дань с царей греческих. В первом-надесять веке русские, всегда превосходные храбростию, не уступали другим европейским народам и в просвещении, имея по религии тесную связь с Царем-градом, который делился с нами плодами учености; и во время Ярослава 2 были переведены на славянский язык многие греческие книги. К чести твердого русского характера служит то, что Константинополь никогда не мог присвоить себе политического влияния на отечество наше. Князья любили разум и знание греков, но всегда готовы были оружием наказать их за малейшие знаки дерзости.

Разделение России на многие владения и несогласие князей приготовили торжество Чингисхановых потомков и наши долговременные бедствия. Великие люди и великие народы подвержены ударам рока, но и в самом несчастии являют свое величие. Так Россия, терзаемая лютым врагом, гибла со славою; целые города предпочитали верное истребление стыду рабства. Жители Владимира, Чернигова, Киева принесли себя в жертву народной гордости и тем спасли имя русских от поношения. Историк, утомленный сими несчастными временами, как ужасною бесплодною пустынею, отдыхает на могилах и находит отраду в том, чтобы оплакивать смерть многих достойных сынов отечества.

Но какой народ в Европе может похвалиться лучшею судьбою? Который из них не был в узах несколько раз? По крайней мере завоеватели наши устрашали восток и запад. Тамерлан 3 , сидя на троне Самаркандском, воображал себя царем мира.

И какой народ так славно разорвал свои цепи? Так славно отмстил врагам свирепым? Надлежало только быть на престоле решительному, смелому государю: народная сила и храбрость, после некоторого усыпления, громом и молниею возвестили свое пробуждение.

Время самозванцев представляет опять горестную картину мятежа: но скоро любовь к отечеству воспламеняет сердца — граждане, земледельцы требуют военачальника, и Пожарский 4 , ознаменованный славными ранами, встает с одра болезни. Добродетельный Минин 5 служит примером; и кто не может отдать жизни отечеству, отдает ему все, что имеет... Древняя и новая истории народов не представляют нам ничего трогательнее сего общего, героического патриотизма. В царствование Александра 6 позволено желать русскому сердцу, чтобы какой-нибудь достойный монумент, сооруженный в Нижнем Новгороде (где раздался первый глас любви к отечеству), обновил в нашей памяти славную эпоху русской истории. Такие монументы возвышают дух народа. Скромный монарх не запретил бы нам сказать в надписи, что сей памятник сооружен в его счастливое время.

Петр Великий 7 , соединив нас с Европою и показав нам выгоды просвещения, не надолго унизил народную гордость русских. Мы взглянули, так сказать, на Европу, и одним взором присвоили себе плоды долговременных трудов ее. Едва великий государь сказал воинам, как надобно владеть новым оружием, они, взяв его, летели сражаться с первою европейской армиею. Явились генералы, ныне ученики, завтра примеры для учителей. Скоро другие могли и должны были перенимать у нас; мы показали, как бьют шведов, турков — и наконец французов. Сии славные республиканцы, которые еще лучше говорят, нежели сражаются, и так часто твердят о своих ужасных штыках, бежали в Италии от первого взмаха штыков русских. Зная, что мы храбрее многих, не знаем, еще кто нас храбрее. Мужество есть великое свойство души; народ, им отличенный, должен гордиться собою.

В военном искусстве мы успели более, нежели в других, оттого, что им более занимались как нужнейшим для утверждения государственного бытия нашего; однако ж не одними лаврами можем хвалиться. Наши гражданские учреждения мудростию своею равняются с учреждениями других государств, которые несколько веков просвещаются. Наша людкость, тон общества, вкус в жизни удивляют иностранцев, приезжающих в Россию с ложным понятием о народе, который в начале осьмого-надесять века считался варварским.

Завистники русских говорят, что мы имеем только в высшей степени переимчивость ; но разве она не есть знак превосходного образования души? <...>

В науках мы стоим еще позади других, для того — и для того единственно, что менее других занимаемся ими и что ученое состояние не имеет у нас такой обширной сферы, как, например, в Германии, Англии и проч. <...> Успехи литературы нашей (которая требует менее учености, но, смею сказать, еще более разума, нежели собственно так называемые науки) доказывают великую способность русских. Давно ли знаем, что такое слог в стихах и прозе? и можем в некоторых частях уже равняться с иностранцами. У французов еще в шестом-надесять веке философствовал и писал Монтань 8: чудно ли, что они вообще пишут лучше нас? Не чудно ли, напротив того, что некоторые наши произведения могут стоять наряду с их лучшими, как в живописи мыслей, так и в оттенках слога? Будем только справедливы, любезные сограждане, и почувствуем цену собственного. Мы никогда не будем умны чужим умом и славны чужою славою: французские, английские авторы могут обойтись без нашей похвалы; но русским нужно по крайней мере внимание русских. Расположение души моей, слава богу! совсем противно сатирическому и бранному духу; но я осмеливаюсь попенять многим из наших любителей чтения, которые, зная лучше парижских жителей все произведения французской литературы, не хотят и взглянуть на русскую книгу. Того ли они желают, чтобы иностранцы уведомляли их о русских талантах? Пусть же читают французские и немецкие критические журналы, которые отдают справедливость нашим дарованиям, судя по некоторым переводам * . <...> Некоторые извиняются худым знанием русского языка: это извинение хуже самой вины. <...>

<...> Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой живописной поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца и чувствительности. Он богатее гармониею, нежели французский; способнее для излияния души в тонах; представляет более аналогических слов, то есть сообразно с выражаемым действием: выгода, которую имеют одни коренные языки! Беда наша, что мы все хотим говорить по-французски и не думаем трудиться над обрабатыванием собственного языка: мудрено ли, что не умеем изъяснять им некоторых тонкостей в разговоре? Один иностранный министр сказал при мне, что "язык наш должен быть весьма темен, ибо русские, говоря им, по его замечанию, не разумеют друг друга и тотчас должны прибегать к французскому". Не мы ли сами подаем повод к таким нелепым заключениям? — Язык важен для патриота; и я люблю англичан за то, что они лучше хотят свистать и шипеть по-английски с самыми нежными любовницами своими, нежели говорить чужим языком, известным почти всякому из них.

Есть всему предел и мера: как человек, так и народ начинает всегда подражанием; но должен со временем быть сам собою , чтобы сказать: я существую нравственно! Теперь мы уже имеем столько знаний и вкуса в жизни, что могли бы жить, не спрашивая: как живут в Париже и в Лондоне? что там носят, в чем ездят и как убирают домы? Патриот спешит присвоить отечеству благодетельное и нужное, но отвергает рабские подражания в безделках, оскорбительные для народной гордости. Хорошо и должно учиться; но горе и человеку и народу, который будет всегдашним учеником!

До сего времени Россия беспрестанно возвышалась как в политическом, так и в нравственном смысле. Можно сказать, что Европа год от году нас более уважает — и мы еще в средине нашего славного течения! Наблюдатель везде видит новые отрасли и раскрытия; видит много плодов, но еще более цвета. Символ наш есть пылкий юноша: сердце его, полное жизни, любит деятельность; девиз его есть: труды и надежда!

Победы очистили нам путь к благоденствию; слава есть право на счастие.

Николай Михайлович Карамзин (1766—1826)

Любовь к отечеству может быть физическая, моральная и политическая .

Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов, есть дело природы и должна быть названа физическою . Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человечества. В свете нет ничего милее жизни: она есть первое счастие — а начало всякого благополучия имеет для нашего воображения какую-то особенную прелесть. Так нежные любовники и друзья освещают в памяти первый день любви и дружбы своей. <...>

Всякое растение имеет более силы в своем климате: закон природы и для человека не изменяется. — Не говорю, чтобы естественные красоты и выгоды отчизны не имели никакого влияния на общую любовь к ней: некоторые земли, обогащенные природою, могут быть тем милее своим жителям; говорю только, что сии красоты и выгоды не бывают главным основанием физической привязанности людей к отечеству: ибо она не была бы тогда общею.

С кем мы росли и живем, к тем привыкаем. Душа их сообразуется с нашею; делается некоторым ее зеркалом; служит предметом или средством наших нравственных удовольствий и обращается к предметам склонности для сердца. Сия любовь к согражданам, или к людям, с которыми мы росли, воспитывались и живем, есть вторая, или моральная, любовь к отечеству, столь же общая, как и первая, местная или физическая, но действующая в некоторых летах сильнее: ибо время утверждает привычку. Надобно видеть двух единоземцев, которые в чужой земле находят друг друга: с каким удовольствием они обнимаются и спешат изливать душу в искренних разговорах! Они видятся в первый раз, но уже знакомы и дружны, утверждая личную связь свою какими-нибудь общими связями отечества! Им кажется, что они, говоря даже иностранным языком, лучше разумеют друг друга, нежели прочих: ибо в характере единоземцев есть всегда некоторое сходство, и жители одного государства образуют всегда, так сказать, электрическую цепь, передающую им одно впечатление посредством самых отдаленных колец или звеньев. <...>

Но физическая и нравственная привязанность к отечеству, действие натуры и свойств человека не составляют еще той великой добродетели, которою славились греки и римляне. Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения — и потому не все люди имеют его.

Самая лучшая философия есть та, которая основывает должности человека на его счастии. Она скажет нам, что мы должны любить пользу отечества; ибо с нею неразрывна наша собственная; что его просвещение окружает нас самих многими удовольствиями в жизни; что его тишина и добродетели служат щитом семейственных наслаждений; что слава его есть наша слава; и если оскорбительно человеку называться сыном презренного отца, то не менее оскорбительно и гражданину называться сыном презренного отечества. Таким образом, любовь к собственному благу производит в нас любовь к отечеству, а личное самолюбие — гордость народную, которая служит опорою патриотизма. Так греки и римляне считали себя первыми народами, а всех других — варварами; так англичане, которые в новейшие времена более других славятся патриотизмом, более других о себе мечтают.

Я не смею думать, чтобы у нас в России было не много патриотов; но мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве, а смирение в политике вредно. Кто самого себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут.

Не говорю, чтобы любовь к отечеству долженствовала ослеплять нас и уверять, что мы всех и во всем лучше; но русский должен по крайней мере знать цену свою. Согласимся, что некоторые народы вообще нас просвещеннее: ибо обстоятельства были для них счастливее; но почувствуем же и все благодеяния судьбы в рассуждении народа российского; станем смело наряду с другими, скажем ясно имя свое и повторим его с благородною гордостию.

Мы не имеем нужды прибегать к басням и выдумкам, подобно грекам и римлянам, чтобы возвысить наше происхождение: слава была колыбелию народа русского, а победа вестницею бытия его. Римская империя узнала, что есть славяне, ибо они пришли и разбили ее легионы. Историки византийские говорят о наших предках как о чудесных людях, которым ничто не могло противиться и которые отличались от других северных народов не только своею храбростию, но и каким-то рыцарским добродушием. Герои наши в девятом и десятом веке играли и забавлялись ужасом тогдашней новой столицы мира: им надлежало только явиться под стенами Константинополя 1 , чтобы взять дань с царей греческих. В первом-надесять веке русские, всегда превосходные храбростию, не уступали другим европейским народам и в просвещении, имея по религии тесную связь с Царем-градом, который делился с нами плодами учености; и во время Ярослава 2 были переведены на славянский язык многие греческие книги. К чести твердого русского характера служит то, что Константинополь никогда не мог присвоить себе политического влияния на отечество наше. Князья любили разум и знание греков, но всегда готовы были оружием наказать их за малейшие знаки дерзости.

Разделение России на многие владения и несогласие князей приготовили торжество Чингисхановых потомков и наши долговременные бедствия. Великие люди и великие народы подвержены ударам рока, но и в самом несчастии являют свое величие. Так Россия, терзаемая лютым врагом, гибла со славою; целые города предпочитали верное истребление стыду рабства. Жители Владимира, Чернигова, Киева принесли себя в жертву народной гордости и тем спасли имя русских от поношения. Историк, утомленный сими несчастными временами, как ужасною бесплодною пустынею, отдыхает на могилах и находит отраду в том, чтобы оплакивать смерть многих достойных сынов отечества.

Но какой народ в Европе может похвалиться лучшею судьбою? Который из них не был в узах несколько раз? По крайней мере завоеватели наши устрашали восток и запад. Тамерлан 3 , сидя на троне Самаркандском, воображал себя царем мира.

И какой народ так славно разорвал свои цепи? Так славно отмстил врагам свирепым? Надлежало только быть на престоле решительному, смелому государю: народная сила и храбрость, после некоторого усыпления, громом и молниею возвестили свое пробуждение.

Время самозванцев представляет опять горестную картину мятежа: но скоро любовь к отечеству воспламеняет сердца — граждане, земледельцы требуют военачальника, и Пожарский 4 , ознаменованный славными ранами, встает с одра болезни. Добродетельный Минин 5 служит примером; и кто не может отдать жизни отечеству, отдает ему все, что имеет... Древняя и новая истории народов не представляют нам ничего трогательнее сего общего, героического патриотизма. В царствование Александра 6 позволено желать русскому сердцу, чтобы какой-нибудь достойный монумент, сооруженный в Нижнем Новгороде (где раздался первый глас любви к отечеству), обновил в нашей памяти славную эпоху русской истории. Такие монументы возвышают дух народа. Скромный монарх не запретил бы нам сказать в надписи, что сей памятник сооружен в его счастливое время.

Петр Великий 7 , соединив нас с Европою и показав нам выгоды просвещения, не надолго унизил народную гордость русских. Мы взглянули, так сказать, на Европу, и одним взором присвоили себе плоды долговременных трудов ее. Едва великий государь сказал воинам, как надобно владеть новым оружием, они, взяв его, летели сражаться с первою европейской армиею. Явились генералы, ныне ученики, завтра примеры для учителей. Скоро другие могли и должны были перенимать у нас; мы показали, как бьют шведов, турков — и наконец французов. Сии славные республиканцы, которые еще лучше говорят, нежели сражаются, и так часто твердят о своих ужасных штыках, бежали в Италии от первого взмаха штыков русских. Зная, что мы храбрее многих, не знаем, еще кто нас храбрее. Мужество есть великое свойство души; народ, им отличенный, должен гордиться собою.

В военном искусстве мы успели более, нежели в других, оттого, что им более занимались как нужнейшим для утверждения государственного бытия нашего; однако ж не одними лаврами можем хвалиться. Наши гражданские учреждения мудростию своею равняются с учреждениями других государств, которые несколько веков просвещаются. Наша людкость, тон общества, вкус в жизни удивляют иностранцев, приезжающих в Россию с ложным понятием о народе, который в начале осьмого-надесять века считался варварским.

Завистники русских говорят, что мы имеем только в высшей степени переимчивость ; но разве она не есть знак превосходного образования души? <...>

В науках мы стоим еще позади других, для того — и для того единственно, что менее других занимаемся ими и что ученое состояние не имеет у нас такой обширной сферы, как, например, в Германии, Англии и проч. <...> Успехи литературы нашей (которая требует менее учености, но, смею сказать, еще более разума, нежели собственно так называемые науки) доказывают великую способность русских. Давно ли знаем, что такое слог в стихах и прозе? и можем в некоторых частях уже равняться с иностранцами. У французов еще в шестом-надесять веке философствовал и писал Монтань 8: чудно ли, что они вообще пишут лучше нас? Не чудно ли, напротив того, что некоторые наши произведения могут стоять наряду с их лучшими, как в живописи мыслей, так и в оттенках слога? Будем только справедливы, любезные сограждане, и почувствуем цену собственного. Мы никогда не будем умны чужим умом и славны чужою славою: французские, английские авторы могут обойтись без нашей похвалы; но русским нужно по крайней мере внимание русских. Расположение души моей, слава богу! совсем противно сатирическому и бранному духу; но я осмеливаюсь попенять многим из наших любителей чтения, которые, зная лучше парижских жителей все произведения французской литературы, не хотят и взглянуть на русскую книгу. Того ли они желают, чтобы иностранцы уведомляли их о русских талантах? Пусть же читают французские и немецкие критические журналы, которые отдают справедливость нашим дарованиям, судя по некоторым переводам * . <...> Некоторые извиняются худым знанием русского языка: это извинение хуже самой вины. <...>

<...> Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой живописной поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца и чувствительности. Он богатее гармониею, нежели французский; способнее для излияния души в тонах; представляет более аналогических слов, то есть сообразно с выражаемым действием: выгода, которую имеют одни коренные языки! Беда наша, что мы все хотим говорить по-французски и не думаем трудиться над обрабатыванием собственного языка: мудрено ли, что не умеем изъяснять им некоторых тонкостей в разговоре? Один иностранный министр сказал при мне, что "язык наш должен быть весьма темен, ибо русские, говоря им, по его замечанию, не разумеют друг друга и тотчас должны прибегать к французскому". Не мы ли сами подаем повод к таким нелепым заключениям? — Язык важен для патриота; и я люблю англичан за то, что они лучше хотят свистать и шипеть по-английски с самыми нежными любовницами своими, нежели говорить чужим языком, известным почти всякому из них.

Есть всему предел и мера: как человек, так и народ начинает всегда подражанием; но должен со временем быть сам собою , чтобы сказать: я существую нравственно! Теперь мы уже имеем столько знаний и вкуса в жизни, что могли бы жить, не спрашивая: как живут в Париже и в Лондоне? что там носят, в чем ездят и как убирают домы? Патриот спешит присвоить отечеству благодетельное и нужное, но отвергает рабские подражания в безделках, оскорбительные для народной гордости. Хорошо и должно учиться; но горе и человеку и народу, который будет всегдашним учеником!

До сего времени Россия беспрестанно возвышалась как в политическом, так и в нравственном смысле. Можно сказать, что Европа год от году нас более уважает — и мы еще в средине нашего славного течения! Наблюдатель везде видит новые отрасли и раскрытия; видит много плодов, но еще более цвета. Символ наш есть пылкий юноша: сердце его, полное жизни, любит деятельность; девиз его есть: труды и надежда!

Победы очистили нам путь к благоденствию; слава есть право на счастие.

[ 2 ]

о не может отдать жизни отечеству, отдает ему все, что имеет... Древняя и новая история народов не представляет нам ничего трогательнее сего общего геройского патриотизма. В царствование Александра позволено желать русскому сердцу, чтобы какой-нибудь достойный монумент, сооруженный в Нижнем Новегороде (где раздался первый глас любви к отечеству), обновил в нашей памяти славную эпоху русской истории. Такие монументы возвышают дух народа. Скромный монарх не запретил бы нам сказать в надписи, что сей памятник сооружен в его счастливое время.

Петр Великий, соединив нас с Европою и показав нам выгоды просвещения, ненадолго унизил народную гордость русских. Мы взглянули, так сказать, на Европу и одним взором присвоили себе плоды долговременных трудов ее. Едва великий государь сказал нашим воинам, как надобно владеть новым оружием, они, взяв его, летели сражаться с первою европейскою армиею. Явились генералы, ныне ученики, завтра примеры для учителей. Скоро другие могли и должны были перенимать у нас; мы показали, как бьют шведов, турков - и, наконец, французов. Сии славные республиканцы, которые еще лучше говорят, нежели сражаются, и так часто твердят о своих ужасных штыках, бежали в Италии от первого взмаха штыков русских. Зная, что мы храбрее многих, не знаем еще, кто нас храбрее. Мужество есть великое свойство души; народ, им отличенный, должен гордиться собою.

В военном искусстве мы успели более, нежели в других, оттого, что им более занимались, как нужнейшим для утверждения государственного бытия нашего; однако ж не одними лаврами можем хвалиться. Наши гражданские учреждения мудростию своею равняются с учреждениями других государств, которые несколько веков просвещаются. Наша людскость, тон общества, вкус в жизни удивляют иностранцев, приезжающих в Россию с ложным понятием о народе, который в начале осьмого-надесять века считался варварским.

Завистники русских говорят, что мы имеем только в высшей степени переимчивость; но разве она не есть знак превосходного образования души? Сказывают, что учители Лейбница находили в нем также одну переимчивость.

В науках мы стоим еще позади других для того - и для того единственно, что менее других занимаемся ими и что ученое состояние не имеет у нас такой обширной сферы, как, например, в Германии, Англии и проч. Если бы наши молодые дворяне, учась, могли доучиваться и посвящать себя наукам, то мы имели бы уже своих Линнеев, Галлеров, Боннетов. Успехи литературы нашей (которая требует менее учености, но, смею сказать, еще более разума, нежели, собственно, так называемые науки) доказывают великую способность русских. Давно ли знаем, что такое слог в стихах и прозе? И можем в некоторых частях уже равняться с иностранцами. У французов еще в шестом-на-десять веке философствовал и писал Монтань: чудно ли, что они вообще пишут лучше нас? Не чудно ли, напротив того, что некоторые наши произведения могут стоять наряду с их лучшими как в живописи мыслей, так и в оттенках слога? Будем только справедливы, любезные сограждане, и почувствуем цену собственного. Мы никогда не будем умны чужим умом и славны чужою славою: французские, английские авторы могут обойтись без нашей похвалы; но русским нужно по крайней мере внимание русских. Расположение души моей, слава богу! совсем противно сатирическому и бранному духу; но я осмелюсь попенять многим из наших любителей чтения, которые, зная лучше парижских жителей все произведения французской литературы, не хотят и взглянуть на русскую книгу. Того ли они желают, чтобы иностранцы уведомляли их о русских талантах? Пусть же читают французские и немецкие критические журналы, которые отдают справедливость нашим дарованиям, судя по некоторым переводам (Таким образом, самый худой французский перевод Ломоносова од и разных мест из Сумарокова заслужил внимание и похвалу иностранных журналистов.). Кому не будет обидно походить на Далам-бертову мамку, которая, живучи с ним, к изумлению своему услышала от других, что он умный человек? Некоторые извиняются худым знанием русского языка: это извинение хуже самой вины. Оставим нашим любезным светским дамам утверждать, что русский язык груб и неприятен; что charmant и seduisant, expansion и vapeurs(Прелестный, обольстительный, излияние, воспарения (франц.}. - Ред,) не могут быть на нем выражены; и что, одним словом, не стоит труда знать его. Кто смеет доказывать дамам, что они ошибаются? Но мужчины не имеют такого любезного права судить ложно. Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой, живописной поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца и чувствительности. Он богатее гармониею, нежели французский; способнее для излияния души в тонах; представляет более аналогических слов, то есть сообразных с выражаемым действием: выгода, которую имеют одни коренные языки! Беда наша, что мы все хотим говорить по-французски и не думаем трудиться над обработыванием собственного языка: мудрено ли, что не умеем изъяснять им некоторых тонкостей в разговоре? Один иностранный министр сказал при мне, что «язык наш должен быть весьма темен, ибо русские, говоря им, по его замечанию, не разумеют друг друга и тотчас должны прибегать к французскому». Не мы ли сами подаем повод к таким нелепым заключениям? - Язык важен для патриота; и я люблю англичан за то, что они лучше хотят свистать и шипеть по-английски с самыми нежными любовницами своими, нежели говорить чужим языком, известным почти всякому из них.

Есть всему предел и мера: как человек, так и народ начинает всегда подражанием; но должен со временем быть сам собою, чтобы сказать: «Я существую морально!» Теперь мы уже имеем столько знаний и вкуса в жизни, что могли бы жить, не спрашивая: как живут в Париже и в Лондоне? Что там носят, в чем ездят и как убирают домы? Патриот спешит присвоить отечеству благодетельное и нужное, но отвергает рабские подражания в безделках, оскорбительные для народной гордости. Хорошо и должно учиться; но горе и человеку и народу, который будет всегдашним учеником!

До сего времени Россия беспрестанно возвышалась как в политическом, так и в моральном смысле. Можно сказать, что Европа год от году пас более уважает, - и мы еще в средине нашего славного течения! Наблюдатель везде видит новые отрасли и развития; видит много плодов, но еще более цвета. Символ наш есть пылкий юноша: сердце его, полное жизни, любит деятельность; девиз его есть: труды и надежда/ - Победы очистили нам путь ко благоденствию; слава есть право на счастие.

Теория риторики

Вопрос №1.
Определение риторики.

Риторика – наука об ораторском искусстве, об отношении мысли к высказыванию и средствах риторического доказывания. Риторика как прикладная дисциплина содержит набор теоретических положений, которые создаются в разных сферах лингвистических наук, философии, логике, психологии, семантике. Кроме того, риторика содержит набор правил, технологий и предписаний, которые позволяют практически создавать и произносить речи, соответствующие культуре и влияющие на людей.
Начинающим ораторам риторика позволяет сознательно и эффективно программировать своё общение. Риторика, используя мировой культурный опыт языка и его использование при общении, раздвигает узкие границы +-стихийного построения речи и позволяет использовать каждому оратору образцы наиболее эффективной формы речи. От владения навыками влиятельной речи во многом зависит наш жизненный и профессиональный статус.
«Риторика, - по глубокому убеждению Аристотеля, - это то же искусство, то же творчество, выросшее на диалектической логике возможного бытия». «Риторика – искусство, соответствующее диалектике» - вот фраза, которой открывается трактат Аристотеля.
Самое главное в ораторском мастерстве, по Аристотелю, - доказательства. Он определяет риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Поскольку же «способ убеждения есть некоторого рода доказательство», то риторика Аристотеля – это наука доказательной речи.
Таким образом, аристотелевская риторика – это наука о способах доказательства вероятного, возможного, правдоподобного.
Теперь мы дадим определение современной риторики.
Риторика – это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи.

Вопрос №2 .
Риторический канон и его структура.

Ядром современной риторики есть путь от мысли к слову и является совокупностью трёх этапов: изобретение содержания, расположение изобретённого и словесное выражение. Что сказать? В какой последовательности? Какими словами? Эти три этапа – пути от мысли к слову – определяются риторическим каноном. Узнав эти законы и усвоив принципы риторического канона, человек сможет более уверенно ориентироваться в любой ситуации, требующей от него связной осмысленной речи. Эти законы помогут каждому упорядочить логическое, понятийное построение своей речи. Это пригодиться не только в публичном выступлении или различных устоявшихся письменных жанрах, но и в быту.
Классический риторический канон отмечает на пути от мысли к речи пять этапов:
1.Инвенция – «нахождение», «изобретение» или «изобрести, что сказать».
2.Диспозиция – «расположение» или «расположить изобретённое».
3.Элокуция – «словесное оформление мысли», «собственно красноречие» или «украсить словами».
4.Запоминание – Речи античности учили наизусть, репетировали; часто автор речи писал её для заказчика, который только заучивал и затем произносил речь.
5.Произнесение – Это актёрское, театральное исполнение речи – этап, на котором речь не только произносится, но и разыгрывается с соответствующим исполнением жеста, мимики, голосовых данных оратора.

Вопрос №3
Что такое «топ»? Охарактеризовать 10 видов топов.

Топ – общее рассуждение, наблюдение, описание, которое человек мог запомнить, чтобы использовать в подходящем случае, (топос, или топ - тема речи). Другими словами, смысловая модель обобщающей природы. Например, время летит, время лечит и т.д.
Топ (смысловая модель) - «род-вид» («разновидности»).
Ведя речь о машине, мы видим, что родовым, общим понятием по отношению к машине будет аппарат (также механическое устройство). Видовыми (частными) понятиями (идеями) будут разновидности: швейная машина, стиральная машина, легковая машина.
Принцип действия топа - разложение идеи топа по схеме «общее-частное» только по вертикальной схеме. Например:

животное

собака

охотничья собака

терьер

шнауцер

миттельшнауцер

Топ «разновидности» является частным случаем топа «род-вид». В этом топе не только идут перечисление видов, но и производится оценка каждой разновидности, выбирается наилучшие, отбрасываются плохие или неподходящие
животное
кошка собака лошадь

охотничья собака

терьер

шнауцер

миттельшнауцер

Вывод: топ «род-вид» (в том числе и топ «разновидности») отражает универсальный закон человеческой мысли и речи - от общего к частному (дедукция) и от частного к общему (индукция).

Топ (смысловая модель) - «определение».
Топ «определение»- определение предмета речи, служит изобретению содержания речи, условие ее ясности, непротиворечивости. Структура топа: необходимо определить предмет речи - значит назвать общий род (дуб- дерево, велосипед-машина и т.д.) и видовое, специфичное его отличие от других предметов того же рода (лето - самое теплое время года в нашем полушарии).

Топ (смысловая модель) – «целое - части».
Суть модели «целое – части» состоит в том, что предмет речи (идею) нужно: а) рассмотреть как часть некоего целого и рассуждать также и об этом целом (Шамора - море, мангал - шашлыки), б) рассмотреть элементы, части, составляющие предмет речи, и говорить о них по отдельности. Топ «целое - части» отражает универсальный закон работы мысли – ее движение от целого к частям предмета и снова к целому. Описание конкретного предмета (целого) требует соблюдения определенного алгоритма:
- описываются вещи-предметы, имеющие строго определенные функции, выделяются именно и только те части таких предметов, которые и делают их функциональными.
- в описаниях вычленяются самые заметные, бросающиеся в глаза элементы, отличающие их от других сходных объектов: «Очки (определение) большей частью состоят из двух круглых или овальных стёкол, вделанных в лёгкую оправу…Оправа делается из стали, черепаховой кости, а также из серебра и золота (части).

Топ (смысловая модель) – «свойства». Топ «свойства» включает в себя топы «признаки», «качества», «функции». Это приметы предмета речи, его качества, его функции, его характерные действия. Умение хорошо описывать подразумевает умение выделять важнейшие свойства и характерные признаки предмета речи. Чтобы правильно использовать топ «свойства» нужно: а) отбирать только существенные, характерные признаки, функции, качества объекта, причем такие из них, которые делают его действительно интересным как предмет речи и для говорящего, и для адресата; б) не избегать при этом выражения собственных оценок, эмоций:- «Эта птица поражает какой-то необычайной внешней нескладностью и расхлябанностью, напоминая подчас скверно сделанное неумелым таксидермистом чучело. И в то же время это во многих отношениях замечательная птица»…

Топ (смысловая модель) – «сопоставление».
Смысловая модель «сопоставление» является одной из моделей организации мышления и речи, «размножения идей». Поиски общего между предметами и явлениям, как и открытие отличного и противоположного, предоставляет возможность структурировать окружающее, классифицировать бесконечное разнообразие вещей, классифицировать бесконечное разнообразие вещей и таким образом овладеть разнообразием, сделать мир доступным познанию.
Существуют две разновидности топа «сопоставления»:

    Топ «сравнение»: поиски сходства (аналогии). Одно подается через другое, демонстрируется посредством другого, если имеет с ним нечто общее (способ «размножения идей). Эта модель топа построена из двух членов (то, что сравнивают, и то, что с чем сравнивают) и термина сравнения, связывающие эти члены (это то общее, что дает возможность сравнивать вещи). Термины сравнения: внешность, дерзость, действия…-
    Топ «противопоставление»: поиски различного (противоположного). Мышление и речь, сопоставляя окружающее человека явления и предметы, оперируют следующим механизмом: познать вещь и представить ее в речи можно и «сталкивая» ее с другой вещью, обладающей противоположными свойствами. Противопоставление широко используется для решения риторических задач - и для описания, и для рассуждения, и для доказательства: - День и ночь; «Война и мир»; толстый и тонкий…
    «Они сошлись, Волна и камень,
    Стихи и проза, лёд и пламень,
    Не столь различны меж собой…»
    Топ (смысловая модель) – «Причина и следствие»
Описывает ещё один универсальный тип отношений между идеями (между словами и отдельными фрагментами в речи). Этот топ находит причины предмета речи, предвидит и обнаруживает в речи его следствие: - Чем больше в Англии старых дев, тем больше там удои молока. Цепная разновидность. При разработке смысловой структуры речи _ рассуждения топы «причина» и «следствие» могут занимать первостепенные позиции, исчерпывая, по существу, всё содержание. Дана тема: «Монументы возвышают дух народа».
1.Причины: а) памятники напоминают о славных деяниях предков; б) воспитывают в младших поколениях стремление подражать великому и славному прошлому; в) рождают уверенность, что в народе имеются ещё силы для дел не менее славных.
2.Следствия: а) обязанность каждого патриота – посильное приношение на увековечение памяти предков; б) обязанность всего общества – заботиться о сохранности прежних и строительстве новых памятников.

Топ (смысловая модель) «Обстоятельства»
Топы «Как?», «Где?», «Когда?». Топ «обстоятельства»: место, время, условия - Где? Когда? Как? Каким образом? Ответы на эти вопросы дают возможность развить содержание речи в соответствии со смысловой моделью «обстоятельства». Попробуйте рассказать «историю», не использовав эти риторические общие места: « Когда Ассоль решилась открыть глаза, покачивание шлюпки, блеск волн, приближающийся борт «Секрета» - всё было сном, где свет и вода качались, кружась, подобно солнечным зайчикам на струящейся лучами стене. Не помня себя как, она поднялась по трапу в сильных руках Грея…»

Топ (смысловая модель) «Пример» и «Свидетельства»
«Примеры» к отдельным положениям речи или ко всей речи необходимы в связи с общериторическими принципами конкретности и близости. Примеры, иллюстрирующие мысль говорящего, черпаются им из собственного жизненного опыта, из истории, из художественной литературы…: - Пётр сказал однажды: «Англинская вольность здесь не у места, как в стене горох. Надлежит знать народ, как оным управлять».
«Свидетельства» - риторическое общее место, это разного рода цитаты и изречения, которые употребляются в речи с целью придать ей весомость: - «Язык мой – враг мой»; «Что написано пером, того не вырубишь и топором»…

Топ (смысловая модель) «Имя»
Смысловая модель «Имя» является источником изобретения мыслей, развития темы – обращение к происхождению и смыслу слова, обозначающего явление или понятие. Топ «Имя» подсказывает: присмотритесь внимательней к ключевым для темы словам:
Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли…

Вопрос № 4.
Законы общей риторики.

Законы риторики отражают общериторический идеал: речевое поведение и речь участников общения должны обеспечивать гармонию речевого события.
Первый закон – закон гармонизирующего диалога – говорит о том, что ваш собеседник или ваша аудитория не пассивный объект, которому вы должны передать информацию. Задача – установить гармонические и двусторонние отношения со слушателем. Реальная речь, слово – то, что слышат из наших уст родные и знакомые – это результат осознанного или неосознанного выбора, который делает говорящий. Это результат нашего речевого поведения. Принципы речевого поведения выработала риторика для того, чтобы получить живой и активный отклик слушателя на речь говорящего. Риторический принцип близости содержания речи интересам и жизни адресата всегда нужно учитывать, чтобы увлечь и захватить адресата. Принцип конкретности не менее важный принцип, конкретность помогает зримо воспринимать звучащую речь. Чем конкретней речь – тем легче и приятнее её слушать, тем больше усвоят, поймут, запомнят.
Второй закон – закон продвижения и ориентации адресата. Речь становится эффективной, если говорящий осведомляет адресата о том, каков «маршрут» совместного продвижения от начала речи к её концу. Требования второго закона риторики: принцип движения . Он требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был сориентирован «в пространстве» речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к цели.
Третий закон – эмоциональности речи . Он требует, чтобы говорящий не только мыслил, но и чувствовал, переживал эмоционально то, о чём он сообщает или беседует. Закон эмоциональности речи реализуется с помощью особых принципов их использования в речи. Первое место из них занимает метафора.
Четвёртый закон – закон удовольствия. Он гласит, что эффективная речь возможна тогда, когда говорящий ставит себе целью доставить радость слушателю, сделать общение приятным. Для этого нужно, чтобы в речевом общении возникла игра. Что может доставить большее удовольствие, чем игра? Кроме «игровых фигур» речи и юмора, мощным средством выполнения четвёртого закона служит разнообразие речи. Также существует особый тип речевого общения (тип дискуса ), который весь посвящен получению удовольствия от беседы или речи.
2 3 4
Закон Закон Закон
продвижения удовольствия эмоциональности
и ориентации речи
адресата

Вопрос № 5.
Понятие «тропа» и «фигуры». Виды.
Топ – оборот речи – употребление слова или выражения в переносном значении. Эта метафора, ирония – выразительно-изобразительные средства.
Риторические тропы – это вовсе не все случаи употребления слов и выражений в переносном значении, а только те, которые сохраняют образность, не утратив своей двуплановости, а, следовательно, не лишились выразительности.
Переносы значений одного предмета (явления) на другой отражают ход познавательной деятельности человека; а) сходные явления и вещи (метафора) : - Я спросил сегодня у менялы
Легче ветра, тише Венских струй… б) группировка вещей и явлений по их близости друг с другом и тоже называется одним словом (метонимия): Не то на серебре, - на золоте едал. Переносные, образные значения: На сердце кошки скребут; А заря, лениво обходя кругом…
Метафора – этот вид тропа состоит в переносе названия с одного предмета на другой по сходству этих предметов. Метафора – основное средство изображения душевной, духовной, эмоциональной жизни человека. (Сладкая, страстная мелодия…всё сияла…росла, таяла…)
На пушистых ветках
Снежно ю каймой
Распус тились кисти
Белой бахромой…
Метонимия – этот троп состоит в переносе именования предмета на другой предмет, но по иному признаку – не по сходству, а по смежности (близости). С помощью метонимии часто называют:
- Предмет по материалу, из которого он сделан: Янтарь в устах его дымился – янтарная трубка, трубка из янтаря;
- Предмет по его свойству: радость моя, любовь моя, счастье моё ;
- Предмет по производителю действия: читал Аристотеля, купил Цицерона;
- Содержимое по предмету, содержащему его: чайник кипит (вода в чайнике), печь трещит (дрова в печи);
- Время по предмету (явлению), характеризуещему это время: учится до седых волос, любить до гроба.
Ирония – этот троп одновременно вызывает и удерживает в сознании говорящего и адресата сразу два значения слова или выражения: прямое и переносное. «О, она плачет, я виноват, как видите!». «Похвальное слово глупости». «Я знаю только то, что я ничего не знаю». Ирония может переходить в едкую издёвку, в сарказм, но никогда не должна превращаться в грубость. Простейший вид иронии – «антифраз», когда в противоположном смысле употребляется одно слово. «Доходяга» Геркулес, «безобразный» Аполлон.
Парадокс - утверждение, изречение, противоречащие на первый взгляд здравому смыслу, но таящее в себе более глубокое значение, чем-то общепринятое, банальное высказывание, которое служит в парадоксе предметом иронии. Ничего не делать – очень тяжёлый труд.
Намёк – средство непрямого (косвенного) информирования. Категория намёка подразумевает «додумывание» адресатом высказывания говорящего. «Вы, судьи, уже давно догадались, о чём я хочу сказать, верней, умолчать».

«Риторические фигуры речи» - это формы, с помощью которых усиливается выразительность речи, увеличивается сила её воздействия на адресата. Такие «узоры», по которым можно «вышивать» отдельную фразу.
Первая группа включает фигуры, при которых структура фразы определяется соотношением значений слов – понятий в ней. Это – антитеза и градация. Противопоставление понятий и соответствующее построение фразы образует фигуру антитезы . «Когда я говорю да, она говорит, нет»; «Ни ночи, ни дня не видно». Расположение понятий в порядке нарастания «Не жалею, не зову, не плачу…» или убывания «Жизнь становилась всё хуже, всё скучнее, всё безотрадней» значения – фигуру градации .
Вторая группа обладает свойством облегчить слушание речи, понимание и запоминание. Это фигуры: повтор «Учиться, учиться и учиться» , единоначатие, параллелизм и период. «Никогда, никогда нет с ней покоя». Риторическая фигура единоначатие заключается в повторении слова (нескольких слов) в начале нескольких фраз, следующих одна за другой: Таковы времена! Таковы нравы! Параллелизм – особое устройство следующих друг за другом фраз с однотипным порядком слов, однотипными сказуемыми. Чаще всего фигуры параллелизма встречаются в периодах:
Мне вас не жаль, года весны моей,
Протекшие в мечтах любви напрасной,-
Мне вас не жаль, о таинства ночей,
Воспетые цевницей сладострастной…
Периодическая речь – это речь, организованная таким образом, чтоб в начале фразы и говорящий, и слушатель уже предчувствовали, каково будет её развитие и завершение.
а) Временной период : Когда…,когда…,когда…: Когда нам говорят о …;когда нам кажется…; когда жертва его…
б) Условный период: Если…,если…,если…(то).
в) Определительный: Кто…, кто…,кто…: Все, кто с давних пор изнывает под бременем долгов, кто, частью по лености… .
В третью группу входят те риторические формы, которые используются как приёмы диалогизации монологической речи. Это фигуры риторического обращения; риторического восклицания; риторического вопроса; одобрения; умаления; введения чужой речи.
а) Риторическое восклицание – когда нужно отметить высшую точку накала чувства: - Что у вас за порядки?
б) Риторический вопрос – фигура выделения смысловых центров речи, определённый этап обсуждения темы: - Чем я перед тобой провинился?
в) Риторическое обращение – служит для выделения важных смысловых позиций, существенных идей речи: - Что скажу я тебе, брат мой…
г) Введение чужой речи – это «прямая речь», но не любая, а выдуманная, додуманная форма, восстановленная самим оратором: - Вот она, отчизна, обращается к тебе…
д) Одобрение – фигура косвенной или прямой хвалы и внушения надежды слушателям: - « Людям мудрым, влиятельным и могущественным – таким как вы, надлежит приступить к врачеванию», «Заканчивая речь, я хочу выразить уверенность в справедливости приговора, который вы вынесете моему подзащитному».
е) Умаление – признание говорящим ошибочности своих прежних взглядов, выражение сожаления по поводу собственных ошибок: - Я сознаю, что не имею права осуждать их… Я позволил себе сказать…слова, о которых, теперь сожалею.
ж) Фигура уступки – говорящий сперва как бы соглашается с мнением оппонента, а потом приходит к тому, что это мнение не верно: - Вы правы в том-то и том-то, но…; Совершенно справедливо, однако…

Вопрос № 6.
Особенности информирующей речи.

Информирующая речь - речь, основной целью которой является сообщение сведений, информирование аудитории. Главное следовать двум принципам, двум правилам:
1)сделать речь интересной для слушателя;
2)сделать передачу информации как можно более эффективной: речь должна быть ясной.
1. С первых слов нужно завладеть вниманием слушателей. Для этого нужно: а) подобрать интересное, неожиданное названия сообщения; б) найти в своей теме какую-нибудь «изюминку». Во введении желательно объяснить слушателям, зачем им понадобиться эта информация, что они смогут с ней сделать, как использовать. Интерес аудитории к теме нужно « подогревать» постоянно, до самого конца речи.
2. Готовясь к сообщению, нужно тщательно составить план. Информацию разбить по пунктам, не более семи (идеально 3-5). Если информация сложная, можно пункты выделить в подпункты, но тоже не более 5.
К каждому пункту подобрать факты, цифры и примеры. Также подобрать чем «подогревать» интерес слушателя, здесь нам помогут пословицы, афоризмы, парадоксы. Обязательно аудитории надо дать передохнуть. В информирующей речи говорящий должен следить за тем, чтобы слушатели постоянно были «в курсе» того, в каком месте речи они сейчас находятся.
Если доклад сложен, можно использовать доску и на ней записать план и переходить от пункта к пункту вместе с аудиторией. План на доске должен расти на глазах слушателей.
3. В заключении, обязательно кратко «пробежаться» по основным пунктам речи, как бы пролистать доклад снова. Это должно оживить интерес аудитории к докладу и настроить слушателей узнать об этой теме побольше. Необходимы также итоговые выводы.

Вопрос № 7.
Особенности аргументирующей речи.

Убеждающая и агитирующая речь имеет много общего, так что их можно объединить под общим названием « аргументирующая речь».
Аргумент – это довод, служащий для доказательства, а, следовательно, необходимый для убеждения. Цель оратора в аргументирующей речи – убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе, доказав ей свою правоту. А также в том, чтобы побудить слушателей к определённой деятельности. Агитационная речь опирается на информационную форму общения. Информация речи затем подвергается оценке и доказательству того, что слушатель не может не отождествиться с данным содержанием.
Определяя свою цель, оратор должен обдумать, какую речь он собирается предложить – убеждающую или агитирующую. Также оратор должен чётко сформулировать свой тезис . Тезис – «ответ на спорный вопрос», должен быть сформулирован ясно и, главное конкретно.
При подготовке аргументирующей речи необходимо обратить внимание на ряд приёмов и средств.

    Введение речи нуждается в акцентации, поскольку с самого начала агитационная речь должна быть чёткой, ясной и определенной. Структура введения включает вступительные замечания, изложение цели оратора, название темы, пояснения, краткий обзор содержания.
    Оратор с самого начала речи должен показать, что не намерен давить на аудиторию. Напротив, он должен показать свою заинтересованность в общем согласии. Желательно избегать слов, как: вы должны, вам придётся. Использование отрицательной информации нежелательно, в случае необходимости её использования необходимо усилить контроль за восприятием и состоянием слушателей.
Основная часть аргументирующей речи содержит тезис и необходимые доводы: а) начальный этап состоит из подготовки перечня доводов; б) приведение этих хаотических доводов к нашему тезису в более или менее стройный порядок, чтобы каждый довод получил своё место; в) работа с доводами – их проверка; нет ли ошибок, удачность примеров и сравнений, логичность доводов, нельзя ли ваши доводы обратить против вас.

и т.д.................

Задание 1.

Прочитайте пример. Какой вывод можно сделать на его основании?

Тема: "Монументы возвышают дух народа" (Н.М. Карамзин). Тезис: «Обязанность общества - заботиться о сохранности прежних и строительстве новых памятников; обязанность каждого патриота - посильное приношение на увековечение памяти предков».

Почему это так?

1) Потому что памятники напоминают о славных деяниях предков;

2) потому что они воспитывают в младших поколениях стремление подражать великому и славному прошлому;

3) потому что они рождают уверенность, что в народе имеются еще силы для дел не менее славных;

4) потому что они ободряют дух в годины народных бедствий.

Каждое из этих суждений становится основной мыслью в своей части.

Задание 2.

Составьте подтезисы, если определено:

Тема: «О пользе разведения комнатных цветов».

Аудитория : слушательницы курсов молодых хозяек (женщины в возрасте 18–27 лет): соглашатели, групповое общение, культурный уровень невысокий.

Задача : убедить аудиторию в том, что комнатное цветоводство - полезное и приятное занятие.

Сверхзадача : склонить женщин заняться цветоводством.

Тезис : Жителям городов, оторванным от природы, необходимо разводить комнатные цветы, так как это украшает жизнь и благотворно влияет на человека.

Задание 3.

Проведите деление тезиса по образцу.

В речи, обращенной к старшеклассникам и призывающей поступать именно в наш институт будем утверждать, что он дает самое лучшее образование.

Почему это так?

- Важно следить, чтобы каждая формулировка плана-конспекта была именно суждением, а не заголовком (назывным предложением) или вопросом.

- Все формулировки должны быть соразмерны, находиться в правильном соподчинении.

Задание № 4.

Администрация Центрального района проводит совещание с приглашением представителей общественности на тему: «Экологические проблемы Центрального района». Проанализируйте заявленные темы для выступления и выскажите свое мнение о том, достаточно ли они актуальны и разрешимы. Уточните те темы, которые вызовут у вас возражение. Обоснуйте свое мнение.

1. О необходимости ликвидации автостоянки у Центрального рынка.

2. О загрязненности Волги в районе Центральной набережной.

3. О необходимости улучшения работы фонтанов на Центральной набережной и на проспекте Ленина.

4. О необходимости организации своевременной уборки мусора из дворов южной части района.

5. Об улучшении озеленения района.

6. О борьбе с загазованностью автотранспортом в районе.

7. О влиянии вредных выбросов предприятий соседних районов на экологическую ситуацию в Центральном районе.

8. О реконструкции Центральной набережной.

9. О недопустимости строительства моста через Волгу в Центральном районе.

10. О необходимости внесения изменений в экологическое законодательство России.

11. О необходимости увеличения финансирования экологических программ из госбюджета.

12. О необходимости организации своевременной уборки и полива улиц и дорог в районе.

Задание № 5.

Прочитайте предлагаемые риторические тексты. Определите задачу каждого текста. Выделите тезис в каждом случае.

1. Есть язык народа как показатель его культуры и есть язык отдельного человека как показатель личных качеств - качеств человека, который пользуется языком народа. Обычно мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно. Но язык человека - гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. А ведь бывает и так, что человек не говорит, а "плюется словами". Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его «словами-плевками» говорит, он хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, над всем смеется, ничего не боится. А на самом деле он потому и обзывает своими циничными выражениями и насмешливыми прозвищами те или иные предметы, людей, действия, что он не уверен в себе. И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно, экономно. Не заставляйте окружающих выслушивать свои длинные речи, не красуйтесь в своем языке; не будьте самовлюбленным болтуном. Язык человека - это его мировоззрение, его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. (Д.С. Лихачев)

2. Говорят, что содержание определяет форму. Это верно, но верно и противоположное, что от формы в известной мере зависит содержание. Поэтому поговорим о форме нашего поведения, о том, что должно войти в нашу привычку и что тоже должно стать нашим внутренним содержанием. Не мучайтесь своими недостатками, если они у вас есть. Если вы заикаетесь, не думайте, что это очень плохо. Заики бывают превосходными ораторами, обдумывая каждое свое слово. Лучший лектор славившегося своими красноречивыми профессорами Московского университета историк В.О. Ключевский заикался. Небольшое косоглазие может придавать значительность лицу, хромота - движениям. Если вы застенчивы, тоже не бойтесь этого. Не стесняйтесь своей застенчивости: застенчивость очень мила и совсем не смешна. Она становится смешной только если вы слишком стараетесь ее преодолеть и стесняетесь ее. Будьте просты и снисходительны к своим недостаткам. Не страдайте от них. Хуже нет, когда в человеке развивается "комплекс неполноценности", а вместе с ним озлобленность, недоброжелательность к другим людям, зависть. Человек теряет то, что в нем лучшее, - доброту. Простота, правдивость, отсутствие претензий в одежде и поведении - вот самая привлекательная «форма» в человеке, которая становится и его самым элегантным «содержанием». (Д.С. Лихачев)

Задание № 6.

Прочитайте текст, вычлените тезис. Проанализируйте причины уклонения от тезиса. Помогите выступающему отредактировать текст. Что вы можете сказать о его типе мышления.

Ученику в школе задали по биологии описать герань.

– Что можно сказать об этой герани? Герань - это комнатный цветок. Бывают полевые цветы. И садовые. Мало ли какие бывают цветы! А наша герань растет в горшке на окне. Считается, что герань - символ мещанства. Потому что мещане очень любили герань. Что такое символ? Символ - это условный знак, выражающий какую-то идею. Считается, что герань символизирует идею мещанства. Мещанство! Это отвратительная штука. Это мерзость! Мещанин - это человек с мелкими, куцыми интересами собственника. М. Горький изобличал мещан! Вспомним его «Песню о Соколе»! Уж - это символ мещанства. «Рожденный ползать - летать не может!»

Контрольные вопросы:

1. Какие две стадии выделяются в составе этапа изобретения содержания речи?

2. 2. Из каких операций складывается формирование замысла предстоящего выступления?

3. 3. Назовите критерии, которые следует учитывать при выборе темы для будущей речи.

4. 4. Какие приемы помогут оратору сформулировать интересное название выступления?

5. Что такое тезис, подтезис?

6. Сколько частей необходимо иметь в речи, чтобы можно было утверждать, что тезис полностью раскрыт?

7. Какие требования к подготовке речи поэтически описал Н.Буало:

Пока неясно вам, что вы сказать хотите,

Простых и точных слов напрасно не ищите.

Но только замысел у вас в уме готов -

Все нужные слова придут на первый зов.

Выполнение домашнего самостоятельного задания п о теме «Инвенция». Задание выполняется дома и сдается в письменном виде преподавателю. На каждую тему - по два студента.

- 3..Продумать и представить тезис, определить подтезисы.

- 4..Продумать и записать аргументы и контраргументы.

В зависимости от выбранной темы, подобрать аргументы к логосу, пафосу, этосу.

- 4..Продемонстрировать умение выразить собственное отношение к теме высказывания.

- 5..Сформулировать вывод.

Темы для подготовки:

1. Опасности купания в озерах.

3. Как выбирать профессию.

4. Как следует изучать историю (математику, физику…)

5. Новая система выпускных экзаменов.

6. Образованный человек - полезный человек.

7. Импортные лекарства на нашем прилавке.

8. Собака - мой друг.

9. О пользе восьмичасового сна.

10. Курсы секретарей-референтов для старшеклассников.

Занятие 3.2. Диспозиция

- Выполните задания.

Вопросы для подготовки:

1. Понятие композиции и деятельность оратора при построении речи. Требования к речи.

2. Общие правила построения выступления.

3. Задачи вступления и заключения, приемы их конструирования. Разновидности вступлений и заключений. Прямое и косвенное вступление.

4. Способы развертывания основной части высказывания.

4.Специальные средства выразительности речи: тропы и фигуры.

5. Уместность речи: функциональный, официально-деловой, научный, художественный, разговорный стиль.

6. «Фактор края».

7. Меморио и акцио – как запомнить и как произнести.

Литература для подготовки:

1. Аннушкин, В.И. Риторика. Вводный курс: учебное пособие. – М, 2006.

2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Как построить свою речь: Что такое композиция речи; Составные элементы композиции; Недостатки композиции // Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи: Современная риторика. Ростов н / Д., 1995. С. 268-270, 273-289.

2.2. Хазагеров Т.Г., Ширина Л. С. Общая риторика. М., 1999.

2. 3. Как знаменитые ораторы готовились к выступлению// Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей…: Пер. с англ. Мн., 1990. С. 294-311, 373-404.

4…Львов М. Р. Расположение материала // Львов М. Р. Риторика. М., 1995. С.35-45.

Домашнее задание.

Задание 1.

Охарактеризуйте приемы построения вступления:

В учебнике Л. А. Введенской и Л. Г. Павловой приводится следующая литературная иллюстрация: герой романа Александра Крона «Бессонница», ученый-биолог, готовит выступление экологической проблематики на международном научном симпозиуме в Париже. Идея о том, как построить не дававшееся ему начало речи, приходит в голову героя в небольшом кафе при разглядывании туристического путеводителя по Парижу, где содержатся сведения о гербе города - изображении кораблика c латинской надписью, обозначающей "колеблется, но не тонет", посреди бушующих волн. И ученый начинает свое выступление со слов: «Есть что-то знаменательное в том, что одна из первых международных встреч, посвященных защите жизни, происходит в городе, начертавшем на своем щите "fluctuat nec merqitur" - гордый девиз, который в наше время мог бы стать девизом всей нашей планеты…»

Задание 2. Заполните таблицу:

Ясность – прежде всего доступность материала для слушателей. Ясность достигается четкой композицией, убедительностью аргументов, простотой и эмоциональностью языка.

Простота – это умение говорить доступно о сложных и серьезных вещах, посредством наипростейших средств выразить наисложнейшее, добиться того, чтобы люди не могли не понять тебя.

Краткость (еще Цицерон утверждал, что «величайшее достоинство оратора – не только сказать, что нужно, но и не сказать того, что не нужно».

Какие еще требования к качеству речи существуют?